Ученые обнаружили положительное влияние гаджетов на социализацию детей
Что происходит
- Группа исследователей из Института поведенческой генетики Университета Колорадо в Боулдере обнаружила, что школьники, проводящие много времени за экраном цифрового устройства, склонны к формированию более широкой сети социальных контактов.
- Ученые предполагают, что социальная природа использования экранного времени укрепляет отношения между сверстниками и позволяет им оставаться на связи, даже когда они разлучены.
- В среднем дети используют цифровые устройства в неучебных целях от 4 до 5 часов в день, — при этом мальчики ежедневно проводят за экранами на 45 минут больше девочек. Кроме того, исследование обнаружило, что девочки чаще тратят экранное время на социальные сети, в то время как мальчики проводят больше времени за видеоиграми.
- Исследователи не обнаружили существенной корреляции между количеством часов, проведенных перед экраном цифровых устройств, и оценками в школе. Отмечается, что другие факторы, такие как социально-экономический статус, оказывают большее влияние на успеваемость.
- В рамках данного исследования были проанализированы данные почти 12 тыс. детей в возрасте от 9 до 10 лет.
Что это значит
Широкое развитие цифровых технологий играет значительную роль в повседневной жизни людей, в том числе детей, которые начинают взаимодействовать с электронными устройствами уже в раннем возрасте. Согласно исследованию, проведенному Pew Research Center, 60% американских родителей заявляют, что их ребенок начать пользоваться смартфоном в возрасте до пяти лет, а 31% — до двух лет. В России наблюдается похожая ситуация, — в рамках проекта Hi-Tech.Mail.Ru было обнаружено, что 69% детей начинают пользоваться гаджетами еще в дошкольном возрасте.
Несмотря на то, что родители охотно развлекают детей смартфонами и планшетами, исследователи обеспокоены возможными негативными последствиями использования цифровых девайсов в раннем возрасте. Например, группа американских ученых обнаружила, что время, проведенное перед цифровым экраном, негативно сказывается на самочувствии детей в возрасте от 2 до 17 лет. Кроме того, исследователи отмечают, что у активных пользователей гаджетов наблюдается меньше любопытства, самоконтроля и эмоциональной устойчивости, а также склонность к тревожности или депрессии.
Другим негативным последствием использования электронных устройств является замедление развития речи у детей, — данный вывод сделали ученые Университетской больницы Тампере в Финляндии. В течение трех лет они наблюдали за детьми в возрасте от полутора до двух лет и выяснили, что чем больше времени ребенок проводил у экрана, тем медленнее развивался его словарных запас.
В данном контексте стоит отметить, что позитивное воздействие цифровых устройств на детей не перевешивает возможные негативные последствия. Несмотря на то, что использование гаджетов помогает поддерживать социальные отношения между сверстниками, в последнее время растет зависимость от электронных устройств среди детей и подростков, — данная проблема требует неотложного внимания и регулирования. Например, ранее правительство КНР в попытке борьбы с зависимостью школьников от видеоигр объявило, что онлайн-игрокам в возрасте до 18 лет будет разрешено играть только в течение часа по пятницам, а также в выходные и праздничные дни.