Политика zero waste: насколько эффективно мегаполисы борются с мусором
Зачем городам понадобилась политика zero waste?
Во всем мире основная часть отходов сбрасывается или утилизируется в той или иной форме на свалках. Причем только 8% из них размещаются на санитарных свалках с системами сбора свалочного газа, 31% — попадают на открытые неконтролируемые свалки.
В развивающихся же странах до 93% отходов выбрасывается на открытые мусорные полигоны. А вот страны с высоким уровнем дохода много производят, но много и утилизируют: процент попадания на свалки может достигать 2%. Правда, помимо утилизации, значительную часть своего мусора Европа и США отправляют в другие страны — например, Британия самостоятельно перерабатывает лишь 37% отходов, тогда как остальное экспортирует. Но место на крупнейших свалках мира (в Китае, Южной Корее) заканчивается раньше рассчитанного срока. Кроме того, эти страны стали вводить ограничения на ввоз опасных отходов, что сильно ударило по экспортерам.
Мусорная пирамида
Для информирования населения о принципах zero waste политики в Великобритании используют схему перевернутой пирамиды. Она, в частности, показывает, что основные усилия города должны сосредотачиваться на предотвращении образования мусора — эффективнее сразу отказаться от использования не перерабатываемых видов материалов, одноразовых или недолговечных вещей, чем потом вкладываться в переработку этих отходов.
Принцип переиспользования мусора — предполагает продление жизни вещей, которые можно обменивать или ремонтировать, а не выбрасывать сразу. Для этого вещи должны быть качественными и ремонтопригодными.
Промышленная переработка мусора — это, собственно, ресайклинг, то есть переработка отходов для новых целей, включая компостирование.
Дальнейшая переработка оставшегося мусора — означает мусоросжигание и биометаногенез, предусматривающий выработку энергии. В Лондоне три таких завода и еще два в процессе постройки.
Утилизация на мусорном полигоне и простое мусоросжигание — в идеале должны быть сведены к нулю. Снижению этого сегмента способствует директива Евросоюза EU Landfill Directive, ограничившая количество биоразлагаемого мусора, который страны-члены ЕС могут отправлять на свалки.
Лондон: налог на свалки и запрет палочек для коктейлей
Лондон позиционирует себя пионером циклической экономики, и эта тема имеет достаточно широкую поддержку среди населения. С 2003 года жители сортируют отходы и, согласно статистике, уровень переработки бытовых отходов в период с 2000 по 2013 год вырос значительно: с 11% до 45%.
Снизить количество отходов, сбрасываемых на полигоны на 44% (с 2000 года) помог диверсифицированный налог на свалки: ставка в £3 за тонну (на 2020 год) для менее загрязняющих материалов и стандартная в £94,15 за тонну — для всех остальных.
С 2020 года власти Британии начали активное наступление на пластик: запретили использование не перерабатываемых пластиковых трубочек и палочек для коктейлей. А с 2022 года планируется введение налога на производство пластиковых упаковок, состоящих меньше, чем на 30% из перерабатываемых материалов.
Великобритания продолжает вполне успешно снижать объемы утилизации на мусорных полигонах: за последние 10 лет этот показатель упал с 65% до 12%. Дополнительным стимулом стала ограничительная политика Китая, куда до недавнего времени Британия экспортировала значительный процент своего мусора. Отходы пришлось перенаправить в Малайзию, Турцию и Индонезию.
«Фантастическая тройка» Сан-Франциско
Эко-активисты Сан-Франциско, который сегодня считается одним из самых успешных zero waste городов в штатах, много лет борются за сохранение океанского побережья, больше 90% мусора — это мусор с берега, а еще точнее пластик (пакеты и трубочки). Для города это настоящее бедствие. Основные усилия власти сосредоточили на борьбе с пластиком, максимально простых правилах сортировки и пропагандистской кампании.
В 2002 году в городе начался эксперимент по сортировке под девизом «Fantastic Three» (с 2004 года процедура стала обязательной). «Фантастическая тройка» — это три кодированных цветом бака для отходов: переработка (голубой), компост (зеленый) и общий мусор (черный). Чтобы жители активнее сортировали мусор, здесь придумали сделать баки для переработки и компоста в два раза больше, чем для смешанных отходов, что автоматически делает их вывоз дешевле.
C 2007 года Сан-Франциско одним из первых городов в Штатах ввел запрет на пластиковые пакеты в магазинах. А с 2018 года запретил весь неперерабатываемый пластик: контейнеры для еды, стаканчики и крышки для кофе/холодных напитков, зубочистки и трубочки.
В результате активной политики городских властей к 2018 году 80% мусора со свалок стало отправляться на переработку и компост (это самый высокий показатель в США).
Но о решающей победе над мусором говорить рано: США на сегодня остаются крупнейшим в мире производителем твердых бытовых отходов, и ограничительные меры не успевают за ростом их объема. Не спешат выполнять их и сами производители вредного пластика, которые имеют сильное лобби.
Шанхай: как борется с отходами их крупнейший мировой импортер
После США вторым по величине производителем твердых бытовых отходов в мире является Китай, и здесь одна из самых острых ситуаций: более 80% утилизируются на мусорных полигонах и мусоросжигательных заводах. Кроме того, много лет Китай работал на прием вторсырья из развитых стран — США и Евросоюз отправляли сюда до 80–90% своего мусора.
В 2000-х годах ситуация стала критической. В 2013 году в Китае была принята программа «Зеленого забора», которая усилила надзор над ввозимыми отходами. Шоковым явлением для стран-экспортеров мусора стала принятая в 2017 году программа «Национальный меч», объявившая полный запрет на ввоз и контрабанду смешанного пластика (низкого качества и сложного для переработки). За год действия запрета на импорт пластика в КНР его объем упал на 96%.
В этом же году Китай начал активную пропагандистскую кампанию среди населения под девизом «экологической цивилизации» и слоганом: «сортировка мусора — это новая мода». Особо продвигается тема «отходов как ресурсов».
С 2019 года Шанхай стал пионером по обязательной сортировке отходов. Именно здесь работает крупнейший в мире мусоросжигательный завод Лаоган.
26 млн шанхайцев, включая бизнесы, должны разделять отходы в месте их происхождения по четырем категориям: остаточные отходы, влажные отходы, отходы, подлежащие вторичной переработке, и опасные отходы. Все категории собираются через 3 000 пунктов вторичной переработки только в установленных местах и в определенное время. Мусор нужно выкидывать без пакетов.
Нарушителей штрафуют, причем не только деньгами, но и социальными и налоговыми кредитами, снижение которых может повлиять на место работы, процентную ставку ипотеки и пользование общественным транспортом. Для этого применяют технологии искусственного интеллекта: «умные» китайские урны могут взвешивать количество сложенного мусора и присваивать кредиты. Для наказания нарушителей используется технология сканирования лиц, чтобы потом транслировать их на общественные экраны.
Сеул — чемпион по пищевым отходам
У Южной Кореи есть своя особенность: традиционный подход к приему пищи генерирует огромное количество пищевых отходов. И хотя сейчас их перерабатывается более 95% по сравнению с менее чем 2% в 1995 году, проблема сохраняется. Для ее решения в Сеуле появились «умные урны», производящие из отходов компост, который потом идет на городские фермы и общественные сады. Некоторые находятся в подвале многоквартирных домов и используются для выращивания грибов. В устройстве садов городские власти покрывают от 80% до 100% начальных затрат.
Тема управления отходами популярна в корейском обществе — здесь функционируют более 180 экологических НКО, а также тематические парки, как Sudokwon Landfill, крупнейший в мире эко-полигон на месте бывшей свалки.
Однако основная проблема сеульцев, как и страны в целом, — продолжение производства мусора в объемах больших, чем возможно переработать. С одной стороны, Южная Корея добилась одного из самых высоких показателей переработки отходов в мире в 53,7%. Значительный успех связан с введением схемы «Плати по количеству выкинутого» (Pay As You Throw). С другой, страна до сих пор входит в тройку лидеров по потреблению пластика на душу населения и является одним из лидеров по количеству пищевых отходов. Сеул кроме того находится в десятке мегаполисов, производящих больше всего отходов в целом.
Примеры мегаполисов подтверждают общемировой тренд: управление отходами оказывается неизбежной политикой для стабильного развития, а его главная стратегия — уменьшение мусора. Сейчас реализация происходит за счет открытых тарифов на вывоз и просветительских кампаний. Каждый из четырех рассмотренных городов, независимо от уровня достижений стратегии zero waste, включает уменьшение количества мусора в свои KPI на ближайшие годы.