Где моя посылка: изучаем путь заказа из-за границы до покупателя
Где покупают россияне
Российские покупатели все больше заказывают онлайн. Только в последнюю «черную пятницу» они потратили на онлайн-шопинг ₽85,7 млрд. Это в два раза больше прошлогодних показателей.
Но для индустрии доставки 2021 год оказался непростым. Из-за антиковидных ограничений все еще не восстановились логистические цепочки по всему миру. А локальные кризисы — как, например, в Суэцком канале, портах США или Дальневосточных российских портах — дополнительно осложняли положение дел.
К концу года на ситуацию начал традиционно влиять и сезонный фактор. В период высокой покупательской активности — например, под Новый год — задержки учащаются. Тем более, многие европейские и американские сортировочные центры закрываются во время рождественских праздников.
По данным за 2020 год, «Почта России» доставляет 94% всего розничного импорта и работает со всеми популярными у россиян маркетплейсами и интернет-магазинами — AliExpress, Joom, ASOS, iHerb. Рассказываем, от чего зависят сроки доставки и скорость прохождения таможни и как зарубежный шопинг может измениться уже в следующем году.
Что происходит с вашим заказом: пошаговый гид
Шаг 1: подготовка к отправке товара
После того как вы оформили и оплатили заказ в интернет-магазине, продавец обрабатывает и передает его в доставку. В среднем на это уходит до трех-пяти дней. Но иногда ждать приходится дольше.
Например, во время праздников и больших распродаж сроки обработки заказа увеличиваются из-за высокой нагрузки на магазины и логистические службы. Также многие зарубежные продавцы объединяют заказы и отправляют их партией, чтобы доставка стоила дешевле. На консолидацию отправлений уходит время, из-за чего посылки могут отправляться с задержкой.
Шаг 2: доставка до границы с Россией
Скорость доставки зависит от тарифа и того, каким именно способом повезут вашу посылку. Чтобы получить товар вовремя, советуем внимательно ознакомиться с условиями доставки интернет-магазина и сроками, которые указаны на сайте. Как правило, самая быстрая доставка — авиацией, но стоить она будет дороже, и за нее покупателю придется доплатить. Стандартная доставка стоит дешевле или же может быть бесплатной. Это зависит от условий интернет-магазина.
Кроме того, из-за пандемии авиасообщение со многими странами до сих пор не восстановлено, поэтому многие отправления идут в Россию сложными маршрутами. Например, товары из Южной Америки сегодня сначала отправляют самолетом в Финляндию или Берлин, а оттуда на машинах в Россию.
Кто отвечает за ваш заказ
За доставку товара до России отвечают зарубежные логистические компании. Это может быть как национальная почта страны-отправителя (например, «Почта США»), так и частные курьерские службы, такие как DHL, UPS, FedEx. С кем именно работать, решает сам интернет-магазин.
Если при оформлении заказа вы выбрали доставку «Почтой России», это значит, что оператор подхватит посылку, только когда она придет в Россию, и уже тут «Почта» доставит ее до получателя.
Но есть и исключения. Европейские интернет-магазины могут отправлять товары через немецкую дочернюю компанию «Почты» — RusPost GmbH. В Берлине у нее есть собственный логистический центр, мощности которого ежемесячно могут обрабатывать около 350 000 посылок. И если заказ идет через «дочку», то «Почта» отвечает за него на всех этапах пути.
Также отправление из зарубежных интернет-магазинов может поступить в международные места обмена «Почты России» — в Лондоне и Хельсинки. В этом случае доставку из страны отправления в Россию тоже будет контролировать оператор.
Шаг 3: таможня
С 2019 года «Почта России» может сама декларировать зарубежные товары по упрощенной процедуре. Если зарубежный интернет-магазин заключил соглашение с Почтой России на услугу, таможенное оформление товаров пройдет быстрее.
После того как вы оформили заказ, «Почта России» получает о нем всю информацию, передает ее в ФТС и авансом оплачивает таможенную пошлину. А покупатель в удобной ему форме и в удобное время, но до момента получения посылки, перечисляет пошлину через почтового оператора.
Получается, что все формальности выполняются еще до того, как посылка приходит в Россию. Далее ФТС в онлайн-режиме принимает решение о выпуске посылки. Как правило, 97% отправлений проходит таможню без дополнительного досмотра, за счет чего сроки доставки могут сократиться на один-три дня.
По такому принципу через «Почту» уже работают AliExpress, Asos, iHerb, Joom и Notino, на которые сегодня приходится больше 75% импортных посылок. Постепенно подключаются и другие крупные интернет-магазины.
Во всех остальных случаях посылка на таможне обрабатывается в ручном режиме: сотрудник ФТС изучает информацию о товаре, заносит данные в систему и принимает решение о выпуске. При большом потоке таких отправлений, например, во время распродаж и праздников, могут быть задержки.
Бывает, что у таможенного инспектора возникают вопросы к содержимому посылки. Тогда ее отправляют на дополнительный контроль.
Почему товар могут отправить на дополнительный досмотр
- Содержимое посылки запрещено к ввозу. К таким товарам относятся оружие, ядовитые вещества, наркотики, растения, шифровальные и радиоэлектронные средства, лекарства и т.д.
- В сопроводительных документах есть ошибки или не хватает информации. В этом случае отправление передают в таможню по месту нахождения получателя и вызывают последнего для предоставления документов. Как правило, достаточно выписки из банка с суммой покупки, счета от продавца (или скриншота с сайта магазина), паспорта и ИНН.
- Стоимость товара не соответствует среднерыночной или разница между весом брутто и весом нетто превышает какой-либо критерий (детально таможня эти критерии не раскрывает).
- Товар поступил из страны, для которой законодательно предусмотрена усиленная проверка.
Шаг 4: сортировка и доставка
Зарубежные посылки прилетают в Россию в так называемые места международного почтового обмена. У «Почты» они есть по всей стране, в том числе в Калининграде, Москве, Владикавказе, Екатеринбурге, Владивостоке и других городах.
Посылки, которые прилетают в Москву, сортируются в логистическом центре «Почты России» во Внуково. Этот центр — крупнейший в Европе, и в среднем через него каждый день проходит около 1 млн отправлений. В среднем, на сортировку уходит от четырех часов до целых суток.
Из Внуково ваша посылка может поехать на машине в ближайшие города, например, в Москву. Как правило, сначала почтовая машина отвезет ее в небольшой районный сортировочный центр, куда стекаются отправления для нескольких почтовых отделений. А уже оттуда другая машина доставит посылку в почтовое отделение рядом с адресом получателя.
Если отправление адресовано в другой город, то из Внуково посылка может поехать туда на автомобиле, поезде, а иногда и на собственном самолете «Почты» в крупный магистральный сортировочный центр. А уже из него — в ближайшее к получателю почтовое отделение.
Кстати, в 2021 году средний срок пересылки отправлений с товарными вложениями внутри России составляет 3,2 дня. Для сравнения — в 2020 году этот показатель был чуть больше 3,7 дней.
Шаг 5: в руки получателю
От стоимости доставки зависит то, как именно вам доставят товар. В случае с «Почтой» вы можете оформить EMS-доставку, и ее доставит курьер. Также забрать посылку можно в почтовом отделении. Их у «Почты» 38 000 по всей стране.
Если посылка пришла в отделение, а зайти за ней нет возможности, вы можете заказать доставку на дом в мобильном приложении или на сайте «Почты». За 100 рублей курьер доставит отправление в удобный для вас день.
Еще одна альтернатива — пока, правда, доступная только для москвичей — заказать доставку роботом «Яндекса». Сейчас эта услуга тестируется в нескольких районах Москвы. Доставка стоит всего ₽1.
Также забрать посылку можно в почтомате «Почты России». В 2022 году их будет больше 5 000 по всей стране. Причем у оператора есть эксклюзивное право на установку почтоматов в московском метро. Уже сегодня на переходах между станциями работает почти 90 аппаратов.
Как получить посылку быстрее
- Оформить электронную подпись через мобильное приложение и получать письма и посылки без паспорта — по коду из смс за 30 секунд. Этой функцией пользуется уже 40 млн человек.
- Подключить электронное извещение. Когда посылка придет на «Почту», вы получите онлайн-уведомление: в push-сообщении, смс или по e-mail.
- Записаться в почтовое отделение через сайт или приложение. Тогда можно прийти ко времени и не стоять в очереди. С начала года этой услугой воспользовались более 1,7 млн раз.
Как изменится доставка в 2022 году
В следующем году в России должны появиться первые таможенные (бондовые) склады, оператором которых должна стать «Почта России». Зарубежные интернет-магазины смогут заранее завозить в Россию самые востребованные товары, размещать и хранить их на складах. При этом они будут облагаться пошлинами и налогами только после того, как их купят.
То есть товары будут ехать к покупателю не из США или Китая, а сразу с российского склада. В результате товар попадет к покупателю намного быстрее. Промежуток между оплатой заказа и его получением сократится с нескольких недель до одного-четырех дней.