Экотуризм, 22 июл 2021, 13:20

Красный корень и рыба без костей: как в России защищают местные бренды

Читать в полной версии
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Традиционные местные товары помогают развивать туризм и привлекать инвестиции в регионы. Разбираемся, как такие товары можно защитить и что это дает

Какие есть механизмы защиты

Кубанские вина, палехские шкатулки, «Ессентуки № 17» — вся эта продукция тесно связана с определенной территорией и производится в соответствии с традициями. Но потребитель должен быть уверен, что покупает тот самый товар, изготовленный в нужном месте и по всем правилам, а не кустарные изделия. Поэтому такой продукции требуется правовая интеллектуальная защита.

В России для этого существует два механизма. Во-первых, это географические указания (ГУ). Во-вторых, особый вид таких указаний — наименования мест происхождения товара (НМПТ). Использовать эти обозначения могут только те производители, чья продукция имеет обусловленное географией качество, репутацию и другие характеристики. При этом стандарты производства и характеристики конечного продукта фиксируются в специальном государственном реестре.

«Регистрация ГУ или НМПТ в отношении традиционных товаров и местной продукции — самый эффективный механизм с точки зрения защиты региональных брендов. Он помогает продвигать товары на рынке, увеличивать объемы реализации. А это, в свою очередь, способствует развитию производства и появлению новых рабочих мест», — рассказали РБК Трендам в Роспатенте.

Благодаря этим механизмам потребитель получает гарантию того, что продукция обладает именно теми качествами, на которые он рассчитывает. Для регионов это тоже выгодно. По словам представителей Роспатента, наличие географических указаний позволяет создать «постоянную ассоциативную связь» между уникальными товарами и территорией региона. Это помогает привлекать инвестиции, в том числе на развитие туризма и сохранение сельских поселений, в которых есть народные промыслы.

Таежный мед и детская мебель: как развивается несырьевой экспорт России
Зеленая экономика 

Чем отличаются указания и наименования

Механизмы ГУ и НМПТ похожи между собой. Их главная задача — помочь идентифицировать товары, происходящие из определенной местности. Но наименования мест происхождения предполагают более прочную привязку к территории.

К примеру, НМПТ обязательно должно быть выражено словами с упоминанием географического объекта. Производителю необходимо сохранять традиции с точки зрения как используемых материалов, так и технологий. Все стадии изготовления должны проходить на территории географического объекта.

К географическим указаниям требования не такие строгие. В качестве ГУ можно использовать любое обозначение, в том числе визуальное. На месте достаточно организовать хотя бы одну стадию производства. Причем необязательно брать все сырье из того региона, где выпускается товар. Такой механизм позволяет оптимизировать процесс, уменьшить издержки и одновременно сохранить особенности местного продукта.

Регистрировать НМПТ в России начали еще в 1990-е. А первые географические указания появились в декабре 2020 года после внесения изменений в Гражданский кодекс, которые регулируют новый объект интеллектуальных прав.

Среди зарегистрированных обозначений — изделия народных промыслов, алкогольная, кондитерская и сельхозпродукция, мороженое, чай, минеральная вода и многое другое. Мы выбрали несколько интересных примеров среди указаний и наименований, которые попали в официальный реестр за последние пару лет.

«Зеленые» патенты в России: четыре главных тенденции развития
Зеленая экономика 

Шуйское мыло (ГУ)

География: г. Шуя Ивановской области

Правообладатель: ООО «Шуйское мыло»

Мыловарением в Шуе занимались с первой половины XVII века. Этот промысел стал настолько значимым, что на официальном городском гербе появился брус мыла. Он означал «славные находящиеся в городе мыльные заводы», говорилось по этому поводу в указе императрицы Екатерины Великой, выпущенном в 1781 году. И хотя герб с тех пор изменился, брусок мыла остается на нем до сих пор.

Флаг города Шуя, аналогичный рисунок изображен и на его гербе (Фото: wikipedia.org)

Современное Шуйское мыло делают вручную. В основе — традиционная рецептура с добавлением местных трав — ромашки, календулы, чистотела, мяты, мелиссы. При изготовлении используют воду из местных источников, а также еловую и сосновую хвою из Шуйских лесов.

На каждом куске ставят оттиск в виде старого герба 1781 года. Мыло продается как в местных магазинах, так и на популярных маркетплейсах.

Ейская (ГУ)

География: город Ейск Краснодарского края

Правообладатель: ООО «Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция»

Впервые химический состав грязей в Ейске проанализировали в 1913 году, а уже в 1921-м здесь открыли первую грязелечебницу. При СССР это место попало в список основных месторождений лечебных грязей. Под номером 23 в каталоге значилось «Озеро Ханское, курорт Ейск».

Панорама Ханского озера на Кубани (Фото: wikipedia.org)

Это озеро — водоем морского типа, который летом превращается в соленое мелководье. Рядом с ним находится месторождение «Плес Глубокий», откуда сегодня и добывают Ейскую грязь.

Речь идет о слабоминеральной сульфидно-иловой грязи, которую используют для аппликаций, обертываний и других процедур. Ее применяют в лечении целого ряда заболеваний — например, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, кровеносных сосудов. Кроме того, грязь стала популярна как косметическое средство для подтягивания кожи.

Добытую в Ейске продукцию поставляют на курорты Краснодарского края и грязелечебные центры крупных российских городов. Также ее используют в медицинских и косметологических учреждениях Белоруссии.

Орские старогородские пирожки (НМПТ)

География: г. Орск Оренбургской области

Правообладатель: предприниматель Владимир Кувшинов

Эти пирожки начали изготавливать на Орском мясокомбинате по особому рецепту в 1939 году. Чтобы не выкидывать субпродукты после забоя скота, их стали использовать в кулинарии. Во время Великой Отечественной войны традиция закрепилась: мясо отправляли на фронт и в крупные города, а требуха оставалась местному населению.

Состав начинки с тех пор практически не изменился: не менее 70% — коровье легкое, остальное — вымя, трахея, печень и сердце. Тесто делают из оренбургской пшеницы первого сорта. Для региона характерно засушливое лето, холодная зима и редкие осадки. Благодаря плодородным почвам и сухому климату местная пшеница содержит больше белков и меньше крахмала, чем во влажной местности. Поэтому тесто из нее получается жидким, а пирожки — мягкими с хрустящей корочкой.

Сюжет о 80-летии орского пирожка
(Видео: ГТРК Оренбург / YouTube)

Главная их особенность — контраст соленой начинки и сладкого теста. Пирожки лепят вручную, затем жарят во фритюре на растительном масле с добавлением костного и нутряного жиров.

Попробовать традиционное блюдо можно в Оренбургской области. В Орске, Оренбурге и Новотроицке есть пирожковые цеха, которые работают в том числе на доставку.

Ивангородская минога (НМПТ)

География: Ивангородское поселение Ленинградской области

Правообладатель: ООО «Юникс»

В нижнем течении реки Нарвы, на берегу которой стоит Ивангородское поселение, миногу ловят уже несколько веков. Традиционно это делают при помощи бураков, напоминающих корзины, и мережей — особых сетчатых каркасных конструкций. Они позволяют не повредить рыбу при вылове. После этого миногу почти не обрабатывают: у нее нет ни костей, ни чешуи.

Крепость Ивангород и река Нарва (Фото: wikipedia.org)

Товар представлен в двух вариациях — пресервы (обжаренная рыба в маринаде) и минога горячего копчения. Оба блюда готовят в соответствии с традициями, сохраняя целые тушки. Например, для пресервов рыбу помещают в огромные деревянные чаны, покрывают брезентом и засаливают. Крепость и время посола зависит от сезона. Затем миногу обжаривают на углях, маринуют и охлаждают. Из консервантов используется только уксус.

Продается Ивангородская минога в основном в Ленинградской области, а также в некоторых оптовых онлайн-магазинах.

Корейский красный женьшень (ГУ)

География: Республика Корея

Правообладатель: Korea Gingseng Association

Территории, на которых можно выращивать корейский красный женьшень, должны отвечать целому ряду требованиям. Например, среднегодовая температура — от 9 до 13 °C, объем осадков — в пределах 1–1,3 тыс. мм. Предпочтительны высокопитательные почвы и северные склоны с наклоном 8–15 градусов. Таким требованиям отвечают сразу несколько регионов Южной Кореи.

Собирают и обрабатывают сырье по стандартам, установленным профильной ассоциацией — Korea Gingseng Association (KGA). Причем делать это вправе только входящие в ассоциацию компании.

Красный женьшень (Фото: Shutterstock)

Шестилетний корень тщательно моют, обрабатывают паром, несколько раз сушат, подрезают, снова напитывают влагой. Затем отжимают и обрабатывают так, чтобы содержание воды не превышало 15%. Соблюдение стандартов тщательно проверяется KGA, которая занимается защитой исключительных прав и борется с контрафактом.

К середине 2021 года корейский красный женьшень был первым и пока единственным иностранным географическим указанием, зарегистрированным в России.

Экотуризм Россия «Зеленые» рабочие места Экологические регуляторы Не только миллионники
Главное