IT, 25 окт 2021, 12:40

Интернет как роскошь: что такое цифровое неравенство и как его преодолеть

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Без интернета почти у половины человечества нет доступа к современному образованию, финансовым институтам, достойной работе и равноправию. Технологии пытаются решить проблему, но с годами разрыв продолжит расти

Доступ в интернет, говорят эксперты Всемирного банка и ООН, является неотъемлемой частью прав человека. По состоянию на апрель 2021 года в мире только 4,72 млрд людей (60% населения Земли) могли выходить в Сеть. Это отправная точка цифрового неравенства (а также «барьера», «разрыва» или «пропасти», от англ. Digital Divide) — неравномерного доступа к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на любом из уровней: глобальном, региональном, локальном, по определению Оксфордского словаря.

Association of Internet Researchers пишет, что неравенство в меньшей степени связано с самим фактом существования интернета. Это лишь новое название старого явления — неравномерного распределения доходов, которое еще в XV веке гуманист Маттео Пальмиери в диалоге «О гражданской жизни» назвал нормальным, поскольку «богатые люди более талантливы и трудолюбивы, чем бедные» (впервые под сомнение эту идею поставил Карл Маркс). О цифровом неравенстве заговорили в конце XX века применительно к мобильным телефонам. С тех пор термин расширяется и видоизменяется, и во многом его трактовка зависит от того, с какой стороны на него смотреть.

Как менялась проблема доступа в интернет

В 2011 году специальный докладчик ООН по вопросам защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю отмечал, что интернет ускоряет экономическое, социальное и политическое развитие стран и способствует прогрессу человечества в целом. Тогда доступа к Сети не было почти у 5 млрд человек. Спустя десять лет проблема не решена — 3,1 млрд людей остаются «неподключенными» — и при нынешних темпах роста числа онлайн-пользователей нужно еще минимум десять лет, чтобы их подключить.

Число людей (в миллионах) по регионам мира, до сих пор не подключенных к интернету (Фото: DataReportal)

Неравенство начинается с инфраструктуры, но на ней оно не заканчивается. Из 3,8 млрд человек, не пользовавшихся интернетом в 2018 году, 3,1 млрд жили в зоне действия сигнала широкополосного доступа, говорят аналитики Всемирного банка. Тем самым, доступ играет меньшее значение, нежели дороговизна компьютеров и смартфонов для малозащищенных слоев населения или наличие навыков для выхода в интернет.

Профессор коммуникативных наук в университете Твенте Ян ван Дейк выделяет три уровня цифрового неравенства. До 2010 года физический доступ был приоритетным в области исследований и политики — это первый уровень. Позже большее значение стали уделять навыкам и умению пользоваться благами цифрового мира — это второй уровень. Наконец, третий уровень стал учитывать то, что способны получать разные группы людей от интернета (в нем учитываются и негативные аспекты использования: хакинг, киберпреступность, травля, дезинформация, игровая зависимость). Многие страны до сих пор решают первый уровень проблемы.

Цифровое неравенство в России

В России с 2014 года работает проект «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ее реализует Минцифры в сотрудничестве с «Ростелекомом» и «ЭР-Телекомом». В 2021 году стартовал второй этап: к 2030 году мобильная связь и беспроводной интернет должны быть подключены в 24 тыс. населенных пунктов численностью 100–500 человек. Сейчас они подключены в 12,5 тыс.

При этом по данным Росстата (исследование проводили среди 60 тыс. домохозяйств), в конце 2020 года доступа к интернету не было у 28,6% семей, компьютера — у 38,3%. Примерно четверть из них (24,6% и 29,8%) хотели бы приобрести и то, и другое, но у них не хватает средств. Самый сильный цифровой разрыв зафиксирован у деревень численностью до 200 и до 1000 человек — в Сеть выходит 48,5% и 49,7% семей соответственно.

Доступа в интернет нет не только у жителей отдаленных поселений, но и городов — 24% среди городских семей против 43,5% у домохозяйств в сельской местности. По другим данным (фонд «Общественное мнение», 2021 год), почти каждый четвертый россиянин никогда не пользовался интернетом (24%).

Россия вошла в первую десятку рейтинга качества и доступности Интернета
Социальная экономика 

COVID-19 усугубил ситуацию

С массовым переходом сервисов в онлайн, а людей — на удаленную работу и обучение неравенство приобрело еще больший масштаб. Часть людей оказалась «выключена» из мира, качество их жизни ухудшилось. Это касается тех, чьи рабочие места и бизнес несовместимы с удаленкой, школьников и студентов без доступа к интернету.

По данным аудитора Счетной палаты РФ, в 2019 году электронное обучение было доступно лишь 15% российских школьников (из общего числа в 16 млн человек), с применением специальных дистанционных технологий учились 2,5%, почти в 400 сельских школах не было доступа в Сеть, в половине оставшихся скорость подключения была слишком низкой. Индекс цифровизации российских городов за 2020 год демонстрировал пятикратный разрыв между лидерами рейтинга: Краснодаром и Екатеринбургом — и замыкающими список Магасом и Назранью в Ингушетии, согласно отчету «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY.

Цифровое неравенство сказалось и на финансовой сфере. Люди без доступа в интернет по всему миру были вынуждены подвергать себя опасности заражения, стоя в очередях за социальными выплатами. Многие региональные банковские отделения закрылись, что затруднило получение базовых финансовых услуг.

Еще одно проявление неравенства — нехватка информации о вакцинах (в России 23% жителей, скорее всего, не будут делать прививку) и нехватка самих вакцин в развивающихся странах, которая грозит появлением более заразных штаммов коронавируса.

Последствия цифрового неравенства

Образование

Чтобы понять, как цифровое неравенство влияет на образование, американская School of Education предлагает сравнить двух учеников: у одного дома несколько гаджетов и скоростной интернет, у другого — один ПК на семью (включая сестер и братьев, которым тоже нужен компьютер) и невысокая скорость соединения. С большой вероятностью первый ученик будет более успешен в учебе.

Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой:

  • Низкую успеваемость. У семей с низким доходом меньший доступ к информации, которая помогает в обучении.
  • Низкую конкуренцию. Студенты с доступом к интернету чаще поступают в колледжи и университеты.
  • Низкое удобство обучения. Обеспеченные учащиеся имеют доступ к более совершенным устройствам и сталкиваются с меньшими препятствиями в процессе обучения.
  • Разные трудозатраты на обучение. Учащиеся в бедных регионах (например, в школах, где не хватает финансирования) сталкиваются с бо́льшим количеством проблем и должны тратить больше часов для достижения целей обучения.

Institute of Development Studies пишет, что уровень образования в конкретной стране влияет на ее благосостояние. Если в 46 беднейших странах на 75% больше 15-летних достигнут хотя бы 1 уровня знаний по математике (по программе PISA), экономика может вырасти на 2,1%, тогда как 104 млн человек (без привязки к возрасту) смогут вырваться из состояния крайней бедности. Если образование игнорировать, напротив, бедность и социальная изоляция будут расти и пошатнут социальную безопасность.

Процент детей и молодых людей с доступом к интернету по регионам. Глобально 2,2 млрд из них (2 из 3 человек в возрасте до 25 лет) не могут выходить в сеть (Фото: UNICEF)

Трудоустройство

Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска вроде объявлений в газетах устаревают, все больше вакансий публикуется в интернете. В России 30% граждан ищут работу через интернет, в США — до 69%. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в сети.

Наличие навыков «компьютерной грамотности» также влияет на шансы найти работу, гласит исследование Хьюстонского университета 2021 года. Если люди умеют делать базовые вещи: открывать электронную почту, копировать файлы, работать с Excel-таблицами, они с большей вероятностью будут лучше зарабатывать, даже если их должность не связана с этими навыками напрямую.

Приобрести новые навыки (повысить квалификацию) можно на онлайн-курсах, но для участия в них снова нужен доступ в сеть, ПК и умение на нем работать. В России онлайн учатся только 3% тех, кто имеет для этого техническую возможность, в США и Корее — 20%, в Швеции и Финляндии — 18% и 17%, в Великобритании — 14%.

Диплом за месяц: смогут ли онлайн-курсы заменить университеты
Экономика инноваций 
ТАСС">

Отдельно существует Workplace Digital Divide, или цифровое неравенство на рабочих местах. WDD показывает разрыв между коммерческими организациями, которые находятся на переднем крае развития технологий, и компаниями, которые не могут инвестировать в своих работников, современное ПО и рабочие места. Это ведет к тому, что сотрудники на 500% чаще разочаровываются в работодателе и на 600% чаще стремятся сменить работу. Страдает их продуктивность и вовлеченность.

Финансовые возможности

Финансовые учреждения не рискуют обслуживать бедные и маргинализированные слои населения, поэтому более 2,5 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам вообще, а 1,7 млрд не могут получить доступ к банковскому счету, поскольку не проходят KYC-барьер, то есть не могут подтвердить свою личность для банков. Это ограничивает их способность создавать накопления и обеспечивать свое будущее.

Отсутствие интернета также лишает их инструментов, которые могли бы помочь получить дополнительный заработок. Им недоступны материалы по финансовой грамотности, приложения для управления счетами, виртуальные консультанты. В нашей стране финансовые операции через интернет совершают 39% населения, в США — 68%, в Финляндии и Швеции — более 90%.

Гендерное неравенство

Исследования DataReportal указывают на значительный «гендерный разрыв» в вопросах внедрения интернета. В последние годы он сокращается, но женщины все еще на 20% реже мужчин пользуются мобильным интернетом, следует из доклада GSMA Intelligence за 2020 год (в 2017 году разрыв был выше — 27%).

Эти выводы подтверждает и анализ аккаунтов в социальных сетях (не реже одного раза в месяц ими пользуется до 90% интернет-пользователей во всем мире). Там, где доступ в интернет сбалансирован между полами, женщины используют соцсети чаще. Но если смотреть на глобальное распределение, окажется, что, наоборот, они на 25% реже сидят на Facebook и аналогичных платформах.

В России, по данным НАФИ, мужчины и женщины пользуются компьютерами и ноутбуками равное количество времени и демонстрируют в целом одинаковый уровень цифровой грамотности, однако четверть опрошенных россиян все еще считают, что женщины хуже мужчин справляются с точными науками и работой в ИТ.

Как эмоциональный интеллект помогает женщинам добиваться успеха в бизнесе
Социальная экономика 

Могут ли технологии побороть неравенство

Профессор коммуникативных наук Ян ван Дейк считает, что проблема неравенства никогда не будет решена, учитывая, что ряд стран уже находится на пути к широкому внедрению 5G, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и других технологий, а у половины населения Земли нет базового доступа в интернет. Когда все население мира получит доступ к интернету, неравенство цифровых навыков и умения пользоваться данными останется и, напротив, продолжит расти.

Однако развитие технологий (и технологических компаний) все же способствует борьбе с неравенством. Например, облачный гигант Cisco финансирует инициативу Country Digital Acceleration (CDA). Список предпринимаемых мер:

  • Создание умных городов.
  • Широкополосный доступ.
  • Повышение кибербезопасности.
  • Обучение людей навыкам, необходимым в ИТ.

Cisco устанавливает бесплатные точки доступа в библиотеках Аризоны, на Каймановых Островах, в Далласе и других регионах США. Есть аналогичная программа Google Next Billion Users, в рамках которой проводятся исследования и создаются продукты для начинающих пользователей интернета.

Отдельно стоит упомянуть Project Kupier от Amazon, Starlink от SpaceX и Athena от Facebook (последние в 2021 году приостановили программу на неопределенный срок) — все они предполагают запуск на орбиту Земли тысяч спутников, которые обеспечат интернетом труднодоступные регионы. Пока наибольших успехов добилась компания Илона Маска, к середине 2021 на орбите находилось более 1 600 спутников (всего планируется вывести 12 000).

Starlink: как сверхскоростной интернет покоряет космос
Индустрия 4.0 

Однако эксперты относятся к технологии со скепсисом. Во-первых, она платная. Тестировщикам Starlink предлагают купить спутниковую антенну за $500 и ежемесячно платить $99. Во-вторых, скорость соединения далека от заявленных Маском 10 Гб/с и едва превышает 100 Мб/с (к 2022 году обещают поднять до 300 Мб/с). Проект борется с географическим аспектом цифрового неравенства, но не решает проблему в корне.

Наконец, по данным Всемирного банка, в 2020 году 9,4% людей в мире (примерно 728 млн) жили за чертой бедности, то есть получали в день менее $1,9. Пандемия может увеличить их число еще на 150 млн. Доход менее $3,2 в день был у четверти людей, менее $5,5 — у 40% населения планеты.

В России меньше прожиточного минимума зарабатывают 12,1% жителей, или 17,7 млн человек, но правительство рассчитывает снизить процент в два раза в ближайшие годы. Рост экономики страны (ВВП в 2021 может прибавить 4,2%, через год — 3%) также может помочь в борьбе с бедностью, а значит и цифровым неравенством.

IT Социальные изменения Регуляторы в инновациях Россия Человек будущего
Главное