Раздельный сбор отходов, 14 окт 2022, 19:00

Шесть самых эффективных стратегий в управлении отходами

Читать в полной версии
Фото: Freepik
Анна Урнова, генеральный директор Московского Центра Урбанистики, рассказывает, какие меры борьбы с мусором реально работают, а какие носят популистский характер

Стратегия 1. Запрещать неперерабатываемые виды пластика

Самую большую угрозу для экологии из всех отходов составляет пластик, поскольку именно он преобладает на открытых свалках и в океане. По данным Европейской комиссии на его долю приходится более 80% морского мусора. Главным производителем пластикового мусора является потребительский рынок — большая часть отходов приходится на упаковку. Например, по данным отчета Charles Rivers Associates, в Великобритании 40% всей пластиковой упаковки — это бутылки.

Различный пластик в разной степени наносит вред окружающей среде. Те же бутылки относятся к наиболее безопасным видам пластика — это полиэтилен высокой плотности (PET и HDPE) c высоким процентом вторичной переработки, до 70% и до 40% соответственно.

Самый вредный — «одноразовый» пластик, например, упаковочные пленки (LDPE) для пищевых продуктов или тонкие пластиковые пакеты. Он практически не подлежит переработке и отправляется либо на сжигание, либо на открытые полигоны. В переработку идет менее 5%.

Около 60 стран полностью или частично ввели запреты на его использование, хотя не везде получается сломить сопротивление лобби производителей. Однако складывается ощущение, что мера с запретом мелкого одноразового пластика носит в том числе и популистский характер. Она отводит взгляд от системного подхода с повышением осознанности бизнесов и населения и изменением процессов и инфраструктуры. Так, в 2015 году в британских магазинах была введена плата в 5 пенсов за пластиковые пакеты на кассах. За три года их количество сократилось на 95%. Но это же вызвало рост количества многоразовых пластиковых сумок на 1,5 млрд штук. Оказалось, что сумки содержат гораздо больше пластика.

Еще один пример есть с бумажными пакетами, которые считаются экологичнее пластиковых и во многих странах бесплатно выдаются в магазинах. Однако, чтобы окупить затраты на производство такого крафтового пакета, его необходимо использовать 43 раза, что опять-таки ставит вопрос о целесообразности этого решения.

Стратегия 2. Упрощать сортировку

Единообразие в сортировке и утилизации отходов повышает вероятность того, что вы выкинете мусор в правильный контейнер, что соответственно улучшит и результаты переработки. Такой путь выбрали, например, в Сан-Франциско, где по всему городу действует единая трехцветная схема для контейнеров. В целом, чем доступнее и понятнее инфраструктура для сортировки, тем выше ее показатели. Например, в многоквартирных домах Лондона не хватает места для установки нескольких баков для нескольких видов отходов, и это снижает показатели. К тому же в разных районах и у разных операторов действует своя цветовая кодировка, что запутывает горожан. В итоге в столице Великобритании наблюдается относительно низкий уровень переработки даже сравнительно с другими регионами страны.

Кстати, на процент сортировки может влиять и наличие в доме мусоропровода. Согласно опросу «Левада-центра» (признан в России иноагентом), 12% жителей крупных российских городов не хотят пользоваться сортировкой, потому что есть мусоропровод.

Эффективно меняет поведенческие привычки и другой путь — штрафы. В Южной Корее, например, они могут составлять до $1 000 за нарушение правил сортировки. Лондонские муниципалитеты могут увеличивать размер штрафов — от £100–210 и выше. Причем они касаются не только тех, кто кидает мусор мимо бака, но и кто переполняет его. На практике это называется «правилом двух пальцев»: бак должен весить столько, чтобы мусорщик мог отвези его к машине с помощью двух пальцев. А в Шанхае за неправильную сортировку придется заплатить не только деньгами (200 юаней для резидентов, включая туристов, и 50 000 юаней для компаний), но и социальными кредитами.

Цифровая карма: как будет работать система социального кредита в Китае
Социальная экономика 

Стратегия 3. Использовать гибкие тарифы

Опыт мировых столиц показывает, что для увеличения процента сортировки хорошо работают открытые тарифы, которые не вписаны в общие коммунальные счета, а также скидки на вывоз мусора по принципу «больше выбрасываешь — больше платишь».

В Южной Корее жители платят разную цену за каждый из пяти типов отходов (бытовые, пищевые, коммерческие, общественные и строительный мусор) в зависимости от размера и региона, и сортируют их в различные пакеты. Плата за пищевые отходы (зависит от веса) вместе с покупкой пакетов для мусора обходится семье из четырех человек примерно в $6 в месяц, и эти сборы покрывают 60% стоимости обслуживания.

Еще одной эффективной мерой выступает диверсифицированный налог, работающий по тому же принципу: больше загрязняешь — больше платишь. С 2022 года в Великобритании, например, планируется ввести налог на производство пластиковых упаковок, состоящих меньше, чем на 30% из перерабатываемых материалов. И в большей степени он затронет производителей самого вредного пластика — полипропилена (PP) и низкоплотного полиэтилена (LDPE).

В целом, именно гибкие тарифы показывают себя наиболее успешными: южнокорейская система платы по весу мусора (с 1995 года) или плата за баки разных размеров в Сан-Франциско стимулируют больше сортировать и меньше выбрасывать, чтобы меньше платить. Это явление было даже изучено социологами, и они определили, что действительно есть корреляция открытых тарифов на мусор с изменением бытовых привычек.

Стратегия 4. Вводить расширенную ответственность предпринимателей (РОП)

Вкладываться в технологии для реализации обязательств по РОП многие компании-лидеры начинают добровольно. Например, Lego запустила производство конструкторов из биоразлагаемых материалов, IKEA стремится перестроить весь бизнес в рамках циркулярной экономики, идеями РОП руководствуются многие автомобильные компании (Toyota) и ИТ-компании (Cisco, Microsoft). Добровольные обязательства на себя берут и кафе, например, сети Starbucks и Costa Coffee во многих странах запретили пластиковые трубочки и одноразовые стаканчики.

Другой путь — принудительный: например, Китай в 2020 году принял закон, вводящий РОП для производителей электроники, опасных товаров, пластика и упаковок. Их обязали создавать реестр отходов, чтобы легче отслеживать и управлять ими, проводить программы аудита чистого производства и создавать систему утилизации. В первую очередь, для электротехнической продукции, а также для продуктов и упаковки, включенных в специальный каталог. Для тонких полиэтиленовых пакетов (0,025 мм или тоньше) обязали остановить производство, а за толстые — введена специальная плата.

В соответствии с южнокорейской системой РОП, производитель или импортер ряда товаров (металлические банки, стеклянные бутылки, картонные и пластиковые упаковки, бутылки из PET, пластмассы, бытовая техника, флуоресцентные лампы и батарейки) должны соблюдать обязательную норму переработки отходов. В ином случае налагается штраф на основе стоимости рециркуляции, умноженной на 115–130%.

Ключевой вопрос — как стимулировать компании переходить на «зеленые» технологии, поскольку они теряют прибыли, либо перекладывают свои затраты на потребителей, особенно, если это товар широкого пользования. Недавно Greenpeace провел исследование, и выяснил, что многие пищевые гиганты, такие как Nestle, например, неправильно маркируют свой пластик. Поскольку в разных странах есть разные мощности для переработки, пластик с маркировкой 4 и 6 обычно не перерабатывается.

Стратегия 5. Переходить на многоразовое

Депозитная система для содействия многоразовому использованию (например, заменяя одноразовые пластиковые бутылки на многоразовые PET или стеклянные) используется в Южной Корее с 1985 года. Когда потребители покупают спиртные или безалкогольные напитки, они вносят залог, таким образом, депозиты включаются в потребительские цены каждого продукта. Залог возвращается потребителям при возврате бутылок.

Еще один способ — «зеленые» государственные закупки. Подсчитано, что в странах ОЭСР около 12% ВВП тратится на госзакупки. Это значит, что государство в них является одним из крупнейших потребителей. Чтобы стимулировать рынки переработанных материалов, та же Южная Корея рекомендовала госучреждениям (предприятиям, школам, органам власти и так далее) приобретать предпочтительно переработанные и эко-продукты. В 2005 году они приняли закон о поощрении закупок экологически чистых (переработанных) продуктов, в число которых входят водосточные трубы, защитные кожухи счетчиков воды, кирпич, бумага для печати, туалетная бумага и другое.

С другой стороны, далеко не все попытки директивно воздействовать на поведенческие привычки действительно эффективны. В 2013 году правительство Метрополии Сеула запустило государственно-частную инициативу Sharing City Seoul с привлечением университетов, бизнесов, СМИ, различных НКО и стартапов. В Корее существует традиция под названием «Пум-а-си», когда люди делятся едой с соседями, берут или сдают в долг инструменты, оборудование или другие товары и обмениваются детской одеждой и игрушками. Идея программы состояла в том, чтобы использовать традиции для организации и поддержки совместных бизнесов, которые помогут минимизировать отходы — каршеринга, велосипедного шеринга, сервисов по обмену детскими игрушками и одеждой, совместному использованию коммьюнити-центров (аналог ДК), открытой библиотеки данных. Но охват получился незначительным. Считается, что эта программа, несмотря на цель в создании совместных бизнесов и новых деловых отношений, де-факто инструментов к этому не создает.

Стратегия 6. Просвещать население

Согласно опросу «Левада-центра» за 2020 год, 70% россиян, у кого установлены контейнеры рядом с домом, начали сортировать отходы, из них почти половина делают это регулярно. Однако есть также ощущение, что эко-практики — это возвращение в СССР и в бедность, поэтому нужно уходить от этой аналогии и придумывать что-то для привлечения аудитории.

Практика показывает, что запрос на более осознанное потребление хорошо формирует поддержка темы среди населения и проведение правильных просветительских кампаний. Например, сильной стороной коммуникационной кампании в Шанхае (помимо штрафов в виде понижения социального статуса) является диверсификация коммуникационных каналов и четкое таргетирование целевых аудиторий (ТВ-пропаганда для более взрослого населения, игровые форматы для молодежи, школьные экзамены для детей).

Фасилитация в вопросах zero waste, согласно аудитам Сан-Франциско, помогает увеличивать количество материалов в переработку до 150%. Просветительские цели могут достигаться и с помощью культурных инициатив: создания арт-резиденций для художников, которые перерабатывают мусор в разные арт-объекты, организуют выставки и образовательные проекты.

Южная Корея с этой целью использует формат культурных комплексов. Вроде Sudokwon Landfill, который представляет собой рекультивацию бывшей свалки и создание крупнейшего в мире эко-полигона, включающего в себя завод по переработке отходов в биотопливо и эко-свалку, куда водят экскурсии. В 2017 году в Сеуле открылся еще один культурный комплекс — Upcycling Plaza, который посвящен переработке: использованные ресурсы с помощью дизайна превращаются в совершенно новые продукты.

25 октября РБК проведет второй ESG-конгресс ответственного бизнеса. Среди основных тем конгресса — мировые практики ESG, их внедрение, ESG-стандарты, регионы-драйверы ESG-инициатив.

Раздельный сбор отходов Циклическая экономика Мусорная реформа Благоустройство Загрязнение Конгресс «ESG-(P)Эволюция»
Главное