Цифровизация и локализация: как фармацевтике подготовиться к пандемиям
Как изменилось доверие к здравоохранению
Пандемия коронавируса и вызванные ей ограничения сильно повлияли на ментальное самочувствие людей и их отношение к собственному здоровью, показало исследование STADA Health Report 2021. Почти каждый третий (29%) столкнулся с повышенной тревожностью, каждый четвертый — страдает от стресса и беспокойства. Еще 15% отмечают нарушения сна.
При этом большинство респондентов (70%) теперь готовы вкладывать в свое здоровье больше времени и средств. Около половины опрошенных придерживаются более сбалансированной диеты, примерно треть включили в свое расписание физическую активность.
Компания STADA проводит исследование уже восемь лет подряд — сначала в Германии, а теперь и на глобальном уровне. В последнем опросе приняли участие более 30 тыс. человек из 15 стран, в том числе России. Респондентам задают вопросы о здоровье и здравоохранении, а также трендах в современной медицине и проблемах, с которыми сталкиваются участники исследования.
«Это дает нам и нашим партнерам по всему миру возможность посмотреть в глобальном и локальном разрезах на новые тренды в поведении людей по отношению к собственному здоровью», — объясняет директор по коммерческой эффективности STADA в России и СНГ Дмитрий Белоусов.
Один из важных показателей в исследовании — уровень доверия к национальным системам здравоохранения. Он сильно различается в зависимости от страны, варьируясь от 25% на Украине до 91% в Великобритании.
Средний показатель составляет 71%, причем по сравнению с прошлым годом он снизился на 3 процентных пункта. Однако в России наблюдается обратная тенденция. Доверие к системе здравоохранения за год выросло на 7 процентных пунктов и достигло 41%.
Кроме того, авторы исследования изучили мнение респондентов по поводу готовности их страны противостоять пандемии. Оказалось, что 43% россиян считают, что уровень такой готовности значительно вырос в последнее время. Почти две трети (62%) опрошенных уверены, что если в будущем случится еще одна пандемия, национальное здравоохранение окажется к ней более подготовленным, чем сегодня. По этому показателю Россия занимает шестое место среди 15 стран при среднем результате 59%.
«Однако мы также видим, что из нынешней пандемии извлечены еще не все уроки, — признает Дмитрий Белоусов. — И почти четверть россиян (23%) не верят, что к пандемии можно подготовиться в принципе».
Как цифровизация влияет на готовность и доступность
По словам вице-президента по финансам, ИТ и развитию бизнеса STADA в России и СНГ Дениса Богомолова, фармацевтические компании способны помочь здравоохранению подготовиться к ситуациям, подобным нынешней пандемии. Прежде всего, через увеличение эффективности собственного бизнеса. Это повышает как удовлетворенность пациентов, так и доверие к компаниям со стороны партнеров.
Один из основных инструментов для наращивания эффективности — цифровизация и автоматизация процессов. В STADA они идут сразу по нескольким направлениям.
- Электронный документооборот
К осени 2021 года компания перевела более 90% клиентов и почти половину поставщиков на электронный документооборот. С одной стороны, это позволяет отказаться от многих очных встреч, нежелательных на фоне нестабильной эпидемиологической ситуации. С другой, сокращается рабочее время, которое раньше уходило на обслуживание контрактов и другие взаимодействия с клиентами.
Перевод процессов в электронный формат дает ощутимую экономию. Компания минимизирует расходы, которые не приносят добавленной стоимости бизнесу. Например, она не тратится на курьерские сервисы или пересылку корреспонденции.
- Авансовые отчеты
Систему авансовых отчетов тоже полностью перевели в электронный вид. В ней отражаются документы об использовании авансов для выполнения различных поручений.
За счет цифрового формата трудозатраты на подготовку отчетов резко сократились. Если раньше на эти задачи требовалось около трех-пяти часов в месяц, то сейчас они занимают около пяти минут.
В расчете на 1 000 медицинских представителей ежемесячная экономия составляет 375 рабочих дней. Это не только позволяет оптимизировать рабочее время, но и позитивно влияет на мотивацию сотрудников, отмечают в STADA.
- Учетная система
Бухгалтерская отчетность также переходит на новый технологический уровень. Например, бухгалтерские записи (проводки) теперь автоматически заносятся в учетную систему.
В итоге ручные операции, которые касаются взаимодействий с партнерами и ведения расходов, минимизируются. На многих участках работы больше не требуется человеческий ресурс, как в традиционной модели бухгалтерии.
Богомолов подчеркивает, что снижение затрат на внутренние процессы положительно влияет на финансовую доступность конечной продукции. «Повышение доступности лекарственных средств и препаратов — одна из самых важных целей для нас. И эта цель достигается в том числе за счет автоматизации процессов», — говорит Денис Богомолов.
Россияне готовы к цифровизации здравоохранения и связанных с ним услуг, следует из глобального отчета STADA, выпущенного в 2020 году.
- 82% респондентов высказались за использование мобильных приложений, которые позволяют врачу отслеживать ход лечения и отправлять ему информацию о состоянии здоровья. По этому показателю Россия обгоняет многие европейские страны. Например, в Германии и Великобритании такие ответы дают не более 65% опрошенных.
- 73% россиян выступили за оцифровку своих медкарт. Они хотели бы, чтобы вся информация хранилась в одном месте. Среди опрошенных STADA европейцев это максимальный показатель.
- 69% жителей страны готовы лечиться в режиме онлайн. Они допускают, что такой формат можно использовать при вторичных заболеваниях и легких недомоганиях. Похожие результаты получены в Швейцарии и Австрии (по 67%), а также Великобритании (69%).
Как обеспечить бесперебойные поставки
Европейское агентство лекарственных средств (European Medicines Agency — EMA) отмечало, что в начале пандемии локдауны повлияли на производство, поставку и дистрибуцию препаратов. Все это привело к нежелательным ограничениям в глобальной цепочке снабжения лекарствами.
Одновременно вырос спрос на некоторые препараты, включая анестетики, антибиотики и миорелаксанты. В результате возник дефицит продукции. «Хотя с мая 2020 года ситуация улучшилась, глобальные проблемы с поставками сохраняются. В основном это связано со снижением производственных мощностей, логистическими и транспортными проблемами, повышением закупочных расходов», — признают в EMA.
Обеспечить бесперебойные поставки в таких условиях помогает локализация производств. «В России у нас один из самых глубоких уровней локализации — более 65%. И мы продолжаем инвестировать в это направление», — рассказывает Богомолов.
Один из проектов по локализации запланирован на территории завода «Нижфарм» в Нижнем Новгороде. На Петербургском экономическом форуме STADA подписала меморандум о намерениях с руководством Нижегородской области. Документ предполагает, что компания инвестирует в проект около €10 млн. В продолжение осуществления этого намерения в сентябре STADA открыла на «Нижфарм» новый участок по подготовке субстанций. Инвестиции компании в проект составили более €2 млн. Кроме того, STADA развивает и свою вторую российскую производственную площадку — «Хемофарм» в Обнинске Калужской области. Открытие нового аналитического лабораторного центра с общим объемом инвестиций в проект более €5,2 млн стало еще одним шагов к тому, чтобы площадка «Хемофарм» стала центром передового опыта по производству твердых лекарственных форм STADA в России.
«Развитие наших российских производственных площадок позволит нам не только обеспечивать медикаментами население России и стран СНГ, но и экспортировать препараты в Европу», — заключает вице-президент STADA.