Медиастриминг, 11 дек 2021, 09:00

За что герои документальных сериалов Netflix судятся с платформой

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Netflix получает больше исков за клевету, чем крупные новостные издания. Это связано с тем, что на платформе все чаще выходят фильмы и сериалы по мотивам реальных событий. Читайте, кто и почему судится с Netflix

«Создавая убийцу»: жалоба на клевету

Эндрю Колборн, отставной сержант полиции штата Висконсин, в 2018 году подал иск на Netflix за клевету в сериале о Стивене Эйвери и Брендане Дасси, осужденных за убийство Терезы Хальбах в 2007 году.

В заявлении Колборн говорит, что авторы сериала «Создавая убийцу» будто бы обвиняют полицейских, занимавшихся расследованием, в том, что те подбросили улики, пытаясь свести счеты с Эйвери. До этого Стивен Эйвери досрочно вышел из тюрьмы, где сидел по обвинению в сексуальном насилии. Все доказательства его вины были опровергнуты тестированием ДНК.

Бывший полицейский посчитал, что его показали коррупционером, который посадил невинных людей, хотя все улики были проверены и точно указывали на Эйвери и Дасси. Колборн сказал, что Netflix намеренно исказили факты, чтобы сделать сериал более захватывающим и прибыльным.

Компания в свою очередь сослалась на первую поправку, защищающую свободу слова и самовыражения. Но судью не убедили эти доводы, так как сериал считается документальным, а авторы проекта, согласно информации из иска Колборна, немного изменили выдержки из стенограмм судебного процесса по делу Эйвери.

«Когда нас видят»: иск о некорректном изображении

Весной 2020 года Линда Фэйрстайн, бывший начальник отдела по расследованию сексуальных преступлений и прокурор Манхэттена, подала в суд на Netflix за то, что в мини-сериале «Когда нас видят» ее показали «расистской и неэтичной злодейкой». Фэйрстайн считает, что ее недостоверно показали почти в каждой сцене, где появляется ее персонаж. Особенно в тот момент, когда она добивается осуждения пяти чернокожих подростков по делу об изнасиловании бегуньи в Центральном парке.

С 1989 года Линда Фэйрстайн действительно вела это дело. Все пятеро подозреваемых были осуждены на основании признаний, полученных под давлением полиции. Они провели в тюрьме несколько лет, а потом были реабилитированы после того, как осужденный убийца и серийный насильник Матиас Рейес признался в преступлении.

Линда Фэйрстайн посчитала, что в сериале по мотивам расследования ее представили как человека, который принимал окончательное решение по делу пятерки, причем делала она это неэтично — с предвзятостью к расовой принадлежности подсудимых.

Из-за созданного в сериале образа от бывшего прокурора и по совместительству автора бестселлеров в области криминальной литературы отказалось издательство Dutton. Фэйрстайн пришлось уйти с поста председателя совета директоров нескольких организаций, которые оказывают помощь жертвам сексуального насилия: Sage Horizon, Joyful Heart Foundation, Vassar College. Ей также отказали в награждении литературной премией Эдгара Аллана По. В сети начали появляться онлайн-петиции с хэштегом #CancelLindaFairstein («отменим Линду Фэйрстайн») и призывами бойкотировать ее книги.

Что такое «культура отмены»
Социальная экономика 

В 2021 году суд удовлетворил иск Фэйрстайн. В своем заключение судья Кевин Кастел написал, что зрители действительно могут сделать вывод, будто сцены с Мисс Фэйрстайн имеют «фактическую основу», а не просто отражают мнение создателей проекта о противоречивых исторических событиях. В ответ на решение суда представители Netflix сообщили, что будут продолжать защищать сериал и команду, которая работала над ним.

«Когда нас видят»: иск о неверном высказывании

Линда Фэйрстайн — не единственная, кто подал в суд на мини-сериал «Когда нас видят». В юридической Ассоциации Джона Рейда, названной в честь криминалиста и изобретателя «метода Рейда», были недовольны тем, как Ава Дюверней, режиссер сериала, показала этот самый метод допроса.

По сюжету полиция Нью-Йорка пыталась получить доказательства, непрерывно допрашивая подростков в течение нескольких дней, не позволяя им есть или выходить в туалет. В сериале в одной из сцен «метод Рейда» назвал практикой ведения допроса, которую никто не признает. В Ассоциации опровергли эту позицию, сказав, что в действительности технику используют достаточно часто.

Это дело Netflix выиграл. Судья решил, что изображение допроса в сериале охраняется законом, ссылаясь на первую поправку, которая защищает свободу слова и выражения.

«Операция Вестерн Блюз»: иск о ложном обвинении

Джон Уилсон, исполнительный директор фонда прямых инвестиций и один из участников «Университетского скандала», тоже стал героем проекта на Netflix. Уилсона обвиняют в подкупе чиновников Гарварда, Стэнфорда и Университета Южной Каролины. Недавно он подал иск на стриминговую платформу за некорректное изображение его и его семьи в документальных сценах в сериале «Операция Вестерн Блюз».

Уилсон столкнулся с уголовными обвинениями в нескольких преступлениях, включая подачу фальшивой налоговой декларации, сговор по отмыванию денег, подкуп и фальсификацию юридических документов. Прокуратура утверждала, что в 2013 году инвестор согласился выплатить $220 тыс. Рику Сингеру. Сингер был одним из участников приемной комиссии Университета Южной Калифорнии. В 2019 году он признал себя виновным в фальсификации заявлений в колледж более чем 750 студентов. Уилсон заплатил Сингеру, чтобы обеспечить своему сыну прием в команду по водному поло. Позже Джон Уилсон заплатил еще $1,5 млн, чтобы его дочерей приняли в Стэнфорд.

В поданном иске говорится, что перед выходом сериала семья отправила Netflix письмо, в котором ссылалась на «общедоступные и полностью оправдывающие» факты, связанные с обвинениями в отношении Джона Уилсона. Там же она дала понять, что показывать в одном сюжете обобщенный образ всех, кто в итоге признал вину, и непосредственного Уилсона, который не считает себя виновным в совершении преступлений, неправильно. В иске есть и фотография сына Уилсона Джонни, взятая из газеты San Jose Mercury News. На ней Джонни участвует в чемпионате по плаванию в 2013 году — там он занял первое место в стиле баттерфляй. По версии семьи, фотография подтверждает, что им не требовалось платить деньги, чтобы мальчик попал в спортивную команду университета.

Сам Уилсон не признал себя виновным и ожидает суда. Несмотря на то, что свою вину инвестор отрицает, он признал, что действительно делал пожертвования, но исключительно для того, чтобы «помочь (но не гарантировать) приему его детей в университеты». Адвокат Уилсона требует возмещения ущерба. Netflix не ответила на жалобу. Пока неизвестно, чем закончится это дело.

«Ход королевы»: иск об искажении фактов и сексизме

Советская и грузинская чемпионка по шахматам Нона Гаприндашвили подала иск на создателей сериала «Ход королевы» за искажении фактов и сексизм. В финале сериала шахматистка Элизабет Хармон, которую сыграла Аня Тейлор-Джой, по сюжету участвует в турнире в Москве. Комментатор сообщает, что уникальность Хармон — это не только ее пол (ведь есть еще советская шахматистка Нона Гаприндашвили), но и то, что она стала первой женщиной, которая сражается с мужчинами.

Нона Гаприндашвили обвинила Netflix в том, что авторы проекта соврали, чтобы «раздуть драму». К 1968 году, в котором разворачиваются события «Хода королевы», Гаприндашвили сразилась с 59 шахматистами-мужчинами, как минимум десять из которых в тот момент были гроссмейстерами. Это доказывает и заголовок The New York Times: «Мисс Гаприндашвили победила семерых мужчин в шахматном турнире». Советская чемпионка назвала высказывания в сериале «грубо сексисткими и принижающими» ее профессиональные успехи.

Пока неизвестно, будет ли удовлетворен иск Гаприндашвили.

«Джеффри Эпштейн: неприлично богатый»: жалоба на ложное обвинения в насилии

Профессор права Гарвардского университета Алан Дершовиц подал иск на Netflix с требованием выплатить ему $80 млн за искажение его образа в документальном фильме «Джеффри Эпштейн: неприлично богатый». Джеффри Эпштейн был арестован в 2019 году за торговлю несовершеннолетними в целях сексуальной эксплуатации.

В фильме «Неприлично богатый» выступает одна из жертв Эпштейна — Вирджиния Джуффре. Она рассказала, что начала работать массажисткой у финансиста, когда ей было 17 лет. Позже ее, как и многих девушек, неоднократно склоняли к сексуальному контакту: не только сам Эпштейн, но и его партнеры, в том числе Алан Дершовиц.

Утверждение о том, что Дершовиц участвовал в преступлениях Эпштейна, а также сам совершил сексуальное насилие над Джуффре, вызвало возмущение у юриста. Он сказал, что информация в сериале Netflix недостоверна. Свою вину Алан Дершовиц отрицает.

Он также отметил, что продюсеры сериала обещали не искажать его портрет. Представитель Netflix ответил на это по электронной почте, сказав, что иск «необоснован», и пообещав защищать партнеров стримингового сервиса и сам сериал.

Netflix правда во всем этом виноват?

Не все юристы согласны с исками в сторону стримингового сервиса. Некоторые говорят, что обвинять Netflix — это как жаловаться на книжный магазин. Ни один владелец книжного не прочтет все книги перед тем, как они окажутся на полках. Тем не менее, Netflix все-таки получает награды за вышедшие проекты (как в случае с «Создавая убийцу») — а, значит, считает их своими достижениями, поэтому должен нести ответственность за то, что и как там показано.

Медиастриминг Социальные изменения
Главное