«Зеленые» рабочие места, 02 авг 2021, 14:00

Формула устойчивости: как крупные компании реализуют ESG-повестку

Читать в полной версии
Фото: Pexels

97% инвесторов анализируют ESG-факторы перед тем, как вложиться в бизнес, поэтому все больше компаний занимаются устойчивой повесткой. На примере «Билайна» разбираемся, как реализация ESG-принципов выглядит на практике

1
Что такое принципы ESG?

Эта аббревиатура отражает три основных составляющих устойчивого развития бизнеса: экологию (environmental), социальные проекты (social) и корпоративное управление (governance).

Принципы ESG предполагают, что компания включает экологические и социальные аспекты в свою работу и управляется надлежащим образом. Проще говоря, бизнес бережно относится к окружающей среде и обществу, вкладывается в людей, внедряет ответственные практики в управление и старается быть прозрачным для всех заинтересованных сторон — акционеров, партнеров, клиентов и сотрудников.

2
Почему компании так активно занялись ESG-повесткой?

Соблюдение принципов ESG действительно превратилось в общемировой тренд. Компании следуют этим принципам, потому что они стали важны для всех, в ком заинтересован бизнес.

Для клиентов. Потребители обращают все больше внимания на ответственность поставщиков и производителей. Прежде всего, на экологическую и этическую составляющие их работы. По данным PwC, 55% потребителей покупают продукцию компаний с четко выраженной политикой в области охраны окружающей среды. Более того, они готовы платить больше за продукты местного производства и товары в экологичной упаковке.

Другие исследования показывают, что клиенты имеют четко выраженный запрос к компаниям в отношении этических вопросов — в первую очередь, это соблюдение прав человека, защита персональных данных и развитие равных возможностей. Об этом, говорит, например, собственный опрос «Билайн», проведенный среди клиентов. Более 49% респондентов заявили, что для них эти вопросы так же важны, как качество связи и предоставление доступных услуг.

Для сотрудников. Проекты в области устойчивого развития повышают вовлеченность команд.

Для инвесторов. 97% из них анализируют факторы ESG, прежде чем вложить средства в компанию.

3
С какими факторами работает бизнес в рамках ESG-повестки?

В каждом из трех основных блоков ESG есть несколько сегментов. Консультанты из PwC приводят в пример следующие факторы, на которые может воздействовать бизнес.

Экологические:

  • изменение климата;
  • выбросы парниковых газов;
  • истощение природных ресурсов;
  • отходы и загрязнение;
  • обезлесение.

Социальные:

  • условия труда;
  • местные сообщества;
  • охрана здоровья и безопасность;
  • гендерный состав.

Управленческие:

  • вознаграждение топ-менеджмента;
  • взяточничество и коррупция;
  • политическое лобби и пожертвования;
  • структура и гендерный состав совета директоров;
  • налоговая стратегия;
  • внедрение ответственных практик в цепочку поставок.

В каждом конкретном случае сценарии работы с этими факторами могут быть разными. Например, в рамках борьбы с истощением ресурсов одни компании стараются сократить их потребление, другие — способствовать их восстановлению. А работа с местными сообществами может выражаться как в материальной помощи нуждающимся, поддержке незащищенных категорий граждан, так и в проектах по повышению доступа к образованию и трудоустройству или развитию предпринимательства.

Александр Торбахов, генеральный директор ПАО «Вымпелком»:

Александр Торбахов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Из года в год «Билайн» совершенствует свою стратегию устойчивого развития. Мы рады, что наше партнерство с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» и инклюзивным проектом Everland длится уже много лет и приносит свои плоды. Стратегия устойчивого развития для «Билайна» — это в первую очередь возможность влиять на социальные и экономические проблемы с помощью современных технологий: разрабатывать и поддерживать новые проекты, делиться экспертизой, предоставлять платформу для развития. Мы верим, что технологии — важный инструмент для объединения и преобразования мира, поэтому будем и дальше заниматься их развитием, в том числе и в целях устойчивого развития».

4
Как забота компаний об экологии выглядит на практике?

Разберем практический аспект на примере «Билайна» (ПАО «Вымпелком»).

Телекоммуникации — энергоемкая индустрия. Общий вклад ИКТ в глобальное потребление энергии составляет около 4%. Но развитие «зеленых» технологий стало для операторов связи одним из приоритетов.

В 2020 году «Билайн» построил два новых модуля Ярославского центра обработки данных и внедрил на площадке несколько энергоэффективных решений. В новых модулях использована технология Natural Free Cooling, которая не требует компрессоров и другого энергоемкого оборудования. 88% оборудования ЦОДа охлаждается за счет температуры окружающей среды. В программное обеспечение центра также встроили решения, снижающие потребление ресурсов.

При этом оператор не только сам снижает потребление ресурсов и выбросы, но и помогает в этом клиентам. Летом 2020-го в «Билайн Бизнес» появилась услуга «Энергоконсалт» для малых и средних компаний. Она помогает предприятиям внедрить энергоэффективные подходы и уменьшить потребление электричества.

5
Как бизнес может помочь местным сообществам?

Есть различные стратегии социального воздействия. Они зависят от специфики работы компании, ее технологических возможностей и экспертизы.

Для «Билайна» главный инструмент социального влияния — это технологии связи и инновационные решения. Вместе с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» компания с 2012 года строит федеральную систему поиска пропавших и потерявшихся людей и создает для этого необходимую инфраструктуру. Оператор запустил всероссийскую горячую линию по поиску пропавших и систему SMS-информирования, помогающую объединить жителей городов для поиска людей. При этом SMS-сервис работает бесплатно для абонентов всех операторов. Также компания разработала искусственный интеллект для анализа снимков с дронов, которые отряд использует в поисковых операциях с воздуха.

Участие оператора позволило создать для «Лизы Алерт» постоянный инструмент для сбора волонтеров в 60 регионах России. Только в прошлом году в рамках сотрудничества с отрядом «Билайн» разослал 9,7 млн сообщений и принял на горячей линии около 70 тыс. звонков. Это помогло найти живыми 23,3 тыс. человек. Всего за годы сотрудничества было спасено более 70 тыс. жизней.

6
Как компания заботится о своих сотрудниках?

Всего в «Билайне» работают свыше 29 тыс. человек. Для них в компании действуют в том числе мотивационные программы и программы заботы о благополучии сотрудников.

Оператор уже несколько лет внедряет новые технологии занятости. Форсайт BeeFREE компания пропилотировала в 2016 году — задолго до того, как удаленка стала вынужденной мерой на фоне пандемии. К концу 2020 года примерно 60% персонала работало удаленно. Этот опыт вместе с технологическими системами, юридическим и административным сопровождением оператор передавал своим партнерам и клиентам. В общей сложности решением BeeFREE воспользовалось более 60 тыс. корпоративных клиентов.

В компании работает «Билайн Университет» — старейший корпоративный университет в России, созданный основателем компании Дмитрием Зиминым. В среднем на каждого сотрудника приходится 20,6 часа обучения в год.

Чтобы поддержать команду в пандемийном 2020 году, оператор на 10,4% увеличил расходы на страхование жизни и здоровья сотрудников, а также внедрил программу психологического и социального благополучия BeeWINNER. Эта программа включает в себя спортивные клубы, марафоны ментального здоровья, сообщества по интересам, финансовый ликбез, инструменты профессионального развития для поддержания ресурсного состояния сотрудников. Работает поддержка штатного психолога.

«Зеленые» рабочие места Устойчивое развитие Социальное предпринимательство Инклюзивность Управление проектами Кейсы компаний
Главное