Оставить бензин, снизить CO2: как «зеленеют» традиционные автомобили
Снизить потребление топлива или «озеленить» его
Статистическая служба Евросоюза подсчитала, что из-за сжигания ископаемого топлива в атмосферу ежегодно выбрасывается 12 млрд т парниковых газов — четверть от всех вредных выбросов. Чтобы остановить глобальное потепление на уровне 1,5°С, снизить потребление бензина и дизеля нужно на 80%.
С потеплением можно бороться за счет полного отказа от ископаемого топлива в пользу электричества. Но поскольку это может нарушить цепочку поставок, которую выстраивали автопроизводители, компании ищут новые виды топлива и способы тратить его меньше.
Бензин становится чище, а дизель делают из растений
Экологичность авто зависит от топлива, на котором оно ездит. Поэтому европейские чиновники регулярно обновляют стандарты, по которым нефтедобывающие компании улучшают состав бензина и дизеля. Каждый раз после введения нового Евро-стандарта сокращается содержание вредных веществ: оксидов углерода и азота, летучих органических соединений и взвесей. Например, после введения Евро-6 допустимое количество выбросов оксида азота снизилось в три раза: с 2 до 0,4 г/кВт·ч.
Меняется и дизельное топливо: его научились делать из отходов кулинарного жира, сои и масличных растений. Благодаря натуральному происхождению биодизель разлагается в природе и не наносит вред животным и растениям. Автомобили или другая техника могут использовать это топливо вместо обычного дизеля — модифицировать двигатель или другие компоненты не нужно.
Масло экономит бензин и снижает выбросы CO2
Помимо топлива на экологичность транспорта влияет его экономичность: чем меньше бензина или дизеля тратится, тем меньше будут выбросы CO2. Один из способов сэкономить топливо — модифицировать двигатель, как это сделали британская компания Delphi Technologies и американская Tula Technology. Их технология позволяет отслеживать, какие из цилиндров мотора можно отключить и тратить меньше топлива. В результате выбросы углекислого газа можно сократить на 7–15%.
Кроме модификации самого двигателя можно улучшить масло, которым смазывают поршни, клапаны и другие детали. Например, «Лукойл» разработал масло линейки GENESIS SPECIAL VN 0W-20, которое сохраняет вязкость при высоких температурах и уменьшает расход топлива на 4%. Продукт прошел уже 30 тестов и получил одобрение автоконцерна Volkswagen. Кроме того, только за последний год компания представила целый ряд энергоэффективных масел, одобренных такими автобрендами, как Daimler AG, Jaguar Land Rover, MAN.
Еще один способ снизить вред от топливных выбросов — оптимизировать движение автотранспорта. В этом может помочь «умный» мониторинг: цифровая система, подключенная к машине, которая следит за расходами топлива, препятствует резкому торможению и помогает выбрать наиболее короткие маршруты. Все это помогает уменьшить выбросы на 5–20%.