Экономика впечатлений, 15 дек 2021, 18:00

Молодые ABBA и рэп в игре: как технологии меняют концерты

Читать в полной версии
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Скоро мировые звезды вернутся к живым выступлениям. Но «как раньше» концерты проводиться уже не будут. Теперь все будет интереснее, ведь технологии вывели шоу-индустрию на новый уровень. Вот несколько доказательств

1. Цифровые артисты

В 2021 году шведская группа ABBA, которая последний раз выпускала альбом 40 лет назад, обрадовала фанатов новым релизом и анонсом мирового турне. Правда, на сцену выйдут не сами музыканты, а их цифровые проекции. Участники группы отработали концертную программу в костюмах с датчиками для захвата движения, после чего дизайнеры достроили образы, заодно омолодив облик артистов.

Фото: Baillie Walsh

Это не единственный случай, когда на сцене появляется цифровая копия артиста. Например, в 2012 году на фестивале Coachella «выступила» реалистичная проекция покойного рэпера Тупака Шакура. А японская певица-вокалоид Хацунэ Мику вообще не имеет реального прототипа, если не считать артистку Саки Фуджита, которая еще в 2007 году предоставила записи своего голоса для программы-синтезатора. На концертах «оживший» аниме-персонаж танцует на сцене в окружении живых музыкантов.

Фото: Crypton Future Media

2. Нейросеть на сцене

Песни для Хацунэ Мику пишут реальные люди. Однако искусственный интеллект на сегодняшний день достиг таких высот, что способен самостоятельно генерировать музыку. И в 2019 году музыкальный ИИ впервые вышел на сцену: нейросеть Mubert дала совместный концерт с Неоклассическим трио Кирилла Рихтера.

Впрочем, как говорят специалисты, большинство современных алгоритмов генерации музыки призваны не заменить человеческое творчество, а помочь в создании произведений. Поэтому подобные концерты, скорее всего, останутся нишевой «фишкой» для любителей технологий.

Попробуй спеть вместе со мной: как нейросеть воссоздала голос Виктора Цоя
Индустрия 4.0 

3. Смешение виртуального и реального миров

Достижения в сфере искусственного интеллекта и растущие мощности компьютеров позволяют создавать цифровые декорации, которые реагируют на действия артистов в режиме реального времени. Например, в 2020 году Билли Айлиш дала онлайн-концерт, во время которого гигантский анимированный паук заключил ее в клетку из своих лап.

Пожалуй, самая мощная на сегодняшний день демонстрация игр с реальностью произошла на открытии Финала лиги чемпионов УЕФА в мае 2021 года в Порту, Португалия. Гвоздем программы стало шестиминутное иммерсивное шоу ди-джея Marshmello. Артист, скрывавший лицо под маской зефирки, отработал выступление в калифорнийской студии, а на сцене находилась его проекция, для которой были созданы впечатляющие цифровые декорации.

Ди-джей танцевал в окружении армии собственных двойников и совершил путешествие по 16 городам команд-участниц финала. Зрители получили возможность почувствовать себя частью шоу — цифровая вода затопила стадион Драгау, где проходило открытие.

4. Погружение в виртуал

После «живых» выступлений цифровых артистов на реальной сцене идея дать концерт в виртуальной реальности уже не кажется удивительной. Тем более, что технология существует не первый год: еще в 2016-м американская метал-группа Avenged Sevenfold пригласила фанатов на виртуальный 3D-стрим своего концерта на крыше здания Capitol Records в Лос-Анджелесе.

В 2019 году скрипачка Линдси Стирлинг дала концерт в виртуальном мире, созданном специально для ее нового альбома Artemis. Зрители — а их было порядка 400 тысяч — имели возможность полностью погрузиться в происходящее с помощью VR-шлемов либо смотреть видео в одной из нескольких социальных сетей. Интерактивности концерту добавляли комментарии и вопросы зрителей, вспыхивавшие звездами на небе в режиме реального времени.

5. Игры с реальностью

400 тысяч зрителей — это не предел. Виртуальная реальность позволяет привлечь на концерт еще более огромную аудиторию — благодаря коллаборациям, которые вполне можно назвать «межмировыми». Цифровые копии артистов выступают на аренах игровых миров, куда ежедневно заходят миллионы геймеров. Так поступила, например, Ариана Гранде, которая в августе 2021 года дала концерт в игре Fortnite.

По оценке экспертов, певица может заработать на этом более $20 млн. В эту сумму входит не только гонорар за выступление, но и отчисления от продажи тематических внутриигровых товаров. Кстати, в 2019 году в Fortnite выступил Marshmello. А легендарная панк-группа Offspring в 2019-м дала концерт в игре Word of Tanks.

6. Зарядка энергией фанатов

Всеобщий тренд на экологичность и устойчивое развитие отразился и на концертной индустрии. Пожалуй, сильнее всех углубилась в тему группа Coldplay. Для своего турне в 2022 году рокеры подготовили целый набор экотехнологий. Например, кинетическое покрытие пола, которое преобразует энергию от фанатских прыжков в электричество. Для тех, кому этого мало, по краям зрительской зоны установят велотренажеры с электрогенераторами. А все открытые поверхности концертной площадки покроют солнечными панелями.

Все это оборудование отправится по городам в автобусах, заправленных биотопливом, сделанным из отработанного на кухнях масла. А если музыкантам все-таки придется подключиться к общей электросети, они обещают проследить, чтобы энергия поставлялась от возобновляемых источников.

7. Самоизоляция как часть шоу

Пандемия сильно подкосила традиционную концертную индустрию. Несмотря на обширные онлайн-возможности, музыканты и организаторы несут убытки в отсутствие живых офлайн-концертов. Живые встречи с фанатами требуют соблюдения строгих мер санитарной безопасности, что тоже влетает в копеечку.

Однако американская группа The Flaming Lips умудрилась превратить противоковидные меры безопасности в элемент шоу. В январе 2021 года музыканты начали серию концертов, на которых зрители находились в прозрачных шарах, вмещающих до трех человек.

Фото: Facebook.com/flaminglips

Внутри каждого кокона находилась дополнительная колонка, бутылка воды, аккумуляторный кондиционер, полотенце и таблички для общения с персоналом. Например, чтобы выйти в туалет, нужно было поднять табличку, надеть маску и дождаться сопровождения. Сами музыканты тоже выступали в коконах, что придавало концерту еще более футуристический вид.

8. Ближе к телу

И все же большинство технологий направлены на то, чтобы объединять зрителей и артистов, а не наоборот. И в реальном мире тоже. Самый простой пример — светодиодные браслеты для фанатов, которые способны пульсировать в такт музыке.

Уже существуют специальные костюмы, которые переводят музыку в физические вибрации. Их основная цель — позволить глухим и слабослышащим людям в полной мере получить ощущения от живого концерта. Подобные технологии позволят зрителям получать от посещения концерта максимум ощущений.

Экономика впечатлений Культурные тренды Цифровая трансформация Виртуальная реальность
Главное