HR и рынок труда, 24 дек 2021, 17:20

Как государству и бизнесу преодолеть дефицит квалифицированных рабочих

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Работодателям по всей России не хватает квалифицированных рабочих. Изменить ситуацию можно совместными усилиями государства и бизнеса. Рассказываем, откуда в России дефицит «синих воротничков» и как с ним справиться

Откуда в России дефицит «синих воротничков»

В России не хватает квалифицированных работников практически во всех отраслях, особенно «синих воротничков» — специалистов рабочих специальностей. Например, спрос на работников производства, добывающей отрасли и сельского хозяйства вырос на 45% в третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году.

При этом выросло число вакансий слесарей на 27%, сварщиков — на 19%, а кондитеров — на 15%. А 56% опрошенных компаний Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) нуждаются в профессиональных рабочих. Бизнес не может полностью укомплектовать штат, независимо от ситуации на рынке — и в кризисы, и в периоды подъема экономики.

Фото: Росстат

Одна из причин дисбаланса на рынке труда — отток мигрантов из-за пандемии. Параллельно с этим снизилась и внутренняя миграция россиян. По данным Росстата в 2020 году, внутренних мигрантов стало меньше на 520,4 тыс. человек, или на 12,9% по сравнению с предыдущим годом. Потребность в квалифицированных кадрах испытывают не только отдельные предприниматели, но и целые города.

«Города — тоже работодатели. Многомиллионная Москва нуждается в поварах для столовых, в сантехниках, парикмахерах, тьюторах. Для любых городов среднее профессиональное образование — вход в профессию, возможность в будущем открыть свое малое предприятие. В Москве огромное количество мигрантов из российских регионов и ближнего зарубежья, потому что московских специалистов не хватает. Если государство не закроет этот дефицит, его закроет рынок с помощью миграции», — отметил руководитель Центра урбанистики при экономическом факультете МГУ им. Ломоносова, председатель совета директоров Московского центра урбанистики Сергей Капков.

Другая причина дефицита — демографическая яма. За последние десять лет число людей 20—24 лет снизилось почти вдвое — с 12 млн человек до 7 млн человек. Людей 25—29 лет тоже стало меньше, а это один из самых активных возрастов для трудоустройства.

Почему дефицит кадров — не единственная проблема

Работодатели сталкиваются не только с дефицитом кадров, но и со снижением качества их подготовки. Задача среднего профессионального образования — давать сильные практические навыки, но они очень отстают от реальных потребностей бизнеса.

Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет и остается одной из главных проблем мирового рынка труда. Например, в рабочих специальностях не хватает специалистов, которые сочетают гибкие навыки и профессиональную экспертизу. По шкале Burning Glass, в мире около трети вакансий с таким запросом, но людей не хватает.

Еще одна проблема — недостаточная оснащенность колледжей и техникумов. В большинстве учебных заведений стоит устаревшее оборудование, которое не соответствует современным производствам.

Но есть и хорошие новости. Выпускники школ стали чаще выбирать среднее профессиональное образование — около 60% выпускников девятых классов. В начале 2000 годов СПО выбирали только 10–12% учеников. В России более 3,6 тыс. средних учебных заведений, в которых учатся около 3,3 млн студентов. Больше 2 млн студентов учатся на бюджете.

Согласно данным Института образования НИУ ВШЭ, изменился социальный статус студента колледжа — представление молодежи о карьере меняются, а высшее образование становится менее доступным. При этом среди таких студентов все больше выходцев из семей среднего класса. Самые популярные программы среднего профессионального образования: «Информационные системы и программирование», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Повар, кондитер», «Сестринское дело».

Выход — в объединении усилий

По данным BusinesStat в 2021 году, количество студентов среднего профессионального образования в России в 2016—2020 годах выросло на 17,2% — с 2,85 млн человек до 3,34 млн человек. Но только 60% из них находят работу по специальности. Чтобы увеличить этот процент, нужно приблизить подготовку колледжей к требованиям работодателей. Для этого в Министерстве просвещения России разработали федеральный проект «Профессионалитет».

«Министерство просвещения проводит работу над проектом в беспрецедентно открытом диалоге с работодателями, с широким участием экспертного сообщества, в том числе на площадке РСПП и в рамках работы Партнерского совета, созданного при Минпросвещения», — отмечает сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Андрей Комаров.

«Профессионалитет» включает три основные инициативы.

  1. Вовлечение партнеров. Создатели проекта планируют вовлечь представителей профессиональных сообществ в среднее профессиональное образование. «Действующие игроки рынка» станут инвесторами образовательной системы — смогут сформировать свои запросы к программе, вовремя скорректировать подготовку студентов и помогут им найти работу. Для этого за инвестиции в среднее профессиональное образование планируют ввести специальный налоговый вычет — эту инициативу поддержал президент России на съезде РСПП 17 декабря.
  2. Новые программы. В техникумах и колледжах введут новые образовательные программы. Они будут короче, но практичнее и интенсивнее: до двух лет для рабочих профессий, до трех лет — для более технологичных.
  3. Другая подготовка. Планируется создать центры молодежных инициатив внутри учебных заведений. А еще воссоздать государственную систему подготовки преподавателей специально для СПО.

В программе примут участие около 150 тыс. студентов, обучающихся по специальностям железнодорожной, атомной, металлургической, нефтегазовой и нефтеперерабатывающей отраслей, в области машиностроения и легкой промышленности. Для этого в проект инвестируют около ₽30 млрд в 2022—2024 годах.

Проект поможет развить государственно-частное партнерство в сфере СПО. По мнению Андрея Комарова, это наиболее эффективный формат взаимодействия бизнеса и государства для подготовки кадров. Именно в таком формате 10 лет назад им был создан проект «Будущее Белой металлургии» в Первоуральске Свердловской области. Инвестиции в образовательную инфраструктуру составили более ₽1,5 млрд. За это время по программе было подготовлено больше 1 500 специалистов для инновационных производств.

«Будущее Белой металлургии» — одна из первых программ в России, основанная на дуальной модели: 60% обучения студенты осваивают и отрабатывают практические навыки, 40% — изучают необходимую теорию. Благодаря такому подходу за 3 года и 10 месяцев студенты могут освоить две основные и две смежные профессии, получить квалификационные разряды и реальный производственный опыт не менее полутора лет.

Другой пример государственно-частного партнерства — профильный колледж «Хино» в Подмосковье. «Хино» открыли в 2019 году на базе Химкинского техникума, на котором готовят рабочих для производства грузовиков на автозаводе. В колледже создали новый учебный корпус, лаборатории и мастерские. А еще разработали 11 модульных образовательных программ, опираясь на требования будущих работодателей.

Подобный колледж открыли в Красногорске в 2019 году, но уже с уклоном в ИТ. Благодаря договору «Ростелеком», в колледже готовят специалистов в сфере телекоммуникации, кибербезопасности и других цифровых услуг. При этом основной упор по-прежнему сделали на практику — она занимает до 65% всего времени обучения.

Дуальное обучение помогает предприятиям корректировать подготовку студентов, делая акцент на специфику своей работы, и потом набрать в штат специалистов, которых уже не потребуется дополнительно обучать. А колледжам и техникумам — обучать студентов навыкам, которые действительно пригодятся на рынке труда. Именно такой подход поможет системе среднего профессионального образования создать новое поколение квалифицированных рабочих.

HR и рынок труда Регуляторы Четвертая промышленная революция
Главное