Голографика и неон: как меняется дизайн в эпоху VR и метавселенных
Из видеоигр — в цифровую реальность
Цифровые товары начали активно продвигаться благодаря видеоиграм. Условный Fortnite можно назвать новым Instagram (принадлежит компании Meta, с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена), но там гораздо больше возможностей: в игровых вселенных можно общаться, создавать аватары, покупать и продавать, строить бизнес и карьеру.
К дизайну товаров, которые можно продавать и покупать в играх, относятся все более серьезно. В 2021 году студия-разработчик Fortnite, компания Epic, совместно с модным домом Balenciaga добавила в игру лимитированную коллекцию цифровой одежды, которую создали по эскизам из архивов дома высокой моды. Ее можно было приобрести за внутриигровую валюту.
Но игры — это только начало. Концепция метавселенной подразумевает, что основой ее экономики станут цифровые предметы. Виртуальная одежда, товары, интерьеры, фотосессии, больше похожие на рендеры — раньше этим увлекались продвинутые пользователи, но в наши дни цифровая мода становится массовой.
Так, британский стартап Dematerialised в 2020 году начал продавать одежду и предметы роскоши, которые существуют только в интернете. Партию первых серебряных свитеров из 1212 штук стоимостью €121 каждый раскупили всего за три часа. Цифровую одежду и другие товары для аватаров уже продают и известные бренды, такие как Adidas, Ralph Lauren, Gucci, D&G, North Face, Maserati, Tesla, Rolls Royce.
Виртуальный предмет может существовать сам по себе, а может — в связке с реальным: скажем, вы покупаете реальное платье и получаете к нему цифровую копию для вашего аватара.
Если на заре цифровой эры физические предметы стоили дороже их цифровых копий, то теперь ситуация меняется, и подтверждение тому — огромная стоимость многих NFT (невзаимозаменяемых токенов) цифровых объектов, права на которые покупают на аукционах за миллионы долларов.
Дизайн в метавселенных: вперед в прошлое
Переход в виртуальную реальность сказывается на подходе к дизайну.
Если речь идет об одежде, то фантазию художников теперь не сдерживают ни стоимость материалов, ни законы физики, ни другие аспекты, которые обычно берутся в расчет при создании одежды. Так, в виртуальных очках может застыть одно и то же отражение, а элементы платья могут летать в воздухе.
Постепенный переход в виртуальную реальность находит отражение в дизайне не только одежды, но и других предметов. Дизайнеры активно экспериментируют с формами. Возможности в 3D-пространстве практически безграничны, а поле для воображения крайне широко. Художники отмечают, что не знают, в каком направлении будет развиваться их работа, так как возможности метавселенных ограничены только воображением.
Иногда объекты становятся более футуристичными, приобретая голографические и неоновые элементы. Иногда художники, наоборот, используют возможность воссоздать ретро-эстетику и сыграть на ностальгии: актуальными становятся вызывающая типографика (плавающие надписи, необычные шрифты), абстракционизм, вдохновленный идеями постмодернистов и антидизайнеров.
«Сегодня я вижу ресурсы, похожие на сайты с Flash-анимацией, которые мы создавали раньше», — говорит Хеге Ааби, основатель и креативный директор студии цифровых продуктов Sennep. — «Они веселые и экспериментальные, часто с ностальгическим привкусом. Бегущая строка, боковая прокрутка — что долгое время было запретным — и использование ретро-шрифтов и цветов возвращается. Ссылка на старые технологии никогда не устареет».