Ожившие промзоны: как искусство дает новую жизнь индустриальным городам
Промышленная революция и ее последствия
В XVIII—XIX веках в развитых странах Европы и Северной Америки происходила промышленная революция. Ручной труд заменялся машинным, а вместо мануфактур строились фабрики. Преобразования привели к экономическому подъему: объем всего произведенного в Европе и США промышленным способом по отношению к остальному миру в 1750 году составлял 23,3%, а в 1900 году — 85,6%. В Российской Империи и СССР масштабная индустриализация началась чуть позже, после Великих реформ Александра II в 1860-х, продолжилась в 1890-е, а затем восстановила темпы в 1920 годы. И на Западе, и в России процесс привел в том числе к появлению городских пространств нового типа — промышленных зон. Предприятия концентрировались в одном месте, что облегчало работу и упрощало цепь поставок.
Ржавый пояс России
В условиях перехода к постиндустриальному обществу во второй половине ХХ и в начале XXI века перед мировыми экономиками встал нетривиальный вопрос: что делать с промзонами и ненужными фабриками? Заводы постепенно закрывались, рабочие меняли квалификацию, но пространства в городах площадью в 5-10 га оставались невостребованными. В США появился отдельный термин для обозначения части страны со множеством закрывшихся с 1970-х заводов и промышленных зон — «Ржавый пояс». Аналогичным образом метафорически опоясать можно как Санкт-Петербург и Москву, так и всю Россию, особенно территорию Урала и Западной Сибири.
Индустриальность и культура
В Москве промзоны еще 20 лет назад занимали около 17% от всей площади города. С начала 2010-х годов их активно перестраивают под креативные кластеры, выставочные пространства, жилые и офисные кварталы. Похожие проекты можно найти и в Санкт-Петербурге. Многие знают про центр современного искусства «Винзавод» или дизайн-завод «Флакон», но в России существуют сотни городов, в которых в последние 10 лет промзоны и фабрики, в том числе действующие, преобразовываются и переосмысливаются через искусство.
В 2019 году специалисты Уральской индустриальной биеннале — глобального фестиваля современного искусства в центре России — совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина осуществили проект «Индустриальность и культура». Он состоял из четырех частей:
Исследование — сбор материалов, в том числе и через интервью, об успешных практиках работы с индустриальным наследием как в России, так и в остальной Европе
Архив — создание базы данных с исследованиями и материалами по ревитализации старых промышленных объектов.
Лаборатория — практическая платформа для работы с индустриальным наследием на местах.
Форум — дискуссии и практические лаборатории, посвященные коммуникации об индустриальности и культуре.
В рамках Лаборатории в небольшие города проектов-победителей (Сатка, Североуральск и Верхняя Губаха) отправились российские эксперты в области урбанистики, музейного дела и социокультурных проектов. Вместе с кураторами они разработали стратегии перезапуска индустриальных пространств и их комплексной поддержки.
Поездки художников и партисипаторность
Тема Уральской биеннале 2021 года была сформулирована как «Время обнимать и уклоняться от объятий». Биеннале постаралась объять весь Урал и западную Сибирь, задействовав не только 8 площадок в Екатеринбурге, но и 10 городов региона. В рамках программы резиденций в течение полугода российские и иностранные художники вместе с куратором Владимиром Селезневым знакомились с городскими сообществами, уральским индустриальным наследием и производственными процессами действующих предприятий. В этих поездках проявился один из главных принципов биеннале — партисипаторность. Она заключается в том, что художники создают проекты при активном соучастии жителей города и городских сообществ. Итоговые работы — объекты визуального искусства, выставки, перформативные проекты — создавались и презентовались в городах-партнерах. Примечательно то, что резиденциями стали не только крупные центры, но и малоизвестные города: помимо Нижнего Тагила и Челябинска, авторов принимали Асбест, Полевской, Кыштым, Сатка, поселки Черноисточинск и Сокол в Свердловской и Челябинской области соответственно.
Корпорации, искусство и городские сообщества
Преобразованию индустриальных объектов и превращению их в арт-центры способствуют и сами промышленные компании. В 2019 году одна из частей Уральской биеннале проходила на площадке действующего предприятия госкорпорации «Ростех», Уральского оптико-механического завода. В 2021 году корпорация вновь предоставила площадку для биеннале — в этом качестве выступил новый цех оптико-механического завода.
Директор по коммуникациям компании Екатерина Баранова отмечает: «Новации и смелые эксперименты — это стихия Ростеха. Именно такую атмосферу создает Уральская индустриальная биеннале, где в едином формате соединяется современное производство, творческий процесс и человек. Этот проект созвучен нашей работе, нашим ценностям, поэтому мы являемся его партнером уже не первый год».
Еще один пример корпоративной работы с городскими сообществами и привлечением людей в город — компания «Металлоинвест», которая владеет крупнейшим месторождением железной руды в СНГ рядом с Железногорском, Курская область. При поддержке корпорации в городе был отремонтирован музей современного искусства «Цикорий», созданный студенткой Александрой Дорофеевой в 2016 году. На церемонии открытия после реконструкции она заявила: «Малая родина для нас — не просто слова. Мы выбрали современное искусство как инструмент преобразований из-за того, что художественный язык одновременно универсален и красив».
С 2017 года работу по развитию взаимодействия города и предприятия ведет компания «Сибур». За это время комбинат «ЗапСибНефтехим» в Тобольске стал одной из популярных туристических площадок. В своем выступлении в рамках «Российской креативной недели» начальник отдела по связям с органами государственной власти ООО «Сибур-Тобольск» Елена Бельская отметила, что привлечение туристов позволило компании решить вопрос с экологической открытостью: «Когда через промышленный туризм разговариваешь с населением или с гостем, у них складывается абсолютно другая картинка того, что же такое промышленность». Кроме того, сотрудничество позволило создать бесшовную среду: сейчас в Тобольске на равных существуют и Тобольский кремль, и доступная в рамках безопасной зоны площадка комбината, не выпадающая из городского контекста.
Куда поехать на каникулах: гид по отечественным арт-промзонам
Результатом совместной работы кураторов, художников и промышленных компаний становится развитие промышленного туризма — это направление стало особенно популярным в России в последние несколько лет. Небольшие и ранее не вызывающие интереса с точки зрения туризма города становятся настоящими центрами притяжения: сюда приезжают посмотреть на переосмысленные пространства заводов и промзон, на уникальные инсталляции и стрит-арт. Это способствует как развитию экономики, так и накоплению культурного опыта регионов.
Яркие арт-проекты создают красочный и современный образ промышленных городов. Комиссар и художественный руководитель уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова называет арт-интервенции в промышленные пространства «точечными прививками искусства» и уверена, что они способствуют формированию новой культуры повседневности и вкуса, а также дают повод для разговора о самих себе.
Для тех, кто хотел бы отправиться в путешествие по России в зимние праздники и заодно поддержать возрождающиеся маленькие промышленные города Сибири и Урала, мы собрали короткий гид по индустриальным арт-локациям — резиденциям Уральской биеннале.
Асбест, Свердловская область. «Памятник неизвестному гражданину», Бехзад Нури
Это произведение комбинирует непохожие друг на друга мотивы. «Памятник неизвестному гражданину» — предмето-ориентированная детская площадка, которая вдохновлена тремя вещами: югославскими мультиками из 1970-х «Профессор Балтазар», архитектором эпохи раннего модернизма Моисеем Гинзбургом и памятником шведскому дипломату Раулю Валленбергу, спасшего жизнь тысячам венгерских евреев в период холокоста. Автор Бехзад Нури объединяет вещи из разных миров для того, чтобы показать: не так уж мы сильно и отличаемся. Как гласит описание памятника, у него «есть потенциал стать местом общения для абсолютно различных социальных сообществ».
Сатка, Челябинская область. «Сад камней», Василий Кононов-Гредин
C 1980 года в Березовском карьере в городе Сатка добывали магнезит для производства огнеупорных кирпичей. Процесс завершился в конце 2020 года, и сейчас карьер медленно заполняется водой. Инсталляция позволяет взглянуть на пространство по-новому: 250 зеркал, установленных на уступах карьера, отражают солнечный свет на воду и стены, находящиеся в тени. Таким образом, промышленный ландшафт приобретает сходство с японским садом камней. Финалом инсталляции станет затопление карьера.
Полевской, Свердловская область. «Северский поток», Анна и Виталий Черепановы
На торце одного из зданий градообразующего предприятия «Северский трубный завод» изображены раскаленные ярко-красные трубы. Рабочий фабрики взирает на них спокойно. Спич-баббл из окна гордо гласит: «Внимание! Работают люди». Анна и Виталий Черепановы по-модернистски соединяют роспись стен и традицию советского монументального искусства с визуальным языком современной городской рекламы
Сатка, Челябинская область. «Рекультивация», Андрей Оленев
«Рекультивация» — это мурал, огромная картина, нанесенная на стену 14-метровой шахтной печи производственного комплекса группы «Магнезит». Она занимает площадь в 4,6 тыс. м². Перед началом работы Андрей Оленев посещал карьеры, производственные цеха и общался с сотрудниками предприятия. В итоге он создал образ рабочего XXI века, которому важен не только результат, но и забота об окружающей среде/
Черноисточинск, Свердловская область. «Стечение», Вадим Кондаков
В Черноисточинске раньше было два главных завода: текстильный и железоделательный. В память о них Вадим Кондаков создал инсталляцию, которая отображает круг жизни: отлитый для промышленных нужд металл возвращается земле. Художник объединил оба начала города: природное и индустриальное.