Анекдот против мема: как от историй про Вовочку мы перешли к котам Наташи
Что такое мемы
Услышав слово «мемы», многие первым делом представляют смешные картинки с котиками или кадрами из кино, которые пересылаются в чаты друзьям и коллегам. На самом деле этот термин гораздо шире.
Понятие «мем» ввел британский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в 1976 году. В книге «Эгоистичный ген» он предположил, что человеческая культура развивается по законам биологической эволюции. И если в биологии гены копируют себя и передаются от человека к человеку, то должен быть и аналогичный термин для единицы культурного наследия. Так появилось слово «мем». Под ним Докинз подразумевал популярные в обществе идеи, тенденции, навязчивые мелодии, модные выражения и крылатые фразы.
Название произошло от древнегреческого μιμητής («миметес») — «подражатель, имитатор». В своих мемуарах Докинз пишет: «Слово mimeme имеет подходящий греческий корень, но я ищу односложный термин, который бы напоминал своим звучанием «ген». Надеюсь, мои друзья-классицисты простят меня за сокращение «мем». В качестве альтернативы его можно соотносить со словом memory (англ., «память») или с французским словом même (фр., «тот же, однообразный»)».
С появлением интернета понятие приобрело другой смысл, знакомый нам и отличный от того, что существует в исследовательской среде. Вторая трактовка описана в Кембриджском словаре: «Мем — идея, изображение, видео и так далее, которые очень быстро распространяются в интернете». В таком значении интернет-мемы впервые были упомянуты в 1996 году в сборнике статей ученых из Массачусетского технологического института.
Что общего у интернет-мемов с анекдотами
Они заставляют нас смеяться. Редактор отдела карикатуры в журнале The New Yorker Роберт Манкофф давно исследует роль юмора и считает, что смешное не может быть абсолютно нормальным. В шутке есть отклонение от нормы, некоторая неконгруэнтность — то есть, несоответствие, нелогичность, противоречие. Она характерна и для мемов, и для анекдотов.
Дарья Радченко, старший научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС:
«Наиболее близкая мне теория комического — теория неконгруэнтности. В шутке мы встречаемся с некоторым внутренним противоречием, которое разрешается не так, как мы ожидаем. Например, анекдот: «Летели два крокодила. Один зеленый, другой на север». Нам становится смешно не потому, что крокодилы не летают. А из-за того, что, во-первых, в шутке это подается как банальное знание, а во-вторых, неконгруэнтны разные классификации: один зеленый — свойство цвета, другой летит на север — свойство совершенно другого типа.
В этом смысле анекдоты и мемы работают совершенно одинаково».
Все это — фольклор. Многие привыкли, что под этим термином подразумеваются былины, сказки, частушки, народные песни. Но на самом деле анекдот тоже определяют как жанр городского фольклора, а мемы относят к цифровому народному творчеству.
Они помогают узнавать «своих». Анекдоты и мемы позволяют почувствовать принадлежность к определенной группе. Принимая или отвергая определенную шутку, группа обозначает свое место в обществе и заявляет о взглядах и интересах.
Полина Колозариди, интернет-исследовательница, координатор клуба любителей интернета и общества, преподаватель НИУ ВШЭ:
«Мем рассчитан на здравый смысл, на то, что его содержание будет распознано быстро. Он отчасти похож на анекдот: в обоих случаях это способ поделиться быстро важным и понятным, почувствовать себя вместе. В этом легко убедиться, если зайти на онлайн-площадку, где много чем-то непохожих на вас людей, например другого возраста или других интересов. Их мемы, смешные и очевидные для группы, едва ли будут смешны незнакомцам».
Мы не знаем, кто их придумал. Вряд ли можно найти хоть один интернет-мем или анекдот с указанием авторства. По мнению кандидата филологических наук Светланы Канашиной, так создатели шуток и смешных картинок получают возможность выражать мнение и эмоции без оглядки на общественную мораль и не нести за это никакой ответственности.
Почему анекдоты теряют популярность
Психологи СПбГУ пришли к выводу, что люди в возрасте от 17 до 30 лет в большинстве своем воспринимают анекдоты как несмешной и непонятный жанр. Их реже рассказывают в компании друзей или коллег и связывают со старшим поколением. Анекдотам молодежь предпочитает спонтанный и ситуативный юмор. По мнению авторов исследования, это связано с изменившимся типом общения, которое все больше переносится в социальные сети и мессенджеры.
Ассоциации с эпохой до интернета
Как замечает доктор филологических наук Василий Химик, массовая популярность анекдота пришлась уже на советское время. Кандидат философских наук Евгений Соколов также утверждает, что это сугубо российско-советское изобретение, своеобразное «совковое ноу-хау», едва ли воспроизводимое в иных культурных опытах.
Александра Архипова, социальный антрополог РАНХиГС:
«Действительно, анекдот очень распространен в культурах, где это не просто развлекательная функция, а еще и способ выразить мнение, не будучи за это наказанным. Например, я рассказываю шутку о Фиделе Кастро или о Сталине. При этом я как бы передаю чужое мнение, а не то, что думаю сам. Так анекдот становится «оружием слабых». Под этим термином понимаются тексты или действия, с помощью которых люди воспроизводят впечатление о классе, подавляющем их. При этом делается все, чтобы не нести за это ответственность.
Как правило, в тоталитарных и авторитарных культурах, где представители власти контролировали публикационное пространство, эти высказывания были устными. На Кубе и сейчас чудовищное количество устных анекдотов».
Дешевые сборники анекдотов испортили репутацию жанра
Многие помнят тонкие книжки с шутками, которые продавались в поездах и электричках или хранились у бабушки на антресоли. В 1990-е годы ими были завалены все прилавки. Как считает культуролог Олег Борисов, такие брошюры «утрачивают смысл окруженной магическим ореолом байки», оставляют фигуру речи без прямого действия и соучастия. Анекдот перестает быть анекдотом и становится отработанным материалом, место которому в архиве.
Долгие шутки-монологи заставляют скучать
Анекдоты воспринимаются как неоправданно длинные истории. Затянутое введение в контекст и развернутые описания требуют большей концентрации внимания и при этом не гарантируют смешную развязку.
Дарья Радченко:
«Наблюдается тренд на сжатие и упаковку смыслов. Если мы откроем сборник исторических анекдотов XVIII — начала XIX века, поразимся: там каждый анекдот на страницу. Пока дочитаешь, уже не смешно. Анекдоты XX века обычно представлены в кристаллизованной сюжетно-диалоговой форме и в три раза короче. Но сейчас нам уже нужен либо короткий текст, либо интернет-мем. В нем «упаковано» много сообщений. В одной такой картинке содержится не один анекдот, а целое множество».
Почему мемы захватывают умы
Мемы отчаянно соперничают за наше внимание, конкурируют между собой. Выживают те, что способны меняться и подстраиваться под нормы общения. В борьбе же за существование с другими жанрами, такими как анекдоты, у мемов есть свои «эволюционные» преимущества.
Появление интернета
Краткие и наглядные мемы идеально вписываются в условия интернет-эпохи. С появлением технологий коммуникация ускорилась и упростилась. У людей часто не хватает времени на то, чтобы подробно объяснять свое отношение к событиям. Теперь, вместо того чтобы печатать длинный текст, мы отправляем картинку, и нас понимают мгновенно. Как утверждает лингвист Максим Кронгауз, «...интернет — это среда мгновенного распространения информации. Мему очень легко захватить сразу огромное пространство».
Культура участия
Американский философ и культуролог Генри Дженкинс считает, что с развитием интернет-технологий у человека появляется невероятный опыт: каждый из нас, будучи лишь потребителем культурных смыслов, может стать их соавтором. Кто-то пишет посты, кто-то делает фотографии, а кто-то создает и видоизменяет интернет-мемы. Вокруг мемов формируется общность творцов, распространителей и читателей, которые равны в своих авторских правах.
Дарья Радченко:
«Мемы работают на основе того, что мы называем «культурой участия». Это ситуация, в которой мы становимся не только потребителями культурного продукта, но и соучастниками, сотворцами. Для нас это большая ценность. Механизм, который нам облегчает работу по производству культурных смыслов, оказывается крайне важным.
Понятно, что когда пересказываем анекдот, мы участвуем в фольклорном сотворчестве: что-то добавляем, убавляем, рассказываем другими словами, заменяем имена героев и так далее. Но эта вариативность остается в рамках конкретного текста, если мы не сочиняем новый анекдот по заданной жесткой модели. Мем же допускает наполнение общей «рамки» новым смыслом».
Новые интернет-мемы появляются очень быстро
По словам лингвиста Михаила Кронгауза, механизм образования мемов работает постоянно и с гораздо более высокой скоростью, чем раньше. Кроме того, на разнообразие смешных картинок влияет способность к трансформации: изображение и фраза, из которых состоит мем, могут «разойтись» и зажить каждая своей жизнью. К иллюстрации придумывается другая надпись и наоборот.
Победили ли мемы анекдоты: мнение экспертов
По данным на 2021 год, люди все чаще ищут в интернете мемы, а не анекдоты. В Московской области 76% от общего количества запросов в категории относится к слову «мем». В Ленинградской области — 78%.
Тем не менее люди сохраняют интерес к юмористическим программам (Comedy Club, «Уральские пельмени» и Stand Up). Половина россиян смеется над шутками и анекдотами при просмотре шоу по телевизору, а четверть — в интернете.
Полина Колозариди:
«Отчасти анекдоты продолжают существовать. В интернете их хватает. Но интернет-мемы стали заметными, их пускают в коммерческий оборот, их проще «увидеть» внутри Сети. Во многом, мемы стали вытеснять анекдоты в реакциях на актуальные события».
Дарья Радченко:
«Нам кажется, что картинки все заполонили. Это не совсем так. В Сети остается много пространства для текстового юмора. Анекдоты позднесоветского периода действительно уступают место, но не мемам, а шуткам, которые принято называть one-liners (англ., «однострочными»). Классический пример такого рода — короткие юмористические тексты в Твиттере.
То есть речь идет не о смерти анекдотов, а о конкуренции между разными текстовыми формами. Побеждают те, что быстрее передаются, проще воспроизводятся и не содержат сложных сюжетных схем. Чем короче текст, чем плотнее он упакован, тем более высокие шансы на распространение он имеет. Если сравнивать однострочные шутки со смешными картинками, то пока мы не можем сказать с уверенностью, что одно победило другое».
Александра Архипова:
«Анекдот тоже становится мемом, поэтому высказывание «мемы победили анекдоты» бессмысленно. Оно звучит примерно как «фрукты победили апельсины». Сейчас мы по-прежнему коммуницируем устно, и анекдоты все еще рассказываются. Просто они потеряли возможность быть переданными преимущественно в речи и плавно переходят в интернет. И здесь им приходится бороться за место под солнцем с картинками.
Когнитивно анекдоты устроены гораздо сложнее: там всегда есть двойной пуант — та фраза, из-за которой текст имеет двойное прочтение. Эта двусмысленность заставляет мозг сильнее напрягаться. Такой операции не происходит в случае со смешной картинкой, поэтому они проще распространяются в интернете. Зато анекдот может передаваться устно, а изображение — нет».