Как история полярной медведицы раскрывает глубину климатических проблем
6 ноября 2015 года в зоопарке Огайо родилась Нора, полярный медвежонок, завоевавший любовь тысяч людей в разных концах мира. Ее полная драматизма история легла в основу книги, повествующей о влиянии климатических изменений на арктические экосистемы и северных жителей Аляски.
Кто автор?
Кейл Уильямс — репортер издания The Oregonian/OregonLive, которое первым выпустило большой спецпроект о медвежонке Норе. Собирая материал для статей, а потом и для книги, Кейл провел год в Орегонском Зоопарке в Портленде и побеседовал с десятками людей: ветеринарами, сотрудниками Ассоциации Зоопарков и Аквариумов, специалистами по изменению климата, охотниками и жителями умирающих поселков на Аляске.
О чем книга?
Нора стала первым медвежонком, родившемся и выжившим в зоопарке Орегона с момента его основания в 1927 году. Ее мать, белая медведица Аврора, на шестой день жизни малышки бросила ее, и людям пришлось экстренно учиться растить белого медведя. Работникам зоопарка нужно было самим изобретать смесь для новорожденной, которая, в отличие от львят или волчат, плохо переваривала лактозу. Так же остро стояли вопросы, как малышке согреться, научиться есть обычную для медведей пищу, ходить, плавать и вообще стать настоящим белым медведем.
Впервые столкнувшись с другим представителем своего вида в возрасте около года, Нора пережила самое настоящее тревожное расстройство. Психологические проблемы — не редкость у обитателей зоопарков. Фармкомпании даже разработали для подобных случаев антидепрессанты с приятными для животных вкусами — килькой, говядиной и печенью. Один из таких препаратов прописали и Норе. Она также столкнулась с проблемами опорно-двигательного аппарата из-за сложностей с усвоением необходимых питательных веществ из разработанного людьми меню. Как бы ни была точна наука и какими бы технологиями не обладали люди, мы по-прежнему не способны воссоздать то, что происходит само собой в дикой природе.
В естественных условиях белые медведи — одиночки, они редко общаются с себе подобными. Климатические изменения влияют на их популяцию особенно заметно. Медведицы рожают всего 3–5 раз за всю жизнь и долго выкармливают медвежат. Для этого им необходимо заранее обзавестись запасами жира, но основу медвежьего рациона — тюленей — становится все сложнее добывать из-за таяния льдов.
Уменьшение многолетнего морского льда влияет и на жизнь северных сообществ. Поселения, несколько столетий существовавшие на берегах Чукотского моря, столкнулись с необходимостью переселения из-за эрозии береговой линии. Дороговизна продуктов заставляет их, как и медведей, полагаться на охоту и рыбалку. Однако льды тают все раньше, течения меняются, сезонные миграции промысловых животных происходят в непривычное время. Накопленный поколениями северных предков багаж знаний, как выжить человеку в Арктике, оказывается бесполезным, а жилища разрушаются под действием штормовых приливов и таяния вечной мерзлоты.
Цитата
«Если столько людей могли посвятить себя одному белому медвежонку, может, вся планета объединится и спасет остальных представителей ее вида».
Зачем читать книгу?
Истории Норы, ее матери, привезенной медвежонком из Арктики, охотника, застрелившего 20 лет назад бабушку Норы, и его соплеменников демонстрируют, насколько сложна и хрупка северная экосистема. Конкретные примеры разрушительного влияния человека могут оказаться доходчивее и убедительнее, чем обобщенные отчеты о климатических изменениях.