Облачная трансформация бизнеса: кто и зачем ее проводит
Об авторе: Михаил Лобоцкий, заместитель генерального директора, директор по продуктам компании SberCloud.
Использование облачных решений вместо построения собственной корпоративной ИТ-инфраструктуры уже стало магистральным направлением цифровой трансформации бизнеса, государства, научных и учебных институтов. Сегодня преимущества облачной миграции хорошо изучены, проанализированы и широко представлены в различных бизнес-стратегиях:
- Облако позволяет снизить капитальные затраты, переведя их в операционные.
- Нет необходимости строить собственные центры обработки данных, закупать ИТ-оборудование, создавать сложные инженерные системы.
- Ответственность за работоспособность инфраструктуры и платформенного ПО можно делегировать провайдеру облачных услуг.
- Снижаются расходы на поддержку, немалую часть которых составляет заработная плата ИТ-специалистов.
- После реализации (даже частичной) облачной трансформации корпоративный ИТ-департамент будет иметь возможность сосредоточиться на решении бизнес-задач, а не на развертывании очередного серверного кластера и эксплуатации уже закупленного оборудования.
Зачем бизнесу облака
Потребление облачных услуг (особенно по модели pay-as-you-go) дает бизнесу большую гибкость: необходимые ИТ-ресурсы (серверы, системы хранения данных, сети, связующее ПО) можно арендовать здесь и сейчас, а если потребность в них исчезнет, сократить использование и расходы. Это особенно актуально для работающих в условиях жесткой конкуренции на минимальной марже компаний, которые сталкиваются с резким сезонным ростом нагрузки на информационные системы. Распродажи в ретейле, масштабные расчеты себестоимости продукции в решениях класса ERP и MES, ежемесячные и ежеквартальные закрытия отчетных периодов в бухгалтерских системах — под резкие скачки потребности в ресурсах покупать дополнительное оборудование невыгодно, поскольку в остальное время оно будет простаивать.
Все большей популярностью пользуется разработка приложений и сервисов с использованием современных технологий контейнеризации в облаке — она избавляет компании от необходимости приобретать системное ПО у производителей, оплачивать поддержку и развивать инфраструктуру. Облачные провайдеры дают заказчикам возможность работать с привычным софтом и не думать, что там под «капотом». В итоге во многих организациях относятся к выносу ИТ на аутсорсинг в облако как к некоей сервисной функции, позволяющей сосредоточиться на решении бизнес-задач.
Какой бизнес стоит трансформировать
Как показывают последние исследования, особенно глубоко облачная трансформациия затронула ретейл (причины популярности облачных технологий в торговых организациях мы затронули выше), но потребность в ней ощущают компании из всех отраслей экономики. Даже самые крупные игроки выносят в облако часть своих ИТ-систем, несмотря на жесткие корпоративные и регулятивные нормы по защите информации и наличие собственных ЦОД-ов. Используя облачные ресурсы, они, к примеру, организуют резервные центры обработки данных (РЦОД), инфраструктуру для создания и отладки приложений, хранения архивов и так далее.
Даже если в компании всего десять компьютеров и один сервер бухгалтерии, она может стать потребителем облачных сервисов, если этот сервер не справляется с пиковой нагрузкой. Потребителями облачных услуг являются абсолютно все сегменты рынка. У малого и среднего бизнеса возрастает интерес к платформенным сервисам, вроде облачных систем управления базами данных, а крупные компании организуют в облаке хранилища информации из разрозненных источников.
Это подтверждают и ведущие аналитики: согласно отчетам IDC, почти треть (32%) выручки от услуг IaaS (Infrastructure-as-a-Service) в публичных облаках в 2019 году принесли крупные компании (500–1000 сотрудников), которые вместе с корпорациями (1000+ сотрудников) обеспечивают 47% объема рынка. Несмотря на то, что малые предприятия и микробизнес преобладают по количеству среди клиентов услуг IaaS, их доля в доходах составляет лишь 11%.
Предпосылки для начала трансформации
Причин перехода бизнеса в облако обычно несколько, но чаще всего они связаны с болезнью роста ИТ-инфраструктуры. Объем данных (часто неструктурированных) в корпоративных информационных системах растет в геометрической прогрессии, а сложность их обработки увеличивается. Данные генерируют не только учетные системы и системы управления предприятием, сейчас и производственное оборудование оснащают датчиками, с которых собираются огромные объемы информации. Все это приводит к постоянному росту потребности в вычислительных мощностях и объемах хранилищ, а также необходимости использования специальных инструментов для работы с Big Data и неструктурированными данными.
Проблема заключается как в стоимости нового оборудования, так и в отсутствии места для его размещения. Довольно распространена ситуация, что новое «железо» просто негде развернуть, и ресурсов инженерной инфраструктуры и специалистов для его обслуживания уже не хватает. В итоге говорить приходится уже не о модернизации существующих площадок, а о строительстве новых. Это требует очень высоких капитальных затрат, причем ресурсы очередного машинного зала и даже ЦОДа через какое-то время также будут исчерпаны. Новая серверная комната небольшой организации потребуется еще раньше.
Как провести трансформацию безболезненно
Создание или модернизация корпоративных информационных систем — критически важная задача для любого бизнеса. Чтобы провести облачную трансформацию безболезненно, важно определиться с бизнес-целями, скоординировать работу ИТ-команд, финансистов и других департаментов. Нужно заранее продумать план облачной миграции и стратегию оптимизации ресурсов после переезда в облако.
Чтобы более эффективно использовать уже потраченные на ИТ средства, компании используют и архитектурно сложные гибридные варианты развертывания. Какая-то часть инфраструктуры остается локальной, а разработку, тестирование и новые сервисы, к примеру, уводят в облако. Иногда в локальной инфраструктуре оставляют все, что связано с обработкой персональных данных, банковской или государственной тайной. Но нередко в облако переводят все рабочие информационные системы. Например, SberCloud предлагает облачные сервисы, аттестованные согласно требованиям 152-ФЗ для работы с персональными данными, снимая тем самым регуляторные ограничения, связанные с обработкой ПД.
Вариантов облачной миграции может быть довольно много и корректно решить такую задачу своими силами бывает сложно даже крупным компаниям. Как правило, они часто обращаются к тем облачным провайдерам, которые могут оказывать профессиональные услуги, связанные с цифровой трансформацией и миграцией в облако.
Именно поэтому и у нас недавно появилось направление SberCloud Professional & Managed Services — команда экспертов с уникальным опытом на отечественном и международном рынках, задача которых заключается в том, чтобы не просто консультировать наших клиентов, но также реализовать комплекс инженерных работ по внедрению и адаптации облачных продуктов, включая миграцию, а также установку и настройку сопутствующего ПО в облаке SberCloud. Новые сервисы решают проблему дефицита времени, трудовых ресурсов, облачных компетенций для реализации быстрой, безопасной и экономически эффективной миграции в наше облако.
Для расчета экономического эффекта у нас есть калькулятор всех возможных расходов компании до и после трансформации. Мировая статистика показывает до 40% снижения затрат на ИТ-инфраструктуру, но при этом важно не просто переехать в облако, а грамотно спланировать стратегию потребления и оптимизации услуг.
Если компания, к примеру, недавно купила дорогостоящее оборудование и закрыла потребности в вычислительных ресурсах, облачная трансформация не будет ее интересовать. Однако оборудование имеет свойство устаревать, а нагрузки и объемы данных увеличиваются, поэтому рано или поздно вопрос стратегического развития корпоративных информационных систем обязательно возникнет у любого клиента.
Этапы облачной трансформации
Сам процесс перевода ИТ-инфраструктуры в облако зависит от индивидуальных потребностей компании и может быть проведен им как самостоятельно, так и с привлечением внешних экспертов для консультаций и даже с выполнением проекта «под ключ», когда провайдер облачных услуг обеспечивает сопровождение клиента на всех этапах его переезда в облако. Вначале необходимо выяснить потребности бизнеса, обсудить и согласовать технические аспекты, а также составить план работ и дорожную карту, проработав их до мельчайших подробностей. Проект можно разбить на шесть основных этапов:
- Разработка стратегии миграции.
- Инвентаризация и аудит существующей ИТ-инфраструктуры компани.
- Составление плана миграции.
- Составление дорожной карты миграции.
- Миграция.
- Оптимизация.
Сложности (в том числе технического характера) могут возникнуть на каждом этапе. Любая миграция подразумевает какое-то время простоя, которое нужно спланировать так, чтобы бизнес не пострадал. Часто возникают связанные с нестандартной инфраструктурой проблемы, либо же появляется потребность во внедрении дополнительных решений.
Популярность профессиональных сервисов, таких как SberCloud Professional & Managed Services, будет расти с каждым годом. Цифровая трансформация бизнеса в ближайшее время потребует огромного количества «облачных» специалистов. Такого большого количества экспертов по облачным технологиям на рынке пока нет, и бизнесу для решения задач миграции придется делегировать часть вопросов. Профессиональные сервисы идеально вписываются в концепцию XaaS (Anything-as-a-service) ― одно из самых актуальных направлений современного бизнеса. В этом случае в качестве услуги предлагаются дефицитные компетенции и опыт, которые возможно получить как готовый продукт.