Гранты и стипендии за рубежом: что изменилось в условиях COVID-19
Об эксперте: Александра Оленина — предприниматель, эксперт в области международного образования, со-основатель крупнейшего в России и Центральной Азии поисковика зарубежных вузов, программ, стипендий и стажировок — StudyQA.
Гранты и стипендии пользуются большой популярностью среди студентов. И это неудивительно, ведь стоимость обучения за границей предполагает, как правило, серьезные вложения, а эти виды финансовой помощи способны покрыть как всю стоимость обучения, так и ее часть. В прошлом году мы уже писали о том, как получить финансирование в зарубежном вузе. Однако изменения в мире, которые пришлись на 2020–2021 годы и затронули в том числе сферу международного образования, оставили молодых людей с амбициозными планами в подвешенном состоянии. Что изменилось?
Увеличилась конкуренция
В 2020 году, то есть в первый год пандемии COVID-19, немного уменьшилось количество заявок на стипендиальные программы и на программы международного образования в целом. Как студенты, так и университеты были в режиме ожидания. И если первые пытались понять, что происходит, то вторые прорабатывали стратегию и план действий в резко изменившихся условиях.
Большинство студентов приняло решение в тот год остаться в своей стране и переждать волну. Однако в 2021 году, несмотря на новые штаммы вируса и внушительную статистику смертности, количество людей, подающих заявки на разные стипендиальные программы, в частности на Erasmus Mundus, выросло в 2–3 раза. То есть даже на программы с небольшим конкурсом, куда раньше было проще пройти, в этом году стало намного сложнее поступить.
Большое количество заявок существенно увеличило нагрузку на приемные комиссии по их рассмотрению, что в свою очередь изменило сроки, необходимые для обработки такого массива входящих данных. В среднем ожидать решения теперь приходится на 1–2 месяца дольше.
Все перешло в онлайн
Несмотря на пандемию, университеты не отказываются от своих стипендиальных программ. Но имеется ряд стран, которые в настоящий момент не принимают студентов на очное обучение в связи с закрытием границ и опасной эпидемиологической ситуацией, предпочитая удаленный формат обучения. Кроме того страны вводят новые требования к въезжающим, которые постоянно меняются. США, например, пускают в страну только полностью вакцинированных людей. Причем вакцина должна быть одобрена ВОЗ или FDA, а «Спутник V» в этот список пока не входит.
Поэтому многие стипендиальные программы реализовывались в онлайн-режиме на протяжении последнего года, но с рядом условий. Ярким примером здесь может послужить Китай: студенты, которые обучались очно и получали финансирование, ныне вернулись на родину и посещают занятия удаленно. При этом они не получают покрытие расходов на учебу, предусмотренное программой. Но после открытия границ и при желании продолжить учебу непосредственно в Китае, студенты будут иметь право на финансовую помощь.
Онлайн-обучение дало возможность университетам набирать более многочисленные группы учащихся. Некоторые учебные заведения приняли решение о создании альтернативной формы обучения студентов, где они сами могут сделать выбор: учиться онлайн или очно.
О поддержке студентов
На данный момент в некоторых странах введена система «светофоров». Это значит, что государство следит за обстановкой с пандемией в разных странах и присуждает ей соответствующий цвет в зависимости от количества заболевших и появления новых штаммов. Так страны могут быть причислены к зеленому, оранжевому и красному спискам. Система «светофоров» практикуется, например, в Великобритании. Студенты из стран «зеленого списка» могут въезжать туда без последующих ограничений, чего не скажешь об учащихся из «желтых» стран, например, из России: им после въезда необходимо соблюдать десятидневный карантин и сдать два ПЦР-теста. А вот прибывающие из стран «красного списка» должны отправиться на строгую самоизоляцию в «карантинный отель». Времяпровождение там стоит порядка £1750 или ₽177 000 за десять дней. Ряд университетов Великобритании помогает студентам покрыть эти траты, выделяя необходимое финансирование.
Многие вузы во всем мире идут навстречу иностранным студентам, поддерживают их и предоставляют разные типы финансовой поддержки, чтобы помочь преодолеть тяжелые времена. Во многих высших учебных заведениях были созданы дополнительные фонды, направленные на минимизацию последствий, связанных с COVID-19. Поддержка оказывается в первую очередь текущим студентам, чья финансовая ситуация изменилась, и у них больше нет возможности оплачивать обучение. Фонды также оказывают содействие в помощи приобретения техники и гаджетов, необходимых для продолжения обучения. В обязательном порядке выдаются маски, проводится ликбез о том, как вести себя в текущей ситуации.
Приоритет публикаций о влиянии COVID-19
Объем финансирования на проведение исследований и публикацию научных статей, связанных с последствиями COVID-19, стал на порядок выше. Это коснулось абсолютно разных сфер: образования, экономики, медицины, туризма.
Сроки публикации материалов, связанных с коронавирусом, также сократились. Обычно подобные исследования рассматривали от двух лет и более в зависимости от слепого рецензирования, или blind peer reviews, которые проводит аудитория академических журналов высокого уровня. Однако сейчас статью можно опубликовать за несколько месяцев при условии исследования непосредственных результатов влияния пандемии и COVID-19 на ту или иную сферу.