Культурные тренды, 30 авг 2021, 16:20

Ари Херстанд — РБК: «Музыкальная индустрия меняется каждый год»

Читать в полной версии
Фото: Shervin Lainez
Интервью с Ари Херстандом о будущем музыки, стриминговых платформах и профессиональном пути музыкантов

Ари Херстанд — музыкант, основатель компании Ari's Take, занимающейся образованием в сфере музыкального бизнеса, ведущий подкаста New Music Business, автор книги «‎Как достичь успеха в музыкальном бизнесе» (в России ее выпустило издательство Individuum совместно с Институтом музыкальных инициатив).

— Достаточно ли любви к музыке, чтобы стать успешным музыкантом?

— Короткий ответ — нет. Вам нужно гораздо больше. Чтобы построить карьеру в музыке, вы должны жить и дышать ей, она должна быть частью вас. Без сомнения, это очень сложно. Вот почему я написал книгу: чтобы немного помочь людям, потому что теперь нет четких путей к успеху, как это было 15–20 лет назад. В наши дни это совсем другая отрасль.

— С какими трудностями сегодня могут столкнуться новички?

— Самая значительная проблема, с которой сталкивается большинство музыкантов в наши дни, — это непонимание, что конкретно им делать. Больше нет одного единственного способа построить музыкальную карьеру. Теперь он основан на ваших сильных и слабых сторонах, том, что вами движет, на ваших увлечениях, вашем собственном видении карьеры. Например, если вы любите сочинять музыку дома, в студии или в спальне и не хотите выступать вживую, вам не нужен тур. Есть способы сделать музыкальную карьеру без гастролей. Если исполнитель понимает, что просто хочет выступать, а то, что происходит на YouTube, ему не откликается, не нужно заставлять его заниматься социальными сетями. Главное — музыкант должен быть вдохновлен и получать радость от процесса.

— Что именно изменилось в музыкальной индустрии за последние пять лет?

— Она кардинально меняется каждый год. В России пять лет назад не было Spotify, у вас он был запущен только год назад. В Штатах три года назад не было TikTok, а в прошлом году он генерировал невероятный трафик и большинство крупнейших звезд завели там аккаунты. Путь Билли Айлиш начался, когда она выложила песню на SoundCloud. Сейчас уже люди почти не публикуют там синглы. Все труднее сегодня применять стратегии на основе того, что кто-то сделал пять лет назад.

— Есть мнение, что Spotify, Apple Music и другие подобные сервисы снижают креативность, потому музыкантам приходится подстраиваться под алгоритмы, чтобы бороться за внимание слушателей. Что вы думаете об этом?

— Что действительно отличает сегодняшнюю индустрию от того, что было даже пять лет назад, — это то, что мы больше не живем в эпоху загрузок, когда, чтобы скачать определенную песню, нужно заплатить доллар. Сейчас вы можете слушать музыку, которая вам нравится, просто нажав «Воспроизвести» в плейлисте, и услышать множество песен, часто даже не зная, кто их исполняет. Но эти исполнители получают деньги каждый раз, когда транслируется их песня.

Несколько месяцев назад Spotify рассказал, что количество артистов, заработавших в 2020 году более $50 тыс. — около 14 тыс., и, если я не ошибаюсь, 70 тыс. музыкантов получили более $5 тыс. за год только на этой платформе.

Поэтому ситуация двоякая: есть много артистов, которые выпускают музыку, но ее не слушают, а есть те, у кого нет поклонников, но они получают миллионы и миллионы стримов. Поэтому я думаю, что главное — это создавать музыку, которая будет честной для вас, будет глубоко резонировать с вами, которую вы будете любить и которой вы будете гордиться, а об алгоритме волноваться не стоит.

Модель Spotify: как построить бизнес по принципам стримингового сервиса
Экономика образования 

— А что насчет влияния социальных сетей на продвижение музыкантов? Насколько оно велико?

— Я различаю подписчиков и фанатов. Подписчики хотят, чтобы их развлекали бесплатно, фанаты поддерживают музыкантов финансово. Музыканты могут иметь огромное количество подписчиков в любой социальной сети, но они далеко не всегда становятся фанатами.

Я думаю, что мы стали одержимы цифрами, количеством подписчиков. Но я знаю людей с сотней тысяч подписчиков, которые при этом редко дают концерты. Они даже не зарабатывают денег на всех этих фолловерах, которые хотят, чтобы их развлекали бесплатно. Подписчики не платят музыкантам ничего.

В любом случае очень важно понять, какова ваша цель как музыканта. Вы пытаетесь получить миллион подписчиков в Instagram или стать известным в YouTube? Надеюсь, нет. Я предполагаю, что цель — сделать успешную музыкальную карьеру, зарабатывать на жизнь музыкой.

— Трудно не упомянуть о пандемии и ее влиянии на музыку. Изоляция помогла многим людям раскрыть в себе творческие способности и, в частности, начать заниматься музыкой. Видите ли вы какие-либо последствия этого всплеска творчества?

— Конечно, на всех платформах. Во-первых, бум прямых трансляций на платформе Twitch — раньше она в основном использовалась геймерами, но во время пандемии музыканты тоже начали делать стримы. У меня на подкасте был музыкальный руководитель Twitch, и он сказал, что одни музыканты заработали более $50 тыс. всего от 183 человек! Прямой эфир — это другой вид связи, люди более воодушевлены и больше готовы платить музыкантам.

Кто такой стример и можно ли заработать на трансляции онлайн-игр
Экономика образования 

Также на YouTube, в TikTok и в Instagram появились новые тенденции и новые звезды. Я знаю много музыкантов, которые стали популярны именно из-за TikTok, до этого у них не было аудитории. В первую очередь, потому что они создают действительно креативные и интересные видео. К тому же, когда мы все остались дома без особых ресурсов, было просто необходимо творчески мыслить, чтобы выпускать контент.

— Как вы относитесь к тому факту, что технологии используются для создания музыки? Например, искусственный интеллект, который пишет мелодии, или певцы, которые существуют только в виде голограммы.

— Это жутко, я не фанат. Я знаю, что сейчас такие вещи популярны в Японии и Корее. Я думаю, что в будущем и для этого найдется место, но технологии никогда не заменят настоящую аутентичную музыку, основанную человеческом опыте.

Попробуй спеть вместе со мной: как нейросеть воссоздала голос Виктора Цоя
Индустрия 4.0 

Будут ли в будущем по-прежнему существовать лейблы?

— Модель крупного лейбла быстро меняется. За последние два года он изменился больше, чем за последние 50 лет. Крупные лейблы с каждым годом теряют долю рынка: в 2020 году у них было только 65% мирового рынка звукозаписи, а 20 лет назад она составляла 90% или даже больше. Рынок постепенно завоевывают независимые самостоятельные артисты.

Маленький секрет крупных лейблов состоит в том, что 98 из 100 артистов, с которыми они подписывают контракт, терпят неудачу, то есть их первый альбом не приносит доход, которого хватит на запись второго. Так что контракт с лейблом больше не безопасная ставка для музыканта. Но я думаю, что для лейблов все равно всегда найдется место в том или ином качестве, ведь всегда будут те, кто хочет быстро стать суперзвездой.

— Важно ли будет в будущем музыкантам попасть на радио и телевидение?

— Радио больше не так важно, как это было раньше. Сейчас оно скорее помогает сорокалетним открывать для себя новую музыку. Что касается телевидения, сериалам и рекламным роликам нужна музыка, и за нее готовы платить, так что это все еще большой бизнес. У меня есть друзья, которые зарабатывают сотни тысяч долларов в год, размещая свою музыку в фильмах, телешоу и рекламных роликах.

— Есть мнение, что сейчас сложно придумать в музыке что-то свежее, потому что все мелодии уже придуманы, и новые темы уже негде взять. Как вы считаете, ждет ли нас музыкальный кризис в будущем?

— Музыка существует уже сотни лет в традиционном смысле этого слова. У нас постепенно появлялись музыкальные инструменты, была создана музыка для этих инструментов и для различных сред. Бетховен и Моцарт писали свои композиции для живого исполнения в зале, и они длились примерно 30 минут. В эпоху виниловых пластинок большинство альбомов длилось менее 44 минут, потому что каждая сторона пластинки вмещала только 22 минуты музыки. Затем благодаря стриминговым сервисам эти ограничения ушли, и, например, 50 Cent выпустил альбом, на котором было около 50 песен. Теперь в TikTok происходит обратное: есть только 30 секунд, чтобы записать видео, и у нас появляются 30-секундные песни. Творческие люди будут всегда, и они будут создавать музыку, основанную на технологиях той эпохи, в которой живут.

Так что музыка будет постоянно развиваться. При этом всегда будут люди, создающие и записывающие оркестровые композиции, как это делал Бетховен, но будут также люди, которые также создают биг-бенды, как Дюк Эллингтон в начале XX века, будут и создающие панк, как Ramones в 1980-х, или поп-панк, как в конце 1990-х. Это развитие будет постоянным, и я не думаю, что у нас закончатся идеи. Кто-то может сказать, что уже есть так много музыки и так много слов, но это все равно что сказать, что многие люди уже полюбили друг друга, так что любви больше не осталось. Люди будут влюбляться и будут писать об этом песни.

Культурные тренды Медиастриминг Визионеры Саморазвитие Футурология в искусстве
Главное