Кибербезопасность, 18 янв 2022, 12:00

Интересы, геоданные, банковские реквизиты: что интернет знает о вас

Читать в полной версии
Фото: depositphotos.com
Поисковые системы и крупные социальные сети знают о своих пользователях почти все — от модели смартфона до интересов. Рассказываем, зачем Google и Facebook эта информация и по каким ссылкам можно ее найти

Личная информация и интересы

Мы сами много рассказываем интернету о себе: в профиле указываем реальное имя и возраст, семейное положение, место учебы и работы. Поисковые системы и социальные сети анализируют информацию о пользователе, чтобы составить список его интересов и предлагать релевантные товары и услуги. Например, тем, кто часто путешествует, может постоянно попадаться реклама отелей, а те, у кого есть маленькие дети, видят в ленте скидки на детскую одежду и игрушки.

Где посмотреть рекламные интересы:

  • В аккаунте Google — раздел «Настройки рекламных предпочтений».
  • В приложении Instagram — раздел «Настройки» → «Безопасность» → «Доступ к данным» → «Реклама» → «Интересы».
  • «ВКонтакте» — нужно скачать из социальной сети архив с личными данными и зайти в папку «Реклама».
  • В профиле Facebook — раздел «Рекламные предпочтения».
Персонализированной рекламой в Google можно управлять, удаляя интересы, которые были присвоены вам ошибочно (Фото: google.com)

Личные фотографии

По фотографии человека можно найти его страницы в социальных сетях, узнать имя, возраст и другие данные. Для этого нужно загрузить фото в приложение, которое с помощью искусственного интеллекта проанализирует изображение и выявит совпадающие с ним картинки в интернете.

Какие сервисы могут найти профиль пользователя по фото:

  • Поиск по картинкам от Google.
  • Поиск по картинкам от «Яндекса».
  • Приложение Search4faces и его аналоги.

История поисковых запросов

Поисковые запросы, как и личная информация, помогают интернет-алгоритмам определять, чем интересуется пользователь и что ему нужно. Например, если вы несколько раз искали в Google или «Яндексе», где купить смартфон, система будет показывать баннеры магазинов электротехники.

Учитываются запросы не только в самих поисковых системах, но и в принадлежащих им сервисах. Если в YouTube вы часто ищете и смотрите обзоры гаджетов, Google на основе этой информации будет предлагать рекламу, связанную со смартфонами и другими девайсами.

Где посмотреть историю поисковых запросов:

Легко ли украсть ваши данные? Пройдите тест и узнайте
Индустрия 4.0 

Текущее местоположение и история перемещений

Информация о местоположении поступает со смартфона, если в настройках поисковой системы или приложения пользователь разрешил отслеживать свои перемещения. Геолокация может автоматически привязываться к фотографиям и видео на устройстве.

Поисковые системы и социальные сети используют информацию о геолокации, чтобы подбирать актуальную рекламу. Находясь в путешествии в другом городе, вы можете увидеть в ленте, что рядом с вашим отелем есть кафе с недорогими ланчами. Также Google и «Яндекс» запоминают наиболее часто посещаемые места (например, дом и работа), чтобы в навигаторе или приложении такси пользователь мог быстро проложить маршрут к ним.

Где посмотреть информацию о местоположении:

«Яндекс» предлагает пользователям оценивать места, которые они посетили (Фото: yandex.ru)

Банковские карты

При оплате онлайн-покупок мы часто сохраняем банковские реквизиты на сайте, чтобы не вводить их каждый раз, или пользуемся системами электронных платежей, например Google Pay. Система хранит эту информацию в зашифрованном виде — увидеть защитный трехзначный CVV-код, дату выпуска и полный номер карты не получится, доступны только последние четыре цифры.

Где посмотреть банковские данные:

История входов и информация о девайсах

Чтобы обезопасить аккаунт от взломов, почти все социальные сети фиксируют, когда, где, с какого IP-адреса и устройства заходил пользователь. Если авторизация кажется подозрительной, система может прислать уведомление, чтобы оповестить владельца профиля.

Где посмотреть историю входов и информацию об устройствах:

Пароли и приложения

«Яндекс» и Google предлагают сохранять логин и пароль от сайтов и автоматически заполнять, чтобы в дальнейшем пользователю не пришлось снова вводить их вручную. Данные синхронизируются на разных устройствах.

Чтобы войти на некоторые сайты или в приложения, часто не нужно создавать отдельный аккаунт на этих сервисах. Можно авторизоваться через Google, Facebook, «ВКонтакте». После этого у приложения появляется полный или частичный доступ к данным аккаунта, через который был выполнен вход.

Где посмотреть сохраненные пароли и сервисы, у которых есть доступ к данным профиля:

Кибербезопасность IT Социальные сети Facebook
Главное