EdTech 2022: каким будет цифровое образование
Отрасль на пороге 2022: главный контекст
Минувший год не принес радикальных перемен российской индустрии EdTech, но конкуренция заметно обострилась. Крупные Edtech-компании с большой аудиторией, давно присутствующие на рынке, в 2021 году расширяли линейку продуктов и актуализировали контент под запросы времени. Так, платформа Учи.ру запустила 5 дополнительных курсов для школьников, в том числе по финансовой грамотности, обучению методу «слепой печати» и продвинутой математике. У бизнес-школы Like Центр появилось три новых продукта и 55 траекторий для развития бизнеса.
Сергей Попков, сооснователь и программный директор Skillbox:
«В 2021 году Skillbox Holding Limited (входят Skillbox, GeekBrains, SkillFactory) запустил более 400 курсов, в сумме их число достигло 1200. Мы не только расширяли линейку, но и радикально перезапускали существующие программы — то есть масштабно реконструировали сам трек обучения».
Новые игроки нарастили аудиторию и вступили в конкурентную гонку с лидерами. Например, за полгода с момента создания образовательная сеть по подписке Megacampus выросла до 50 тысяч активных пользователей и 150 разноформатных курсов. Онлайн-школа по подготовке к ЕГЭ Вебиум за полтора учебных года набрала 53 тысячи учеников.
Стремясь занять свое место на рынке, молодые проекты делали упор на уникальные форматы и узкие ниши. Например, школа креативных технологий TUMO, созданная в середине 2020 года, предложила авторский курс по скринлайфу от Тимура Бекмамбетова и воркшопы с Еленой Борщевой и Асей Казанцевой по личностному росту. Платформа «Профилум» вышла на B2C рынок в 2021 году с продуктом для профориентации школьников и уже провела 300 тысяч консультаций.
Большинство опрошенных экспертов рассказали, что искали правильное соотношение офлайн и онлайн форматов, которые окончательно перестали разделяться на два отдельных канала.
Ирина Харлакина, директор приемной комиссии международной сети школ-пансионов EF Academy:
«Несмотря на все ограничения в этом году, нам удалось выпустить 294 студента из всех наших кампусов. В это же время выпускники получили более 1052 офферов от университетов по всему миру — более 3 предложений на человека. 70% выпускников поступили в вузы Великобритании и США. Это говорит о том, что у нас получилось трансформироваться и создать комфортные условия для онлайн и офлайн практик».
Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр:
«Мы сделали ставку на гибридное обучение — микс онлайн и офлайн. В 2021 году школа провела 554 часов онлайн-занятий. В то же время с помощью партнерской сети мы организовали 30 000 офлайн-мероприятий в 150 городах России и мира».
EdTech-2022: нишевые тренды
Дополнительное профессиональное образование
Участники этого сегмента отмечают два главных фактора: возросший запрос на переквалификацию и формирование профессионального комьюнити как особой карьерной среды.
Сергей Попков, Skillbox:
«Переквалификация — зарождающийся тренд в нашем сегменте. Все больше вчерашних студентов вузов, равно как и выпускников прошлого десятилетия осознают, что хотят и могут изменить карьерную траекторию. Часть из них выбирает программы ДПО. Раньше многим казалось, что смена социального статуса и повышение уровня дохода зависят исключительно от предпринимательских способностей, выслуги лет и прочих внешних причин. Но сегодня люди отчетливо понимают: такие изменения напрямую коррелируют с уровнем профессионального образования. К примеру, уже сейчас среди студентов и выпускников, обратившихся за помощью в наш Центр карьеры, примерно 5% людей старше 45 лет».
Этот тренд фиксируют не только EdTech-компании, но и традиционные игроки образовательного рынка. Чтобы сделать переквалификацию более доступной, вузы вступают в коллаборации с цифровыми платформами. Ценность такого сотрудничества не только в более гибких способах обучения, но и в соединении экспертизы, что позволяет адаптировать образование к требованиям рынка через практико-ориентированные треки.
Сразу несколько опрошенных экспертов сегмента ДПО отметили тренд на формирование профессионального комьюнити.
Григорий Аветов, CEO и фаундер Megacampus:
«Мы заметили, что вопросы карьеры и трудоустройства особенно волнуют аудиторию. Поэтому еженедельно проводим карьерные ярмарки, где заинтересованный пользователь может ближе ознакомиться с профессиями и пообщаться с крупными работодателями. Отрасль EdTech стремительно движется в сторону формирования комьюнити. Профессиональный нетворкинг давно доказал эффективность, но намного выгоднее создавать сообщество из тех, кто учится и преподает. В сферах спорта, энтертеймента и оффлайн-обучения (alumni как идентичность выпускников) эта тенденция давно укоренилась. Поддержка прочных горизонтальных связей — залог развития новой, более сильной образовательной культуры и увеличения оборотов рынка».
Детское образование
Топ-менеджеры сегмента полагают, что главными приоритетами для компаний станут поиск инструментов вовлеченности и эксперименты с технологиями и форматами.
Илья Паршин, гендиректор образовательной онлайн-платформы Учи.ру:
«В поисках наиболее эффективного способа взаимодействия и обучения поколения зумеров EdTech-проекты будут уделять все больше внимания поиску новых форматов, интерфейсу платформ и креативному маркетингу с привлечением звездных экспертов. Прикладной характер знаний, увлекательная форма подачи, индивидуальный подход и возможность свободного выбора — то, на что стоит сделать ставку, разрабатывая образовательные продукты для подрастающего поколения «digital natives».
Эксперты считают, что поскольку многие школы продолжают работать в гибридном формате, проводя часть занятий онлайн, будут востребованы инструменты, помогающие усилить вовлеченность в учебный процесс при дистанционном обучении. Одним из них может стать геймификация.
Александр Абрамов, директор по образованию Школы креативных технологий TUMO в Москве:
«Сегодня мы видим, что для студентов становится особенно важно чувствовать свою вовлеченность в необразовательные процессы, ощущать себя частью некоего сообщества. Стремление подростков к коммуникации, их открытость и желание узнавать новое не только через учебники, но и с помощью более интерактивных форматов, диктуют тренд на геймификацию в образовании. Представляется, что именно она будет одним из самых эффективных способов получения новых знаний в ближайшем будущем».
Ирина Харлакина, EF Academy:
«Мы предполагаем, что изменится не только формат разработки образовательных продуктов, но и оффлайн пространства. Например, будет больше интеграций игровых механик, цифровых гаджетов — интерактивных досок, микрофонов и камер — всего, что позволит улучшить качество преподавания».
Эксперты также отметили тренд на персонализированное обучение, для которого больше подходят асинхронные форматы занятий.
Даниил Дарвин, основатель и СЕО онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Вебиум:
«В синхронном формате ученики подключаются в одно время с преподавателем, при асинхронном — смотрят записи занятий либо предзаписанные видео в удобное время. Мы предоставляем ученикам оба формата на выбор, поэтому достоверно видим, что интерес к синхронному формату снижается. Сейчас онлайн-занятия смотрят около 10% из всех учеников, в прошлом году было около 20%».
В нише подготовки к ЕГЭ происходит усиление IT-составляющей, которая дает конкурентное преимущество. Проекты начинают развивать собственные LMS, мобильные приложения и другие технологические компоненты. Некоторые участники рынка отмечают, что при этом важно соблюдать интересы не только юных пользователей, но и другой части аудитории — преподавателей.
Анна Шайхутдинова, CEO профориентационной платформы Профилум:
«Учитель становится важным игроком и участником рынка «школьного Edtech». Если технология не упрощает жизнь учителя, а наоборот, ее усложняет, то проекту будет сложно масштабироваться. Что касается трендов сегмента в целом, то мы делаем ставку на рост детского дополнительного образования в онлайне. Сегмент допобразования и внешкольного обучения в России развит больше, чем в других странах, но, в отличие от репетиторского рынка, он еще мало оцифрован».
Общие тренды индустрии-2022
Data-Driven Design
Сергей Попков, Skillbox:
«Благодаря Data-Driven Design — проектированию продукта на основе данных (исследований, тестов, проверки гипотез, Big Data) — можно замерять сразу несколько различных показателей образовательного процесса: прогресс, удовлетворенность, качество отдельных единиц контента, обучаемость, соответствие ожиданиям рынка и т.д. Мы уже запустили цифрового помощника-методиста, в котором удобно изучать поведение пользователей на платформе и их реакцию на контент. Это позволяет оперативно отслеживать ситуацию и дорабатывать программы. С этим тесно связан другой тренд — построение индивидуальных образовательных траекторий и адаптивность обучения. Здесь речь о том, что обучение подстраивается под входной уровень подготовки студентов, их цели, индивидуальную скорость прохождения и закрепления материала, предпочтения по формату контента и возможности выбора кейсов для практики».
Персонализация и гибридное обучение
Илья Паршин, Учи.ру:
«Тренд, который будет усиливаться в последующие годы, связан с персонализацией обучения. Причем помимо развития информационных технологий, которые позволяют гибко формировать учебный план на онлайн-платформах, нас ждет развитие и педагогических методик — в частности института тьюторства».
Ирина Харлакина, EF Academy:
«Один из главных трендов — гибридное персонализированное обучение, где совмещаются оффлайн и онлайн направления. Оно поможет сохранить креативность и заинтересованность студентов в учебном процессе, что, несомненно, влияет на мотивацию».
Быстрые треки
Григорий Аветов, Megacampus:
«В 2022 году краткосрочное обучение окончательно обособится в отдельную нишу. Речь идет о получении необходимых компетенций для любой профессии всего за 1-2 месяца. Это связано с тем, что студент желает получить конкретный результат за меньшее время, поэтому происходит адаптация учебных программ под новые реалии».
Новые области знаний
Илья Паршин, Учи.ру:
«Обучение компетенциям XXI века, или так называемым «гибким навыкам», основные из которых — навыки коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности, также будет востребовано и в 2022 году. Хотя само выражение «навыки XXI века» стало привычным, все еще до конца не ясно, насколько изменятся реальные подходы к обучению, и с помощью каких инструментов можно оценивать развитие этих навыков».
Анна Шайхутдинова, Профилум:
«Сегодня многие хотят развиваться в креативных индустриях, мы видим интерес к созданию контента — от блогинга до гейм-дизайна. При этом очень важна работа с мотивацией. Мы, например, стремимся измерить внутреннюю мотивацию ребенка, чтобы помочь родителю грамотно ей управлять».
Качество вместо количества
Василий Алексеев, Like Центр:
«Крупные игроки EdTech-рынка синхронно заговорили о качестве продукта. Оно станет одним из основных критериев для участников при выборе той или иной образовательной программы. Выиграют образовательные экосистемы с качественным продуктом гибридного формата, сильным сообществом и развитой IT-инфраструктурой».
Сергей Попков, Skillbox:
«EdTech-рынок становится зрелым — как глобально в мире, так и в отдельных странах. В России отрасль также развивается стабильно и последовательно. Сегодня игрокам важно не просто слепо гнаться за цифрами, а сфокусироваться на качестве продукта и сервиса».