Военные технологии, 23 июл 2021, 11:00

Незаметные истребители и универсальные скафандры: новинки МАКС-2021

Читать в полной версии
Фото: Андрей Любимов / РБК
Рассказываем о самых интересных авиационно-космических разработках, представленных на МАКС-2021

Новые технологии в области авиации, макеты современных скафандров и станций, показательные полеты — все это российские компании показали на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021, который проходит в подмосковном Жуковском с 20 по 25 июля. По следам выставки РБК Тренды собрали подборку разработок, которые совсем скоро могут покорить небесное и космическое пространство.

«Шах и мат»: российский истребитель пятого поколения

Один из основных экспонатов выставки — созданный компаний «Сухой» прототип легкого тактического самолета пятого поколения Checkmate (в переводе с английского — «Шах и мат»), который, по мнению разработчиков, с может составить конкуренцию американским истребителям F-35.

Создание самолета держали в секрете: первые упоминания о Checkmate появились в сети за неделю до Международного авиакосмического салона. «Ростех», в состав которого входит разработчик истребителя, опубликовал фотографию, где частично видно, как должен выглядеть Checkmate. Изображения нового, накрытого черной тканью, самолета с более близкого ракурса в своих социальных сетях показывали блогеры.

Истребитель Checkmate (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Checkmate — первый в российской истории самолет без встроенных пушек и с логистической поддержкой Matreshka — аналога американских систем ALIS и ODIN — которая сможет оценивать состояние Checkmate на протяжении всего срока службы истребителя. Помимо этого самолет отличается незаметностью в воздушном пространстве: он оснащен современным бортовым комплексом радиоэлектронного подавления и обороны и радаром с активной фазированной антенной решеткой.

Отсутствие встроенных пушек — преимущество для экспорта истребителя. Их заменят подвесным вооружением весом до 7400 кг. Без дозаправки самолет сможет преодолевать 2900 км.

Видео презентации Checkmate
(Видео: РБК)

По словам разработчиков, Checkmate почти полностью спроектирован с помощью цифровых технологий. Пока что заканчиваются статические испытания самолета. В планах — поднять Checkmate в небо в 2023 году, а серийное производство запустить уже к 2026 году.

Як-40ЛЛ: электрический двигатель

ЦИАМ имени Баранова и компания «СуперОкс» создали гибридную и более экологичную схему для летающей лаборатории Як-40. На нос самолета установили воздушный винт, который начинает движение за счет электрического авиадвигателя мощностью в 500 кВт.

Летающая лаборатория на базе Як-40 и ее гибридный двигатель (Фото: Андрей Любимов / РБК)

В планах ученых — полностью доработать технологию и создать самолет на основе гибридной технологии к 2030 году. По нынешней схеме в качестве хладагента в этом двигателе выступает жидкий азот, но конструкторы намереваются в перспективе заменить его еще более экологичным сжиженным водородом, который станет также и топливом. Но это едва ли удастся сделать раньше 2035 года.

«Иноходец» и «Охотник»: ударные беспилотники

На выставке не обошлось без беспилотников. Сразу несколько компаний представили свои разработки в области автономный летательных аппаратов.

Компания «Кронштадт» показала «Орион-Э», или, как чаще его называют в вооруженных силах, «Иноходец». Беспилотник может находиться в воздухе до 24 часов — он представляет класс средневысотных ударных летательных аппаратов большой продолжительности полета.

Беспилотник «Орион-Э» (Фото: Евгений Биятов / РИА Новости)

Максимальный взлетный вес «Иноходца» — 1 000 кг, при этом он может удержать полезную нагрузку массой до 200 кг. Беспилотник оснащен комплексом авиационных средств поражения, способных уничтожать стационарные и движущиеся наземные цели. Эти аппараты уже поставляют в вооруженные силы.

Еще одна разработка — беспилотный дрон-невидимка «Охотник», который может работать как в паре с истребителем Су-57, так и самостоятельно. «Охотник» создан, чтобы наносить ракетно-бомбовые удары.

Пока что на испытаниях дроном управляет опытный пилот. Но вскоре он перейдет на автономное движение.

Удар с небес: как выглядят самые мощные беспилотники в мире
Индустрия 4.0 

ВРТ-300: почтовые беспилотники

Почтовые беспилотники, которые создает холдинг «Вертолеты России», могут поднять до 70 кг груза при максимальной скорости в 130 км/ч. Использование таких самолетов позволит доставлять до 245 т почты в год. ВРТ-300 могут преодолевать расстояние в 325 км, продолжительность полета составляет 2,5 часа.

ВРТ-300 (Фото: Андрей Любимов / РБК)

«Почта России» и «Ростех» подписали на выставке соглашение об использовании беспилотников для доставки почтовых грузов на Чукотку и еще в 48 регионов. Тестовые полеты завершатся до конца 2021 года.

Ми-171А3: первый вертолет для офшоров

Улан-Удэнский авиационный завод представил новый «офшорный» вертолет Ми-171А3, который может не только перевозить людей и грузы, но также благодаря установленному комплексу поиска, бортовым лебедкам и медицинскому оборудованию совершать спасательные операции.

Ми-171А3 (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Вертолет отличается от зарубежных аналогов: он может вместить до 24 человек (вместо 19), а его летный час обходится на 20% дешевле. Первый полет запланирован на начало 2022 года.

«Байкал», Airbus A220-300 и A350-1000: гражданская авиация

Компания «Байкал инжиниринг» показала прототип нового самолета ЛМС-901 «Байкал», который по своему потенциалу сможет заменить разработанные еще в советские времена многоцелевые «кукурузники» Ан-2 и улучшить транспортную доступность российских регионах.

ЛМС-901 «Байкал» (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Самолет вместит до девяти пассажиров и сможет достичь скорости в 300 км/ч, преодолевая расстояние в 3 тыс. км. Грузоподъемность «Байкала» — 2 т, с такой нагрузкой он пролетит не менее 1 500 км.

В 2024 году самолет получит гибридную силовую установку с маршевым и электрическим двигателями.

Рыночный потенциал «Байкала» оценивают в 190 самолетов до 2030 года.

Еще одна новинка в области гражданской авиации — созданный канадской авиастроительной компанией Bombardier (до покупки проекта холдингом Airbus) самолет Airbus A220-300. Его вместимость — 100-150 кресел, а пространство внутри организовано так, что у пассажиров гораздо больше места для комфортного полета.

Airbus A220-300 (Фото: Андрей Любимов / РБК)

При создании самолета разработчики используют композиционные материалы, а его уровень шума является самым низким среди всех выпускаемых реактивных самолетов, что значительно снижает количество нежелательных выбросов, вредных для экологии. Лайнер сможет преодолевать расстояния в 6390 км.

Авиакомпания «Азимут» подписала соглашение на покупку шести Airbus A220-300 до 2024 года.

Сам же концерн Airbus представил А350-1000 — самый большой самолет из семейства дальнемагистральных воздушных лайнеров A350.

А350-1000 (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Его вместимость составляет 440 пассажиров. Самолет оснащен современной аэродинамикой, а также технологиями, которые уменьшают лобовое сопротивление, тем самым снижая расход топлива. 53% материалов в составе А350-1000 — композитные. За счет установленных двигателей Rolls Royce Trent XWB 97, мощность самолета увеличилась на 15% — так он сможет преодолевать расстояния до 16 100 км.

Видео полета Airbus A350-1000

«Сокол-М»: универсальные скафандры

Возможно, скоро скафандры для путешествий на Луну на корабле «Орел» станут универсальнее — научно-производственное предприятие «Звезда» представило прототип многоразовой экипировки «Сокол-М», которую можно будет настроить под параметры владельца (например, рост и длину рук). Компания планирует выпустить несколько размеров скафандров.

Прототип скафандра «Сокол-М» (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Отличительной особенностью «Сокол-М» является принципиально новый вид соединения верхней и нижней частей космического костюма — с помощью жесткого кольца. По своей форме новый скафандр представляет собой оболочку без внутреннего содержимого. Трикотажные костюмы с трубками, в которых будут находиться космонавты, обеспечат нужный уровень вентиляции.

В «Сокол-М» не выйти в открытый космос. У скафандра другая задача — защитить космонавта в условиях вакуума в течение двух часов. Разработчики экипировки хотят достичь необходимого уровня безопасности в случае разгерметизации космического корабля.

Военные технологии Россия Космос Внедрение инноваций Четвертая промышленная революция
Главное