EdTech, 03 сен 2021, 17:20

Сколько заработали EdTech-компании России за второй квартал 2021 года

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Компания Smart Ranking при поддержке пула участников рынка составила новый ежеквартальный рейтинг крупнейших EdTech-компаний России

При подготовке использовались данные компаний, из системы «Контур.Фокус» и открытых источников.

В рейтинг не включены:

  • международные проекты, а также проекты государственных организаций и вузов. Например, платформы «Открытое образование» и «Специалист.ру»;

  • компании, для которых EdTech является прикладной деятельностью, например, курсы трейдеров при финансовых организациях;

  • платформы, оказывающие услуги по написанию дипломов, курсовых и т.д.

Суммарная выручка топ-100 компаний за второй квартал 2021 года составила более ₽15,3 млрд. Это примерно на 25% больше, чем в начале года, и почти в два раза больше, чем во втором квартале 2020 года. Тогда ситуация на рынке онлайн-образования была иной: пик пандемии, карантин и повышенный интерес к дистанционному обучению помогли участникам рейтинга стремительно увеличить выручку. Рост составлял 108% относительно того же периода 2019 года, а значит вполне соответствует сегодняшним показателям. По сути, рынок продолжает расти теми же темпами.

«Сложившаяся ситуация все еще положительно влияет на большинство игроков в EdTech, — отмечает Дина Каракаш, управляющая портфелем ФРИИ. — Стало в целом легче тестировать гипотезы на иностранном рынке, клиенты более открыты к диалогу, все больше инвесторов меняют свое мнение относительно потенциала российского EdTech (раньше немногие игроки были готовы инвестировать в это направление). Рост стал более осознанным, сформированным за счет усиления команды и новых гипотез в компаниях (например, в «Like Центре» и Skysmart), а не являющийся ответом на неконтролируемый рост спроса извне, когда все процессы ломаются».

Результаты топ-10 лидеров рынка еще более оптимистичны: их рост несколько ускорился. Для сравнения: во втором квартале 2020 года он составил 109%, а в 2021 году — 122%. В целом, первые 33 строчки рейтинга обошлись без падений выручки. Далее картина более разнообразна. Всего 11 компаний закрыли исследуемый период с минусом или нулем по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и треть — относительно первого квартала этого года. По словам участников рынка, на итоги повлияло множество факторов, в числе основных — сезон школьных каникул и первых отпусков после периода закрытия границ, неопределенность из-за продолжения пандемии, которая вынуждает часть аудитории рациональнее подходить к расходам, и рост числа бесплатных продуктов, предлагаемых онлайн-школами.

«Выручка по итогам квартала оказалась ниже ожидаемой, — отмечает Ирина Семенок, директор по маркетингу в образовательной компании «Нетология». — Поведение аудитории говорит о том, что пользователям нужно все больше касаний с продуктом, трафик хуже конвертируется и срок принятия решения о покупке увеличивается».

С полной версией рейтинга топ-80 EdTech-компаний России можно ознакомиться по ссылке.

Смена лидеров

Новый рейтинг с выручкой почти ₽1,8 млрд впервые возглавил представитель сегмента бизнес-образования «Like Центр». По сравнению с прошлым годом компания выросла в шесть раз.

«Только за второй квартал 2021 года наши образовательные программы и мероприятия привлекли 91,4 тыс. новых учеников», — говорит Василий Алексеев, генеральный директор «Like Центра». Аномальные всплески по объему продаж связаны с несколькими факторами. Например, в июне прошел запуск реалити-проекта «Внутренняя кухня», в котором более 40 тыс. предпринимателей следили за жизнью «Like Центра» в закрытом инстаграм-аккаунте, — проект привлек новых студентов. По словам основателя компании Аяза Шабутдинова, в планах до конца года — закрытие крупного раунда инвестиций, а на 2023–24 годы запланирован выход на IPO.

Спортивный интерес: как соревновательная система мотивирует партнеров
Экономика образования 

Однако следует отметить, что частично взлет «Like Центра» в рейтинге на первую строчку произошел по техническим причинам, ведь один из главных лидеров — онлайн-школа Skyeng — теперь представлен несколькими проектами. Детское направление Skysmart и онлайн-университет навыков и профессий Skypro выделились в отдельные компании и заняли собственные строчки. Во втором квартале 2021 года все три проекта в сумме заработали более ₽2 млрд и могли бы занять первое место в топ-100.

Также изменился лидер и по темпам роста — место МШУ «Сколково», которая показала значительный прирост в первом квартале 2021 года, заняла онлайн-школа программирования для детей Kodland. Она увеличила выручку в девять раз — до ₽165 млн по отношению к тому же периоду 2020 года. Компания обнаружила большой запрос на курсы, связанные с творчеством — цифровой иллюстрацией, фотографией, видео, и запустила новые программы, посвященные блогингу. «Сейчас творческие направления выбирает каждый пятый ученик, что дает нам около 20% оборота», — отмечает Александр Носулич, глава Kodland. Кроме того, во втором квартале школа расширила возрастные границы курсов и запустила специальные продукты для детей 6–7 лет.

Запрыгнуть в цифровой поезд

Самую крупную долю рынка по объему выручки, как и в начале года, представляет бизнес, обучающий цифровым профессиям и ИТ. Всего этот сегмент заработал ₽4 млрд, а лидером стал Skillbox, который во втором квартале 2021 года запустил около 100 курсов в направлении ДПО по дизайну, программированию, маркетингу и так далее, а также пять программ высшего образования.

В сумме большая часть выручки сегмента приходится на Skillbox и GeekBrains, входящие в состав Mail.ru Group, а также «Яндекс.Практикум». Рынок продолжает консолидироваться между двумя корпорациями, и хотя запускать новые проекты в сфере обучения цифровым профессиям становится все сложнее, в рейтинг вошли несколько удачных примеров. В 2021 году начал работу онлайн-университет зерокодинга ZeroCoder и с ходу занял 77-ю строчку. Также рынок онлайн-образования взбодрило появление Skypro от гиганта Skyeng, где студенты могут бесплатно освоить ИТ-профессию.

По словам Ирины Семенок, последнее обстоятельство сподвигло остальных крупных игроков более четко проработать свое позиционирование: «Проекты Mail.ru (Skillbox, Geekbrains) стали увеличивать свое присутствие на ТВ и в офлайн-каналах (аудиореклама в магазинах, билборды). Все ищут способы привлекать новую аудиторию, а большие бюджеты в прошлом году прилично вырастили стоимость закупки в digital-каналах».

«Сегодня рекламный рынок образовательных услуг крайне перегрет, лишь крупные игроки могут себе позволить полноценно использовать все каналы привлечения, — отмечает Павел Астафуров, директор по маркетингу SkillFactory. — Данная тенденция приведет к резкому сокращению количества активных игроков (им просто не на что будет закупать трафик) на рынке. Скорее всего, это приведет к ухудшению качества образовательного продукта у маленьких проектов (львиная часть расходов пойдет на маркетинговые цели), и рынок окончательно сформирует органический барьер для входа новых игроков».

Пока же новые игроки появляются и также думают о диверсификации бизнеса. «Меньше чем за два года нам удалось построить крупнейшую онлайн-школу, занимающуюся геймдев-образованием: мы учим делать игры, — говорит Павел Мосейкин, сооснователь, генеральный директор XYZ School. — А во втором квартале мы решили двигаться дальше и взялись за такую большую область, как дизайн, и уже выпустили курс по моушен-дизайну. Сейчас мы видим, что наступил новый этап развития онлайн-школ — этап системного подхода и навык работы в растущем рынке. Быстрые взлеты не гарантируют удержание стабильности выручки».

В ожидании учебного года

Чуть менее успешно квартал завершили онлайн-школы, которые специализируются на обучении школьным предметам и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Их выручка составила ₽3,2 млрд, а самым крупным проектом стала компания «Учи.ру» с ₽850 млн.

Во втором квартале компания совершила три собственные инвестиционные сделки. В июне купила образовательный сайт «Ваш урок» и долю 15% в сети офлайн-школ программирования «КодКласс». По словам Натальи Царевской-Дякиной, генерального директора EdTech-акселератора Ed2, первая сделка нужна для увеличения аудитории, вторая — для развития других направлений бизнеса. Кроме того, во втором квартале «Учи.ру» объявила о том, что стала совладельцем онлайн-школы TutorOnline (8,7%), которая с марта 2011 года оказывает услуги индивидуального репетиторства, в том числе по основным предметам школьной программы и иностранным языкам. TutorOnline занимает 29-ю строчку топ-100 российских EdTech-компаний.

«Скоро небольшие компании без выигрышной стратегии сойдут с марафона конкуренции, — прогнозирует директор по развитию TutorOnline Сергей Лапуть. — Дорога проложена крупным корпорациям, проектам со сложной технической составляющей и сильным контент-маркетингом, так как они могут потягаться с большими бюджетами других компаний и сохранить прибыльную юнит-экономику».

«Даже самые крупные сделки второго квартала прошли совсем незамеченными, между тем на рынке российского EdTech произошло событие, которое положит начало новому витку развития рынка: крупная EdTech-компания начала скупать более молодые и меньшие по объему проекты», — комментирует сделки «Учи.ру» Наталья Царевская-Дякина. — Это говорит о еще более зрелой фазе рынка, и есть надежда, что «Учи.ру» показала серьезный пример остальным игрокам, когда, добившись максимального успеха в своей нише, компания начинает расширяться через инвестиции в других игроков».

Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках
Экономика образования 

Главным конкурентом «Учи.ру» стал SkySmart, впервые вошедший в рейтинг в этом квартале: компания заработала лишь немногим меньше — ₽725 млн (без учета edu.skysmart.ru — совместного проекта с ИД «Просвещение», который принес примерно такую же выручку). По словам Александра Ларьяновского, управляющего партнера Skyeng, это вполне закономерный итог, ведь детское направление уже несколько лет кратно растет быстрее обучения взрослых английскому языку, которым занимается Skyeng.

На 73% относительно предыдущего года выросла школа «Фоксфорд». «За второй квартал 2021 года произошло несколько важных для развития продукта изменений. Во-первых, мы выстроили академический блок. Во-вторых, укомплектовали команду видеопродакшена полного цикла, — рассказывает Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд». — Глобально внутри отдела два направления: одно решает маркетинговые задачи и отвечает за видео на YouTube и для SMM, а производственные группы внутри второго направления создают образовательные курсы для продуктовой линейки «Фоксфорда» и проморолики для маркетинговых и бренд-коммуникаций. В-третьих, в рамках второго квартала мы активно готовились и продолжаем готовиться к новому учебному году».

Тем не менее большинство компаний сегмента образования для детей отметили, что выручка за второй квартал оказалась ожидаемо низкой, ведь учебный год завершен, и сейчас они готовятся к новому.

Бизнес и корпорации

Самым быстрорастущим сегментом стало бизнес-образование — ему уступили компании, обучающие цифровым профессиям. По сравнению со вторым кварталом прошлого года сегмент вырос на 213% до ₽2,5 млрд. Его участники остались довольны выручкой, однако часть игроков заметила, что востребованность онлайн-формата начала падать, а значит, пора искать более эффективные методы обучения.

«Ослабление ковидных ограничений и усталость от онлайна подтолкнули людей выходить из дома, — объясняет директор по онлайн-продуктам МШУ «Сколково» Ирина Шашкина. — На этом фоне ощутимо увеличился спрос на очные программы обучения, несмотря на риск их переноса или отмены. Посадка в классах была довольно высокая».

Однако дело не только в формате. По мнению руководителей бизнес-школ, конкуренция ощутимо усиливается, а значит, и требование к качеству продукта растет. «Рынок заполнен огромным количеством записей курсов с очень слабыми практическими заданиями и минимальной обратной связью, — считает Валентин Василевский, совладелец Visotsky Consulting. — Методически последовательные программы будут вытеснять «сборную солянку» из отрывочных вебинаров и мастер-классов разных авторов, чем особенно грешат программы MBA».

«Во втором квартале мы увидели спрос на построение траекторий карьерного и профессионального развития, — отмечает Екатерина Пичелатова, директор по маркетингу «Контур.Школы». — Клиенты приходят к нам не только за знаниями. Их интересуют консультации, проверка и постановка навыков, рекомендации по профессиональному росту. Мы становимся не только учебным центром, но и карьерным наставником».

Что же касается компаний, работающий в корпоративном сегменте, то они заработали почти ₽1 млрд, увеличив выручку по сравнению с предыдущим годом в два раза. Это самая многочисленная категория рейтинга, однако почти половина выручки приходится на «Актион Университет» — образовательный бизнес группы «Актион».

«Мы отмечаем рост спроса на микрообучение. Рынку нужны короткие емкие курсы, которые отвечают на конкретный практический вопрос. Среди клиентов наших корпоративных университетов мы также видим спрос на то, чтобы гибко управлять навыками сотрудников, назначать программы разной длительности в зависимости от их реальной потребности и загрузки», — перечисляет Илья Курмышев, директор образовательного бизнеса группы «Актион».

Микрообучение: чему и как учиться в условиях нехватки времени
Экономика образования 

«Многие корпорации сосредоточились на онлайн-формате, как в сфере удаленной работы, так и в образовании, — уверены представители корпоративной библиотеки Alpina Digital. — На Западе этот тренд особенно развит — популярность онлайн-курсов возросла с 25 до 60%. Многие платформы начали партнерство с различными университетами (например, Coursera). Растет внедрение ИИ- и VR-технологий. Тренд на непрерывное обучение (Lifelong learning) не только не спадает, а постепенно внедряется в нашу жизнь: уже сложно представить развитие специалиста без постоянной «подпитки» новыми знаниями».

Иностранные языки

На четвертом месте по объему выручки оказались онлайн-школы, обучающие иностранным языкам. Если во втором квартале 2020 года они заработали ₽834 млн, то теперь сумма достигает ₽2,3 млрд. Самым крупным игроком по-прежнему остается Skyeng, он занимает 60% этого сегмента. Впрочем, положительные результаты показали почти все языковые школы. «По сравнению со вторым кварталом прошлого года (который выпал на начало пандемии) у нас произошел рост на 60%, — отмечает новый участник рейтинга — школа немецкого Deutsch Online. — Мы считаем это неплохим результатом, так как уже были открыты офлайн-школы и часть перешедших в онлайн вернулась туда».

По прогнозам представителей онлайн-школы Puzzle English, нишевые игроки продолжат выход в соседние сегменты и будут теснить их лидеров, а конкуренция за лиды в сфере EdTech продолжит расти.

Платформы и ИТ-разработки

Платформы для создания образовательных курсов, вебинаров и ПО суммарно показали относительно скромный рост относительно того же квартала 2020 года — всего 26%, до ₽1,4 млрд. Практически теми же темпами растут разработчики ИТ-решений, которые в сумме заработали ₽156 млн.

Игроки отмечают устойчивый спрос на корпоративное обучение и комплексные онлайн-коммуникации внутри организаций. «Мы видим, что надежды корпораций на возобновление офлайн-обучения не оправдались. Новая волна ограничений похоронила эти планы. При этом проникновение дистанционного обучения в бизнес сейчас не более 30%, и там, где не было практики использования цифровых платформ для обучения сотрудников, такой переход дается тяжело. В первую очередь не хватает квалифицированных кадров для запуска платформы и подготовки обучающего контента для использования в дистанционном формате», — объясняет Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио».

«Происходит переход от «лоскутной автоматизации» к очень правильному подходу интегрированной цифровой среды, — отмечает Александр Костин, исполнительный директор компании «Государство детей» (Inlearno). — Теперь наших заказчиков не просто интересует «Навигатор дополнительного образования» — он должен быть гармонично встроен в цифровую среду региона, как минимум интегрирован с региональным и федеральным порталами государственных (муниципальных) услуг, электронным журналом/дневником, центром управления регионом. Дальше ждем сопряжения с платформами онлайн-образования, ведь дистанта вокруг все больше и больше».

Профессии, досуг и прокторинг

В новую категорию «Профессии» в основном вошли специализированные компании, которые заработали ₽344 млн. По сравнению с началом года большинство из них либо остались на прежнем уровне, либо упали.

В сегменте лидирует проект «РОББО» с выручкой ₽70,1 млн, обучающий взрослых и детей робототехнике. «Мы дополнили наши онлайн-программы симуляторами реальных электронных устройств, — рассказывает Павел Фролов, основатель и продюсер компании «РОББО». — Благодаря этому нововведению дети даже в дистанционном режиме смогут изучать, как работают настоящие роботы, и программировать их. Кроме того, вскоре в образовательной линейке появятся нейроинтерфейс и квадрокоптер собственной разработки, а также новый 3D-принтер».

В свою очередь, компании, которые вошли в сегмент «Досуг», заработали ₽277 млн. Лидером стала международная онлайн-школа с wellness- и lifestyle-курсами AnyClass с выручкой ₽122 млн. Компания запустила пилот в англоговорящих странах, большая часть продаж приходится на рынок США, Великобританию и Канаду. Также проект готовится к масштабированию в Латинской Америке.

Самым скромным по выручке оказался новый сегмент, который представляют компании, специализирующиеся на прокторинге (процедуре контроля на онлайн-экзамене или тестировании, где за всем процессом наблюдает администратор — проктор). Категорию представляют всего два участника рейтинга: ProctorEdu и Examus. В сумме они заработали ₽38 млн, но выросли на 153% по отношению ко второму кварталу 2020 года.

Списать не дам: что такое онлайн-прокторинг и как он работает
Экономика образования 

Государство и экспорт российского EdTech

Наталья Царевская-Дякина отмечает возросший интерес государства к сегменту частного образования. Второй квартал ознаменовался принятием в последнем чтении закона «О просветительской деятельности», который однозначно повлияет на весь рынок целиком.

Также она говорит о громкой покупке ИД «Просвещение», которое теперь на 25% принадлежит «Сберу», РФПИ и ВЭБ и было приобретено с целью масштабной цифровизации базового школьного образования и появления новых технологий и услуг.

«Сложно сейчас оценить всю совокупность активностей и заявлений регулятора и окологосударственных структур на рынке образования, но с усилением влияния государства на EdTech мы точно столкнемся», — резюмирует эксперт.

«Повышение внимания государства к сфере онлайн-образования — это заметный тренд, — считает Ольга Хасякова, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Закон о просветительской деятельности — одно из проявлений такого внимания. С одной стороны, любое ужесточение правил игры воспринимается с тревогой, с другой — мы же все-таки говорим об образовании, тем более школьном. Это, по сути, основа государства. И тут важно, чтобы все игроки рынка понимали те самые правила и соблюдали их».

Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:

  1. Во втором квартале 2021-го однозначно были важные сделки. Во-первых, это мегараунд GetCourse, одной из старейших платформ на рынке. Winter Capital купил долю в GetCourse за $50 млн. Кроме того, фонды, которые никогда особенно не проявляли интерес к EdTech, начали в него активно инвестировать.

  2. Однако ключевой тренд на данный момент — это экспорт российского EdTech. Компании с российскими корнями имеют международную выручку и неплохо развиваются за рубежом.

  3. Еще одна тенденция: теперь уже крупные игроки, которые сами раньше были стартапами, выступают стратегическими инвесторами. Например, сервис Skillbox купил долю в школе английского языка «КЭСПА» за ₽100 млн.

  4. Очень интересный тренд — «китайский маневр» — это образец всему миру и нам в том числе. Если какие-то решения будут приниматься, есть вероятность, что в их основу может быть положен китайский опыт, но это добавляет дополнительные риски инвесторам в этом сегменте.

  5. Сейчас образование выходит в смешанные форматы — онлайн плюс офлайн. Maximum Education давно в таком формате работала, но это явление становится более заметным. Иллюстрация этого момента: стойки Skillbox и заявление об открытии 150 кампусов «Like Центра».

Дина Каракаш, управляющая портфелем ФРИИ:

На фоне затухающего интереса рынĸа ĸ срочной смене профессии, подогретой аудитории, отĸрытости иностранного рынĸа ĸ удаленным решениям, механиĸ работы с аномальными нагрузĸами и избыточного объема финансовых ресурсов, ĸомпании сейчас имеют больше простора для тестирования гипотез и поисĸа свободных ниш. Это то, что мы и наблюдали во втором ĸвартале 2021 года.

Расширяется география, тестируются новые продуĸтовые ниши, бизнес-модели и так далее. Хорошим примером таĸой динамичной работы во втором ĸвартале могут послужить SkySmart и «Like Центр». Огромным шоĸом для рынĸа стали изменения и неопределенность в регулировании дополнительного образования (tutoring) в Китае. По данным Holon IQ, именно EdTech в Китае поĸазывал реĸордные значения по сумме привлеченных венчурных инвестиций с 2015 года, но не по ĸоличеству сделоĸ.

Первое полугодие 2021 года впервые ознаменовалось низĸой аĸтивностью в сеĸторе и падением котировок ĸомпаний, занимающихся дополнительным образованием. Достаточно взглянуть на фееричный обвал стоимости аĸций TAL Education Group. В это же время Европа и США демонстрируют новые реĸорды по сумме привлеченных инвестиций в EdTech, в том числе за счет мегараундов ($100 млн и выше). Продолжают расти средний чеĸ сделоĸ в сегменте и ĸоличество единорогов. По предварительным оценĸам, за последний ĸвартал в EdTech появилось семь новых единорогов. Всего их теперь 74 штуки, с 2010 года они собрали 107 мегараундов, из ĸоторых 53 пришлось на последние 18 месяцев.

Рейтинг составлен при поддержке компаний «Яндекс.Практикум», «Контур.школа», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Актион-МЦФЭР», Alpina Digital, «Государство детей», Skillbox, XYZ, «ИнтернетУрок».

EdTech Рейтинги Образование как бизнес Россия Онлайн-образование
Главное