Подкаст «Что изменилось? Бизнес», 08 окт 2021, 13:00

Как облачные провайдеры защищают данные: подкаст «Что изменилось? Бизнес»

Читать в полной версии
Фото: Pexels
В новом выпуске обсуждаем, почему облака сегодня так востребованы, чем российские провайдеры лучше зарубежных и как ЦОДы будущего помогут решить экологические вызовы

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.

Гость выпуска — Алексей Извеков, руководитель направления облачных продуктов «МегаФона». Алексей рассказал, почему работа с облачными провайдерами экологичнее, чем кажется, и как в дата-центрах обеспечивается безопасность данных.

Ведущий подкаста — Аркадий Глушенков, ИТ-редактор РБК.

Таймлайн беседы

01:22 — Почему много серверов — это еще не облако?

04:37 — Как устроена облачная платформа «МегаФона»

06:33 — Главная «фишка» облаков

07:48 — Что такое DCS и как это влияет на работу?

09:01 — Можно ли мигрировать в облако быстро?

11:42 — Перспективы российских провайдеров

17:52 — Как кризис полупроводников сказался на облачном рынке

22:29 — Как облачные провайдеры обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность

32:09 — Новейшие технологии в работе облаков

35:43 — ESG и устойчивое развитие: насколько облачные сервисы экологичнее?

38:33 — Как устроены ЦОДы будущего

44:40 — В чем разница между облаками для малого и среднего бизнеса?

47:11 — Будущее облачных технологий

Как работают облачные провайдеры

Каждый из нас использует облака, сам того не замечая — например, наш телефон периодически делает резервную копию записной книжки, которая хранится на облаке. Облако — это большое количество серверов, объединенных рядом функций и технологий. У облачного провайдера есть платформа виртуализации, заложенный запас прочности на уровне сетей, альтернативные подводы электроэнергии. Это можно организовать и на уровне компании, но это слишком дорого и нецелесообразно. В центрах обработки данных обеспечивают все решения по снабжению электроэнергией, организации отведения горячего воздуха, контролю доступа. «Много серверов — это еще не облако, все равно что много свеклы — это еще не борщ», — говорит Алексей Извеков.

Главная «фишка» облака — возможность работы даже в тот момент, когда сервер физически вышел из строя, потому что большое количество серверов объединены платформой виртуализации — гипервизором. При поломке виртуальные машины просто продолжают работать на соседнем сервере, а пользователь может этого даже не заметить.

«МегаФон Облако» использует уникальную технологию DCS (Distributed computing storage). Это распределенное облачное хранилище, которое расположено на базовых станциях компании, где размещены сотовые вышки. Эта технология работает как для бизнеса, так и для обычных пользователей.

Российские провайдеры или гиперскейлеры — что выбрать?

Гиперскейлеры вроде Amazon или Google по технологиям опережают маленьких провайдеров, и это нормально. В России облака появились позже из разных источников: ЦОДов, операторов связи, интеграторов и т. д. Каждая из этих категорий имеет свои особенности: у операторов связи есть серьезное покрытие по территории страны, операторы ЦОДов всегда найдут место, где разместить еще пару серверов, а интеграторы придумают необычное решение.

Сегодня основное отличие в том, что российские провайдеры территориально ближе, поэтому сетевые задержки с ними менее чувствительны. Если бизнес работает с клиентами и хранит персональные данные, то доступ к зарубежным провайдерам для него закрыт, потому что по закону персональные данные граждан РФ нужно хранить на территории России. Кроме того, гиперскейлеры имеют свои требования к клиентам. Чаще всего они не готовы консультировать компанию, которая решила перенести свои данные на их облако — если же это доступно, то очень дорого. Российский облачный рынок сейчас на стадии становления, поэтому операторы готовы помогать с миграцией и настройками. Наконец, нельзя исключать риск внезапных блокировок зарубежных сервисов.

Почему кризис полупроводников — не проблема для облака?

Факторов, которые спровоцировали кризис, много: это и коронавирус, и сбои производства, и возросший спрос на более мощные запчасти. Это проблема не только для крупного бизнеса, но и для обычных пользователей — например, собрать мощный компьютер для обработки видео сейчас обойдется в два-три раза дороже, чем год назад. У облачных провайдеров есть долгосрочные договоры с поставщиками и возможность покупать оборудование по оптовым ценам. Помимо этого, у провайдеров достаточно ресурсов, купленных еще до кризиса. Скорее всего, их хватит, чтобы преодолеть его без ощутимых потерь. Это произошло благодаря тому, что нагрузка всей облачной платформы провайдера постоянно мониторится, считываются средние показатели нагрузки с учетом пиковых. Когда пики достигают 50–60%, запускается процесс умощнения платформы.

Дефицит микросхем: как он возник и чем грозит электронной промышленности
Индустрия 4.0 

Безопасность данных и предупреждение неполадок

Ответственные облачные компании выстраивают вокруг своих кластеров контур безопасности, соответствующий международным стандартам на уровне платежных систем, доступа к данным, подключения. Помимо базовой безопасности у облачных провайдеров есть решения, которые предотвращают противоправные действия: как внешние, вроде DDoS-атак, так и внутренние. Облако устроено так, что данные пользователя размещены не на конкретном хосте, а на виртуальным пуле ресурсов, который может быть распределен по нескольким серверам.

В облаке есть ряд технологий, которые помогают сотрудникам системы безопасности отслеживать, что происходит. Например, если сотрудник потеряет доступ к ноутбуку, злоумышленник не сможет попасть в систему компании благодаря технологии двухфакторной аутентификации. Здесь есть место для искусственного интеллекта — он анализирует, есть ли в действиях пользователя девиации, и при необходимости блокирует доступ к данным.

Двухфакторная аутентификация: в Google, Telegram, ВК и «Яндексе»
Индустрия 4.0 

«МегаФон» в своих облачных сервисах использует предикативную аналитику: с каждого сервера снимается большое количество метрик, а затем проводится ретроспективный анализ. В результате выявляется, какой сервер и когда может дать сбой. Этот хост выводится из продуктовой среды до тех пор, пока неполадки не будут устранены.

ESG и устойчивое развитие: как облака отвечают на новые вызовы

Вместо 10–20 маленьких недорогих серверов, которые компании устанавливают у себя в офисах, можно использовать профессиональные, которые предлагает облачный провайдер. Это оборудование более энергоэффективно, поэтому нет необходимости производить много серверов. Кроме того, электроэнергия в дата-центрах потребляется централизованно, а утилизация организована специальными компаниями.

Огромные ЦОДы выделяют колоссальный объем тепла, что вредно для окружающей среды. Но это тепло можно перерабатывать с пользой: например, нагревать воду и использовать ее для отопления близлежащих домов. Так люди, которые работают в ЦОДе и заботятся об облаке, после рабочего дня придут домой, где уже облако заботится о них.

Есть ли будущее без облаков?

Технологии, которые изменят наш образ потребления, уже известны. Во-первых, это 5G. Когда 5G-скорости станут доступнее, наши устройства перестанут быть привязаны к местам. 5G обеспечит возможность для глобального распространения беспилотных систем: например, такси или дронов доставки. Во-вторых — EDGE-компьютеры — маленькие облачка, которые совершают предварительные вычисления, обрабатывая простейшие алгоритмы на небольших объемах вычислительных ресурсов. Они взаимодействуют с основным облаком и отдают на сервер предварительно обработанные данные, что ускорит работу облаков еще больше. Важно, что без облачных сервисов любые технологии будущего развивать неудобно.

Подкаст «Что изменилось? Бизнес» Облачные технологии IT Кейсы компаний Подкасты
Главное