Экологичный транспорт, 17 сен 2021, 13:00

Энергия солнца и электронные чеки: как выглядят АЗС нового поколения

Читать в полной версии
На автомобили приходится более 90% всех загрязнений воздуха в мегаполисе. Чтобы повлиять на снижение углеродного следа, связанного с транспортом, в «Газпром нефти» перешли на новое топливо и запустили эко-проекты на АЗС

«Газпром нефть» — вертикально интегрированная нефтегазовая компания. В ее структуру входят более 70 предприятий по добыче, переработке и сбыту нефти и нефтепродуктов в РФ и за рубежом.

География бизнеса компании охватывает 110 стран мира. Сеть АЗС «Газпром нефти» включает свыше 2 тыс. станций на территории России, стран СНГ и Европы.

Задача

Снизить углеродный след сети АЗС и привлечь потребителей к эко-инициативам.

Мотивация и предпосылки

Тренд на устойчивое развитие, возникший несколько лет назад, окончательно закрепился в российской бизнес-практике. По данным Deloitte, 72% компаний включили принципы ESG (Environmental, Social, Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление) в свои стратегии.

Кто стал самой «зеленой» компанией России — июньский рейтинг RAEX
Зеленая экономика 

Один из основных ориентиров для корпораций в этой сфере — Глобальный договор ООН. На сегодня это крупнейшая международная инициатива для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. В договоре прописаны принципы в сфере прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.

«Газпром нефть» присоединилась к Глобальному договору ООН в 2020 году. К тому моменту компания уже запустила несколько связанных с ESG проектов. Прежде всего, по повышению экологической эффективности своих активов.

В 2013 году свой Московский НПЗ «Газпром нефть» перевела на производство топлива Евро-5 — за три года до того, как в столице запретили оборот бензина более низких классов. Более экологичное топливо помогло Москве заметно сократить выбросы. В 2013–2018 годах городской автопарк увеличился на 380 тыс. транспортных средств, но выбросы при этом уменьшились на 35%.

На самом заводе построили новые очистные сооружения и внедрили систему мониторинга воздуха. А в 2020 году отключили несколько старых установок и запустили комплекс «Евро+»: он увеличил выпуск топлива и снизил экологическое воздействие производства на 11%. Кроме того, здесь разместили новый комплекс отгрузки, который улавливает испарения и возвращает их в повторный цикл производства в виде жидкого конденсата.

Однако компания стремилась повысить экологичность не только самого производства, но и всей цепочки поставок и сбыта – от завода для потребителя.

Решение

Запустить на АЗС и в логистике комплекс эко-проектов, в том числе с участием клиентов.

Реализация

  • Солнечные батареи на заправках

Чтобы снизить энергопотребление АЗС, «Газпром нефть» начала внедрять солнечные панели. Первую заправку с автономной генерацией открыли в Ярославле в 2020 году.

Энергосистема состоит из 16 солнечных модулей российского производства. Панели смонтировали под углом 60 градусов, чтобы они сами очищались от пыли и снега без участия человека. Оборудование может работать при температуре от  минус 35 до плюс 31C.

Общая мощность панелей — 5 кВт. За год работы первая солнечная станция выработала 5 408 кВт·ч и обеспечила часть эксплуатационных потребностей АЗС. По словам представителей компании, это позволяет заместить электроэнергию от сети.

Когда Россия заменит уголь и газ энергией солнца и ветра
Зеленая экономика 
ТАСС">
  • Зарядки для электрокаров

Первые зарядные станции для электромобилей «Газпром нефть» установила в 2018 году в Санкт-Петербурге. Позже добавились станции в Краснодарском крае.

В компании отмечают, что станции для электрокаров достаточно сложны в установке. Чтобы разместить их на действующей АЗС, нужна дополнительная электрическая мощность. Чаще всего она сопоставима с максимальной мощностью объекта. Поэтому зарядки устанавливают в основном на новых АЗС.

Оборудование рассчитано на быструю зарядку. Чтобы пополнить батарею до 80%, нужно около 15–20 минут. В среднем на каждой станции заряжается 1-2 электромобиля в день. «Это новая услуга, и она уже пользуется спросом у владельцев электротранспорта», — объясняют представители компании

  • Отказ от бумажных чеков

У сети АЗС «Газпром нефти» есть собственное приложение для автомобилистов. Его ежемесячная аудитория — около 2 млн пользователей.

В мае 2021 года в приложении появилась возможность оформить цифровые чеки вместо бумажных. Для этого клиенту нужно указать в приложении адрес электронной почты. После каждой покупки на АЗС чеки отправляются по e-mail.

Электронный чек имеет ту же силу, что и бумажный. В нем есть реквизиты продавца, адрес АЗС, сумма и вид оплаты, а копия хранится на сервере Федеральной налоговой службы. Но такой чек нельзя потерять, и для его изготовления не нужно тратить природные ресурсы. Кроме того, цифровые чеки позволяют ускорить обслуживание покупателей.

  • Переработка шин

Ежегодно в России выбрасывается до 2 млн изношенных шин. Все эти старые покрышки требуют специальной утилизации. Официально они относятся к отходам 4 класса опасности, то есть выбрасывать их вместе с бытовым мусором нельзя.

Чтобы помочь горожанам экологично избавиться от покрышек, «Газпром нефть» запустила проект «Зеленый — новый черный» на своих АЗС. Все желающие могут приехать на заправку и бесплатно сдать шины в переработку. Из собранных шин производят резиновую крошку для покрытий детских и спортивных площадок.

Также компания запустила экологический трек в рамках ралли «Шелковый путь». Сбор шин организовали в Омске, через который проходил маршрут гонки.

  • Мониторинг транспорта

Одновременно с проектами для автомобилистов «Газпром нефть» решила оптимизировать работу и собственного транспорта. В 2020 году здесь внедрили единую цифровую систему мониторинга, которая охватывает логистику, переработку и сбыт.

К цифровой системе подключили больше 2 тыс. машин — от легковых автомобилей для персонала до автоцистерн, перевозящих нефтепродукты. Потенциально программное ядро может охватить до 5 тыс. транспортных средств.

Система собирает и анализирует больше 30 параметров с устройств телеметрии и данные по каждому водителю, включая стаж и допуски. Она отслеживает отклонения и тут же оценивает, насколько эти отклонения критичны. Если зафиксирована потенциально опасная ситуация, подается сигнал диспетчеру. Тот, в свою очередь, может связаться с водителем и вместе с ним скорректировать скорость или траекторию движения.

В перспективе этот функционал хотят автоматизировать за счет бортовой системы видеоаналитики и алгоритмов машинного обучения. Это позволит в автономном режиме предсказывать развитие ситуации и корректировать действия водителя.

В «Газпром нефти» отмечают, что новая система мониторинга прививает водителям спокойный стиль вождения. А это, в свою очередь, позволяет снизить расход топлива.

Результаты

Клиенты сети «Газпромнефть» хорошо откликнулись на экологические инициативы компании. За полтора года проекта «Зеленый — новый черный» в Петербурге, Новосибирске и Москве автомобилисты отвезли на АЗС больше 2 тыс. тонн старых шин.

«В социальных сетях нашей сети АЗС вовлеченность и интерес к этой теме стабильно в два раза превышает средние значения. Посты о проекте собирают рекордное количество положительной обратной связи. Пользователи также просят организовать пункты приема в других регионах», — рассказывают в компании.

Эко-сумка стимулов: как вовлечь регионы в раздельный сбор отходов
Зеленая экономика 
ТАСС">

Популярными оказались и электронные чеки, заменяющие бумажные. За первые три месяца после запуска новую функцию использовали больше 250 тыс. человек.

Планы и перспективы

Компания планирует и дальше повышать экологичность своих АЗС. Изменения коснутся бизнес-процессов, строительных технологий и инфраструктуры автозаправок.

В ближайшее время на АЗС в Москве и Московской области появятся новые зарядные станции для электромобилей, а на заправках в Санкт-Петербурге разместят инфраструктуру для раздельного сбора мусора.

В «Газпром нефти» также не исключают проектов по производству биотоплива. Пока, по словам представителей компании, они находятся на стадии разработки.

Экологичный транспорт Кейсы компаний Загрязнение Устойчивое развитие Биотопливо
Главное