Почему традиционный подход к высшему образованию останется в прошлом
Приглашенными экспертами выступили:
- Вячеслав Николаев, президент, председатель правления ПАО «МТС»,
- Елена Бунина, генеральный директор «Яндекса» в России,
- Юрий Левин, ректор Школы управления СКОЛКОВО,
- Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ,
- Андрей Волков, профессор, директор Института общественных стратегий.
Традиционный подход к образованию устаревает, специалистов будут готовить университеты вместе с корпорациями, а главным предметом науки станет мир живых и биотехнических систем. Что такое высшее образование сегодня и каким оно будет?
Человек приходит в систему высшего образования в поисках смысла
На первый план сейчас выходят социальные, гуманитарные вопросы: людям важно понимать, ради чего они делают свою работу, могут ли они реализоваться, убеждены спикеры. Вектор развития российской системы высшего образования коррелирует с общемировым трендом: оно постепенно включает в себя систему исследований и разработок, то есть начинает работать и со смыслами, которые определяют будущее.
В подтверждение этого тезиса Вячеслав Николаев, президент, председатель правления ПАО «МТС» отметил, что корпорация нанимает на работу «людей неравнодушных и которые хотят чего-то добиться, к чему-то прийти».
Вячеслав Николаев:
«Конечно, образование в этом вопросе имеет значение всегда, но это не догма. Это в некоторым смысле способ, ценз, который позволяет сразу сказать: «Вот на этих людей точно стоит посмотреть, потому что они прошли через определенные испытания». Этим способом всегда можно воспользоваться».
Как отметил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, однозначно ответить на вопрос о том, что такое «высшее образование», сложно. Со стороны общества и государства — это большая отрасль с миллиардными оборотами и большим числом людей, которые вовлекаются в нее.
Дмитрий Ливанов:
«Система образования все глубже проникает в общество и влияет на разные его когорты. Сейчас люди учатся значительно больше, чем 20–30 лет назад. Важно не подменять вопросы инструмента и цели — не просто учить учиться, но и понимать, в чем смысл обучения».
«Чему и как учиться?» вместо «Чему и как учить?»
По мнению экспертов, традиционный подход к образованию — школа, университет, работа — остается в прошлом. Высшее образование должно становиться более гибким: студентам нужно давать больше самостоятельности, в том числе в выборе образовательного трека, и возможностей применять навыки на практике.
«Родителям я бы посоветовал по возможности не мешать, — отметил директор Института общественных стратегий Школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков. — Мы часто хотим куда-то определить наше чадо и нас это очень сильно подводит. Я передал инициативу на сторону студентов, это очень трудно, но необходимо… Им нужно пробовать себя на решениях очень сложных задач. Неважно в чем. Это может быть Набоков в журналистике, а может быть физика твердого тела. Нужно пробовать решить задачу, которая больше тебя и, если справился, всегда возникает чувство гордости. В учении самостоятельность и ответственность очень важна».
Компании и корпорации должны участвовать в обучении будущих кадров
Участники эфира пришли к выводу, что образовательный подход, основанный на партнерстве университетов и технологических корпораций, позволяет готовить сотрудников, которые будут востребованы в цифровой экономике. Представители бизнеса должны быть активно вовлечены в образование, поэтому уже сейчас самые передовые из них создают собственные образовательные проекты.
Елена Бунина, генеральный директор «Яндекса» в России рассказала о том, на что обращают внимание корпорации при приеме на работу: «Диплом как таковой не очень важен. Но когда мы знаем, что человек окончил хорошее высшее заведение, для нас это бывает плюсом. Хочется, чтобы высшее образование менялось и становилось более гибким. Когда мы создаем совместные программы с вузами, нам кажется, что нужно начинать с фундаментальных вещей, потом давать больше самостоятельности и возможности выбирать, ну и добавлять практическое применение. Сегодня, в отличие от, скажем, еще десяти лет назад, студенты постоянно спрашивают, где можно будет применить то, что они изучают».
Потребность в постоянном образовании
Мир меняется и существует потребность как личная, так и профессиональная к постоянному образованию, отметил ректор Школы управления СКОЛКОВО Юрий Левин. Все, кто работает в сфере высшего образования, должны быстро адаптироваться к новым трендам. Подход life-long learning, когда человек непрерывно учится, совершенствуя свои навыки, воплощается в жизнь.
Юрий Левин:
«Мы часто говорим о навыках, которые нужны при цифровой экономике и очень большой упор делаем на технические. Но для того, чтобы цифровая экономика развивалась, этого недостаточно. Soft skills, коммуникационные, возможность работать в команде и смотреть в глаза своему собеседнику, а не в экран компьютера, все это важно. К сожалению, традиционные вузы не уделяют этому достаточно внимания. К примеру, на программе MOOVE мы уделяем большое внимание развитию soft skills — умению общаться, работать в команде, подстраиваться под других».
Искусственный интеллект и его влияние на профессии будущего
Вячеслав Николаев рассказал о том, что ИИ в ближайшее время может заменить множество ИТ-специалистов.
«Да, это не происходит прямо сейчас. Но относительно недавно была популярна профессия переводчика, которая сейчас перестает быть востребованной, потому что уже достаточно технологий, которые позволяют говорить без посредника. То же самое с ИТ. Если раньше нужны были специалисты, то сейчас необходима общая ИТ-грамотность, которая будет для всех естественной. Все профессии становятся немного про ИT: они не потеряют своей актуальности, но изменится количество людей, которые в этой отрасли будут нужны. Через десять лет наверняка будут востребованы профессии, связанные с человеком, а также люди, которые могут быстро адаптироваться и понимать новые технологии. Вне зависимости от того, насколько далеко продвинутся цифровые технологии, всегда будут профессии, которые искусственный интеллект заменить не в силах», — пояснил глава МТС.
Возможность попробовать себя — это настоящая характеристика современного образования
Андрей Волков:
«Сейчас в мире происходит взрыв life science. Пандемия лишь подсветила это. Я лично думаю, что мир живых и биотехнических систем — это супербудущее. Мы говорим про физику как про что-то прошедшее, а всякая темная материя, темная энергия, проблемы микромира, мы только подошли к большой сложной проблематике и остановились. Спрос на осмысленность своей деятельности, вопросы живых систем, вот вопросы общества, а не только умение программировать. Это важно для родителей, для студентов и для ректоров. Образование должно быть не легким, а очень трудным и дико интересным».
MBA с курсом выживания и фокус на реальную жизнь
Андрей Волков:
«На программе MBA придумали модуль с выживанием в экстремальных условиях, он реализуется на Камчатке. Мы совершаем восхождения, но не учим альпинизму, это личный выбор человека. Мы перемещаем студентов в другое психосоматическое состояние, когда человек начинает понимать себя иначе, и способен сделать шаг за границу и в мышлении, в том, что он придумывает: новые продукты, выход на новые рынки, новый маркетинг. Это не новая практика, этим пользовались Гарвард, Стэнфорд, как правило в сфере управления. Потому что управление — это рисковая деятельность. Ты же принимаешь за других решение. Мы помогаем за счет таких экспериментальных форм, сделать шаг и стать смелее».
Вячеслав Николаев:
«Молодым специалистам, которых мы нанимаем очень много, уже недостаточно просто получать зарплату — их интересует, каких результатов стремится достигнуть компания и чего они могут там добиться. Я четко вижу этот запрос, искреннее желание что-то в этом мире изменить. Компаниям нужно адаптироваться к этому — именно поэтому мы участвуем в большом количестве образовательных программ: MOOVE со Школой СКОЛКОВО, совместной магистратуре с Физтехом и других».