4 главных вызова в образовании: как с ними справляются в России и мире
Что за исследование
Мы говорим об исследовании «Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире» экспертов Института образования ВШЭ при поддержке Фонда Сегаловича, которое вышло в конце 2021 года.
Вызов первый: внедрение технологий в обучение
Пандемия вынудила педагогов оперативно вести уроки онлайн. По данным мониторинга НИУ ВШЭ, сейчас в московских школах работает всего 1% учителей, которые не проводят занятия дистанционно; в регионах, где действует федеральный проект «Цифровая образовательная среда», этот показатель составил 2,8%; в остальных регионах — 4,9%.
Несмотря на опыт использования цифровых технологий в преподавании, учителя часто оказываются не готовы к переходу в онлайн. Не у всех получается развивать цифровые компетенции из-за высокой нагрузки и отсутствия практики, которая помогает их закрепить.
Как повышают цифровую грамотность учителей
В Хорватии создали сервис e-Skole — виртуальное сообщество, где школьные сотрудники делятся своим опытом, могут повысить квалификацию и обратиться за техподдержкой.
Этот сервис — небольшая часть хорватской сети CARNET, которая стала ключевой научно-образовательной платформой в стране. Подключенные к сети образовательные учреждения могут пользоваться ее сервисами от электронного дневника до лекций по онлайн-педагогике. Исследователи ВШЭ считают, что этот кейс демонстрирует, как онлайн-сообщество практиков облегчает внедрение технологий в школах.
В России действует несколько курсов, которые помогают учителям повысить цифровую грамотность. Например, этим занимаются в »Университете 20.35» — изучают вопросы цифровой экономики, анализируют образовательные данные, учат проектировать онлайн-обучение и работать с онлайн-инструментами. Этот сервис внедряет цифровые технологии с помощью переподготовки и повышения квалификации преподавателей. За год обучение там прошли порядка 3 тыс. педагогов.
Еще один полезный сервис — «Учительская» на платформе «Яндекс.Учебник». По запросу педагогов специалисты платформы проводят курсы повышения квалификации и освоения цифровых навыков.
Например, они рассказывают, как лучше подступиться к дистанционному преподаванию, развивать у школьников функциональную грамотность — умение применять школьные знания в повседневной жизни, вырабатывать индивидуальные программы обучения и бороться с эмоциональным выгоранием. В 2020 году курсы прошли около 100 тыс. учителей, из которых 87% успешно справились с тестами на цифровую грамотность.
Вызов второй: доступ к ИТ
Считалось, что с развитием онлайн-образования гораздо больше людей получат равные образовательные возможности. На деле оказалось, что для этого нужны как минимум оборудование и хороший доступ к интернету.
«Пандемия показала, что к шоковым трансформациям разные семьи оказались готовы по-разному. С одной стороны, дистанционные технологии доказали, что знание не имеет территориальных границ. Но одновременно мы увидели, что традиционное социальное неравенство воздвигло границы и для, казалось бы, общедоступных технологий, — говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. — Во время пандемии успешное преодоление вызовов обучения во многом оказалось зависимо от везения, обусловленного семейным капиталом: обладаешь ли ты нужной техникой и технологиями, навыками их использования, сохранил ли ты социальность и вовлеченность в новой цифровой среде».
Как справляются с цифровым неравенством
В Испании при поддержке оператора Vodafone в 2019 году начала работать программа DigiCraft для детей от 6 до 12 лет. Задача программы — повысить цифровые компетенции с помощью геймификации, экспериментов и работы в команде.
Программа обеспечивает школы и образовательные центры всем необходимым для обучения — инструментами, техникой, дидактическими материалами. На занятиях школьники могут проектировать карту звездного неба на потолке класса, создают голограммы, 3D-модели и играют с самостоятельно созданными элементами дополненной реальности. К 2020 году в ней поучаствовали свыше 4 тыс. школьников и 350 педагогов.
Другой похожий проект работает в Габоне, в республике на западе Центральной Африки. Программу Train My Generation запустили при поддержке ЮНЕСКО, чтобы обустроить специальные центры, обучать всех желающих компьютерным навыкам и помогать педагогам и предпринимателям, которые заинтересованы в развитии IT-бизнеса.
Пройти обучение и получить сертификат может любой желающий в возрасте 17–35 лет. Сегодня у Train My Generation 1,5 тыс. выпускников, 74 прошедших подготовку учителя и 10 тренинговых центров.
Комплексно решить ситуацию с неравным доступом к технологиям попытались и в Уругвае. Там с 2007 года действует сервис Plan Ceibal, задача которого — обеспечить доступ к интернету всем образовательным организациям страны, предоставить студентам персональные устройства и возможность пользоваться цифровыми образовательными ресурсами. По оценке исследователей, эта программа сыграла не последнюю роль в том, чтобы за 10 лет сократился разрыв между богатейшими и беднейшими группами уругвайского населения.
Вызов третий: индивидуальный подход к образованию
Все ученики разные, поэтому единой образовательной программы может быть недостаточно. В России и за рубежом создали несколько сервисов, которые в сочетании с единой программой ориентированы на максимальную персонификацию заданий, чтобы мотивировать учащихся и сделать процесс их обучения комфортным.
Как формируют индивидуальный подход
В США работает платформа ALEKS, ее запустили более 20 лет назад. С помощью искусственного интеллекта платформа оценивает и формирует индивидуальную траекторию обучения — обнаруживает пробелы в знаниях и помогает их устранить.
ALEKS делает это с помощью семантической карты, которая связывает между собой не отдельные темы и дисциплины, а возможные состояния знаний обучающегося. Каждая точка на карте — набор уже освоенных тем. А обучение можно представить как движение по этой карте.
В России с помощью »Яндекс.Учебника» преподаватели могут адаптировать программу под учеников с разным уровнем подготовки. Преподаватель может давать готовые и созданные им задачи, выбирая, какому ученику какое задание подойдет лучше, и формируя индивидуальные образовательные маршруты.
На выполнение каждого задания отводится три попытки. Если задания слишком сложные, система дает подсказки, в каком направлении действовать. Мгновенная обратная связь повышает мотивацию двигаться дальше — ученик видит результат своих усилий сразу, ему не нужно ждать, пока педагог проверит его работу.
Вызов четвертый: выбор образования и будущей карьеры
Эксперты Института образования ВШЭ пришли к выводу, что выбор образования и будущей карьеры — вопрос не только возможностей, но и внутренних установок.
Так, обучающиеся из менее обеспеченных семей чаще делают выбор в пользу менее престижных траекторий обучения. В России ключевая точка перехода — 9 класс. Среди отличников из семей, где родители получили только общее образование, лишь 63% поступают в 10 класс. А в семьях, где родители окончили вуз, 85% школьников переходят в старшую школу.
При выборе карьерной траектории важно понять не только то, что нравится и что интересно, но каковы сильные стороны и конкурентные преимущества самого ученика. Для этого разрабатывают онлайн-сервисы, которые помогают будущим студентам ответить на эти непростые вопросы.
Как помогают выбрать карьерный путь
Американская система Degree Compass на базе Государственного университета Остин Пии помогает студентам выбрать полезные курсы, где они смогут достичь наибольшего успеха. Разработчики сервиса используют идеи, которые лежат в основе систем рекомендаций Netflix. Используя данные студентов, обучавшихся на этих курсах ранее, система сопоставляет их с профилем конкретного студента и предлагает программы, которые ему подойдут лучше всего. А тьюторы получают аналитику по этим рекомендациям. Точность прогнозов в успешности освоения дисциплин достигает 92%.
Но даже при контроле за успеваемостью школьники из менее обеспеченных семей чаще выбирают менее привлекательные и сложные пути. Переломить этот тренд помогает американская разработка Virginia Education Wizard. Сервис предлагает студентам пройти тесты на профориентацию, проконсультироваться со специалистами по выбору дальнейшего карьерного пути, получить информацию о доступных стипендиях.
А еще на сайте можно попробовать Imagine — игру, которая помогает понять, какую зарплату нужно получать, чтобы следовать желаемому стилю жизни в штате. В этой программе участвуют 122 из 132 школьных округов штата Вирджиния, 104 тыс. студентов из 20 колледжей.
Что рекомендуют эксперты
Новые формы обучения — огромная ниша для разработчиков в образовательной сфере. Но их эффективность может упираться в проблему цифрового неравенства, при котором доступ к технологиям есть не у всех.
Эксперты Института образования ВШЭ предложили несколько вариантов плавного перехода к новым формам образования. Один из вариантов — выделить студентам из низкодоходных семей адресные субсидии на покупку техники или дать оборудование на время.
Параллельно с этим необходимо поддерживать вузы в разработке образовательных программ нового формата. Здесь важно развивать цифровые инструменты, которые помогут самостоятельно мониторить и оценивать компетенции — в том числе метапредметные навыки: коммуникацию, кооперацию, критическое мышление.
Еще следует создать механизмы цифровой сертификации навыков и включить онлайн-курсы в образовательные достижения студентов. При этом не последнюю роль в цифровом образовательном переходе сыграет развитие новых онлайн-форматов и более широкий доступ к глобальным цифровым библиотечным каталогам.