Как устроено космическое страхование — десять главных вопросов
Вместе с замгендиректора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха» Алексеем Галаховым рассказываем, как страхуют космические аппараты и кто осуществляет страховые выплаты при возникновении нештатных ситуаций
Основное отличие этого бизнеса — высокая стоимость объектов страхования и размер потенциального ущерба. И, конечно, эмоциональность, зрелищность для страховщика в момент нахождения при запуске.
«Сегодня в мировой практике космические аппараты могут стоить €250 млн и выше, а это больше ₽20 млрд», — говорит заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха» Алексей Галахов.
Чтобы обеспечить покрытие на такие крупные суммы, страховые компании используют собственные финансовые возможности, а также ресурсы зарубежных рынков, привлекают партнеров-перестраховщиков по всему миру. Емкости российского рынка для этого не всегда достаточно.
За рубежом эта практика стала развиваться с 1960-х годов, буквально на заре космической эры. В СССР с его плановой экономикой не сразу пришли к необходимости страховать космическое имущество.
Попытки запустить космическое страхование у нас предпринимались с 1970-х. Первый в России полис по страхованию космических рисков был выписан «Ингосстрахом» в 1990 году. Он покрывал риски полной гибели геостационарного спутника «Горизонт-33» во время подготовки к запуску, старта, вывода на орбиту и ввода в эксплуатацию. Кстати, этот полис сейчас хранится в музее компании.
Специалисты «Ингосстраха» разработали собственные правила страхования. В дальнейшем они легли в основу договоров, покрывающих космические риски в России.
По мере развития рынка, страхование становилось все более комплексным. Первые полисы, выданные в России, покрывали в основном риски при запуске и выходе на орбиту. Сейчас космические миссии страхуются на протяжении всего жизненного цикла. То есть, начиная с момента изготовления аппарата, и вплоть до окончания летных испытаний/эксплуатации на орбите.
Однако набор рисков может меняться в зависимости от потребностей конкретной миссии. К примеру, в октябре 2021 года «Ингосстрах» выступал одним из страховщиков запуска на МКС корабля «Союз МС-19» с киноэкипажем на борту. Страховая защита покрывала риски утраты имущества от запуска ракеты и до открытия переходного люка после стыковки корабля с МКС. Такая практика является обычной при страховании пилотируемых запусков к МКС на протяжении многих лет.
Как правило, страхование космических рисков охватывает следующие основные аспекты:
- Космические аппараты и оборудование.
- Наземную инфраструктуру, включая стартовый комплекс, с которого производится запуск.
- Гражданскую ответственность — на случай, если во время миссии или затопления аппарата будет нанесен ущерб третьим лицам или окружающей среде.
- Жизнь и здоровье участников экипажа.
Он зависит от количества запусков, поэтому цифра меняется от года к году. Так, в 2020-м страховщики во всем мире получили в общей сложности $475 млн премий и выплатили $425 млн компенсаций.
По оценке Алексея Галахова, в среднем годовой объем российского рынка составляет около ₽7–9 млрд. По итогам 2020 года на нем лидирует «Ингосстрах»: суммарные сборы компании превысили ₽5,8 млрд.
Смотря какой. Здесь играет роль не только стоимость самого аппарата, но и уровень риска.
Самыми надежными считаются пилотируемые запуски, для них размер платежа составляет около 5% от стоимости миссии. Например, перед запуском ракеты-носителя «Союз ФГ» с кораблем «Союз МС-15» «Роскосмос» предложил ₽266,9 млн в качестве страхового взноса при сумме покрытия ₽4,236 млрд.
Страховка научных миссий — например, зондирующих Землю спутников — обходится примерно в 8% от цены аппарата.
Но самый дорогой для страхователей сегмент — телекоммуникации и связь. Риски по таким аппаратам выше. Поэтому ставки доходят до 18–20%.
Кроме того, на стоимость страховки влияет общая ситуация на рынке.
Алексей Галахов, замгендиректора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха»:
«На глобальном рынке космического страхования всего несколько десятков крупных игроков. Стоит им получить убытки — а это происходит постоянно, — и ставки начинают расти. Причем рост касается всех сегментов. Например, в этом году в Европе были наводнения. И получив убытки от наводнений, крупные игроки поднимают премии по всем видам страхования. В том числе и в космическом страховании и перестраховании, хотя у нас не возникало никаких дополнительных рисков».
Да, и немало. Суммы выплат исчисляются миллиардами рублей, даже когда речь не идет о масштабных миссиях, широко освещаемых в СМИ.
Вот лишь несколько примеров.
- ₽7,8 млрд компенсировал «Ингосстрах» в связи с гибелью космического аппарата «Экспресс АМ4R» в 2014 году. Это крупнейшая выплата за всю историю российского страхования.
- ₽7,5 млрд рублей выплатил «Ингосстрах» в 2012 году после крушения космического аппарата «Экспресс-АМ4».
- ₽2,2 млрд рублей достигла выплата в связи с частичной гибелью аппарата «Экспресс АМ6». В 2021 году «Ингосстрах» компенсировал убытки совместно с другими страховщиками. Риски, связанные с работой аппарата на орбите, были застрахованы на общую сумму свыше ₽4,6 млрд рублей.
- $85 млн компания «Ингосстрах» заплатила в качестве компенсации после крушения спутника «Купон», принадлежащего Банку России, в 1998 году.
В 2020 году общемировые сборы страховщиков были сопоставимы с размером выплаченных компенсаций. Но бывает и так, что потери в связи с нештатными ситуациями в космосе превышают полученные страховые премии. Например, в 2019-м общемировые убытки почти достигли $1 млрд при сборах примерно в $500 млн.
Сохранять устойчивость участникам рынка помогает распределение рисков среди многих участников, передавая риски в перестрахование. Так, после аварии «Экспресс АМ4R» на плечи перестраховщиков «Ингосстраха» легла значительная часть выплаченного страхового возмещения.
Необходимо отметить, что обязательства перед клиентом в полном объеме обязан выполнить страховщик, выдавший полис. И только после полной выплаты клиенту происходит сбор убытка с партнеров-перестраховщиков. Компания должна иметь достаточно собственных ресурсов, чтобы сразу покрыть убытки клиента.
И сегодня высокие ставки космического страхования привлекают игроков, в том числе новичков, у которых нет ни опыта, ни ресурсов для полноценной работы на рынке. «В середине 1990-х было много желающих застраховать космос. Романтика, всё впервые, никто ничего не боялся. Но убытки не заставили себя ждать, а платить огромные суммы возмещения страховым пиратам очень не хотелось. В итоге клиенты взыскивали деньги с горе-страховщиков через суды, после многолетних тяжб и разбирательств», — вспоминает Галахов.
Прежде всего, государственные организации, которые занимаются запусками. В России это «Роскосмос».
Страховки покупают и телекоммуникационные компании — как коммерческие, так и принадлежащие государству. Одним из крупнейших клиентов «Ингосстраха» сегодня является ФГУП «Космическая связь», которая предоставляет услуги связи и вещания с глобальным покрытием. А недавно страховщик заключил договор со спутниковым оператором OneWeb на серию из десяти запусков ракет-носителей «Союз».
По закону организация, запускающая космический аппарат, обязана застраховать жизнь и здоровье космонавтов, работников инфраструктуры, а также ответственность за вред третьим лицам.
Кроме того, иностранные компании и граждане, которые действуют под юрисдикцией РФ, должны страховать космическую технику. Но поскольку потенциальные убытки очень велики, российские юрлица тоже предпочитают страховать имущественные риски, хотя это и не предписано законом напрямую.
Можно выделить как минимум два тренда на среднесрочную перспективу.
Увеличение объемов рынка. Поскольку космических аппаратов все больше, будет расти число заключенных договоров и общая сумма страховых сборов.
В «Ингосстрахе» предполагают, что будет расширяться и покрытие по договорам. «Чем больше планета зависит от «цифры» и телекоммуникаций, тем важнее сохранность объектов, находящихся в космосе. В результате стоимость страхования и объем покрытия могут скорректироваться», — считает Галахов.
Снижение зависимости от западных игроков. Поскольку емкости российского рынка не всегда хватает, чтобы обеспечить страховку на миллиарды рублей, компании задействуют зарубежное перестрахование. В первую очередь, американское и европейское. Но ставки здесь растут, и это касается всех клиентов. В том числе и российских, хотя уровень аварийности у них достаточно низкий на общемировом фоне.
Чтобы исключить неоправданное повышение, отечественные компании могут увеличить объемы перестрахования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Когда Европа и Лондон поймут, что у них есть конкуренты, которые оценивают риски, исходя из реальной статистики, то будут вынуждены снижать ставки», — ожидает замгендиректора «Ингосстраха». Он надеется, что через пару лет это потенциально может привести к снижению тарифов на 20–30%.