Что читают визионеры: десять любимых книг Юваля Ноя Харари
Стивен Пинкер, «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса»
Интернет пестрит предсказаниями катастроф, кругом войны и болезни — кажется, что человечество деградирует, а мир катится в пропасть. Психолог и популяризатор науки Стивен Пинкер утверждает, что эта установка — всего лишь когнитивное искажение, связанное с невозможностью нашего сознания абстрагироваться от негативных событий. На самом деле, чтобы понять, что сейчас мы живем лучше, чем когда-либо, достаточно оглянуться вокруг. Медицина победила естественный отбор и борется со старением, экономика позволяет находить время на отдых, насилия стало меньше. С помощью статистики и научных исследований разных областей жизни Пинкер доказывает, что мы живем в эпоху непрерывного прогресса, а все проблемы можно решить, следуя законам Просвещения. «Это самая оптимистичная книга, которую я читал за долгое время. Конечно, есть с чем не согласиться и о чем поспорить, но именно это делает эту книгу такой интересной» — рассказывает Харари.
Ли Кайфу, «Сверхдержавы искусственного интеллекта: Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок»
Ли Кайфу — один из самых известных предпринимателей и исследователей в области искусственного интеллекта в мире. Эта книга — исследование перспектив искусственного интеллекта не с точки зрения технических возможностей, а в большей степени с точки зрения экономики. Ли описывает, как Китай стремительно становится ведущей державой в области ИИ: «Если данные — новая нефть, то Китай — Саудовская Аравия». В результате противостояния двух сверхдержав, КНР и США, экономика может серьезно пострадать: многие потеряют работу, а разрыв между богатыми и бедными увеличится.
Эксперт предполагает, что ИИ может вытеснить работников как умственного, так и физического труда. Так, переводчик, рентгенолог и оператор службы поддержки равно как и водитель грузовика, работник швейной фабрики и кассир скоро могут быть заменены машинами. Это связано с тем, что перечисленные профессии не требуют высоких социальных и творческих навыков. С другой стороны, успокаивает Ли, те специалисты, чья работа требует творческого подхода и эмпатии, вряд ли уступят свои места роботам.
Олдос Хаксли, «О дивный новый мир»
Классическая антиутопия, сюжет которой построен вокруг общества потребления, где процветает генная инженерия и деление на касты, главная ценность — стабильность, а проблем, как и депрессии, просто не существует. Любое отклонение от нормы здесь — дикость, а тот, кто не согласен с режимом — Дикарь. Харари называет «О дивный новый мир» «самой пророческой книгой XX века», так как многие вещи и события, описанные Хаксли, легко представить в нашей повседневной жизни.
«Когда вы читаете «О дивный новый мир», вы не знаете, утопия это или антиутопия. У вас есть ощущение, что в этом мире что-то ужасно неправильно, но вы не можете понять, что именно, потому что все постоянно счастливы и довольны… Судя по нашей нынешней траектории, мы как раз на пути к Дивному новому миру» — утверждает Юваль Харари.
Тим Фланнери, «Европа: первые 100 млн лет»
Палеонтолог и защитник природы Тим Фланнери рисует подробный и увлекательный портрет Европы как перекрестка мира, где за 100 млн лет прижились, трансформировались и перемешались многие виды живых организмов. Когда-то территория Европы была местом образования первых коралловых рифов, а теперь там больше волков, чем в Северной Америке. Фланнери описывает в книге сам процесс формирования европейской территории, рассказывает, как эволюционировали ее флора и фауна, и как из места, заросшего папоротниками и заселенного тритонами, Европа превратилась в одну из самых биологически динамичных территорий.
«Книга Тима Фланнери стала для меня своего рода обзорной экскурсией. Ее самыми яркими моментами стали посещение Европы, когда она была тропическим архипелагом, населенным динозаврами, и пеший поход из Лондона в Амстердам через древний Доггерленд», — поделился впечатлениями Харари.
Лю Цысинь, «Задача трех тел»
Научно-фантастический роман китайского писателя Лю Цысиня — первая часть трилогии «Память о прошлом Земли». Название отсылает к одной из нерешаемых задач небесной механики — раздела астрономии, использующего законы механики для изучения движения небесных тел, в основном в Солнечной системе. В 2015 году книга получила премию «Хьюго» как лучший фантастический роман года.
Действие романа происходит в КНР в эпоху Культурной революции 1960-х годов: китайское правительство отправляет сигналы в космос, чтобы выяснить, есть ли жизнь за пределами Земли. Однажды инопланетяне все-таки отвечают — из космоса приходит предупреждение больше никогда не связываться с внеземными цивилизациями ради безопасности планеты. Но человечество непреклонно, и в результате наживает себе врага в лице более развитой инопланетной расы. «Если вы думаете, что атомные бомбы страшны, подождите, пока не прочтете, что может сделать с нашей Солнечной системой двумерная бомба», — говорит Харари.
Франс де Вааль, «Последнее объятие Мамы: Чему нас учат эмоции животных»
Эта книга переносит нас в «зазеркалье животного мира, который одновременно очень чужд и смущающе знаком». Приматолог Франс де Вааль пытается разобраться, испытывают ли животные те же эмоции, что и люди: могут ли они смеяться, стыдиться, ненавидеть, завидовать и любить. Изучая самые разные виды животных на протяжении 40 лет, де Вааль обнаружил у них удивительные способности к эмпатии, взаимопомощи и прощению.
Свои наблюдения Франс де Вааль подкрепляет примерами. Один из них — смерть матриарха-шимпанзе по имени Мама, в честь которой и названа книга. Шимпанзе было 59 лет, когда к ней пришел проститься биолог Ян ван Хофф. Мама узнала ученого, обняла его и начала гладить по голове, хотя этот жест считается типично человеческим. Таким образом де Вааль показывает, что мы — не единственные животные, способные испытывать глубокие и сложные переживания.
Майкл Поллан, «Мир иной. Что психоделика может рассказать о сознании, смерти, страстях, депрессии и трансцендентности»
Журналист и ЗОЖ-активист Майкл Поллан начинал эту книгу как масштабное исследование того, как ЛСД и псилоцибин используются для оказания помощи людям, страдающим от депрессии, зависимостей и тревоги. В процессе он обнаружил, что эти вещества способны помочь и здоровым людям справиться с проблемами повседневной жизни. Так началось путешествие автора в различные измененные состояния сознания, а также глубокое погружение как в новейшую науку о мозге, так и в процветающее подпольное сообщество психоделических терапевтов.
Предупреждая об опасности, которая сопровождает употребление любых наркотических веществ, Поллан напоминает о главной цели, ради которой была написана книга: приблизиться к разгадке человеческого разума и понять, на что мы готовы пойти, чтобы найти смысл в жизни. В этом с ним согласен и Харари: «Что бы вы ни думали о психоделиках, книга напоминает нам, что разум — величайшая тайна во Вселенной, что эта тайна всегда с нами и что мы обычно посвящаем слишком мало времени и энергии ее изучению».
Элизабет Колберт, «Шестое вымирание. Неестественная история»
За последние 500 млн лет произошло пять массовых вымираний биологических видов — все они были связаны исключительно с природными катаклизмами. В результате каждого вымирания «Большой пятерки» с планеты исчезало до 80% всех видов живых существ. Прямо сейчас происходит Шестое крупнейшее вымирание — и на этот раз в нем виноват человек.
Американская журналистка Элизабет Колберт проследила истории нескольких бесследно исчезнувших видов, поговорила с учеными и попыталась выяснить, как получилось, что деятельность человечества стала смертельной для других живых существ, и можем ли мы это остановить. Каждая из 13 глав посвящена одному вымершему или вымирающему виду: бескрылой гагарке, гавайскому ворону, суматранскому носорогу и другим.
В 2015 году книга Колберт удостоилась Пулитцеровской премии, а The Guardian включил ее в список 100 лучших нехудожественных книг всех времен.
Кэти О’Нил, «Убийственные большие данные. Как математика превратилась в оружие массового поражения»
Многие решения и события в нашей жизни предопределены компьютерными алгоритмами. Сможем ли мы купить жилье в ипотеку или машину в кредит, сколько мы платим за медицинскую страховку — все это уже определяют не люди. При этом алгоритмы призваны способствовать большей социальной справедливости, поскольку они якобы непредвзяты. Но так ли это на самом деле?
Профессор математики и финансовый аналитик Кэти О’Нил знакомит нас с темной стороной математических моделей, которые сегодня используют компании и государства. Алгоритмы стали опасным оружием в руках корпораций: они непрозрачны, нерегулируемы и в конечном счете работают так, что дискриминация только усиливается. Например, бедному студенту не одобрят образовательный кредит, который мог бы помочь ему выбраться из нищеты, поскольку алгоритм посчитает его неблагонадежным клиентом. Таким образом, человек попадает в порочный круг. О’Нил раскрывает некоторые секреты и рассказывает, какие математические модели формируют наше будущее, следят за нашим здоровьем и оценивают работников, учителей и студентов.
Иоан Грилло «Главари бандитских группировок: Наркодоллары, Поля убийств и Новая политика Латинской Америки»
На ранчо к югу от Техаса человек, известный как Палач, выбрасывает пятьсот частей тела в металлических бочках. В крупнейшем городе Бразилии таинственный заключенный приказывает наемным убийцам застрелить сорок одного полицейского и тюремных охранников. В Южной Мексике производитель метамфетамина почитается как святой — и расправляется со своими врагами, руководствуясь Ветхим Заветом.
Журналист Иоан Грилло занимается изучением преступного мира Латинской Америки уже два десятилетия и знает, как работают наркокартели на всех уровнях. В этой книге Грилло описывает новый тип «вора в законе»: это одновременно генеральный директор, террорист, рок-звезда и человек, который обеспечивает правительства оружием. «Главари бандитских группировок» — это первый полный отчет о криминальных войнах, которые сейчас разоряют Центральную и Южную Америку и Карибский бассейн. И что еще интереснее — влияют на нашу повседневность.