Теория передового опыта: зачем бизнесменам копировать друг друга
Что такое best practices
Лучшие практики (от англ. best practices) — это набор принципов и действий, которые в теории приводят к наиболее эффективному результату. В литературе по менеджменту этот английский термин часто переводят как «передовой опыт».
Суть концепции в том, чтобы легко находить и применять самые эффективные способы достижения целей. Так предприниматели не будут тратить время и повторять чужие ошибки, а вместо этого смогут сразу воспользоваться лучшим вариантом. Например, если бесконтактная доставка подняла продажи крупной сети фастфуда, локальные рестораны тоже могут перенять этот опыт.
Идея лучших практик не нова. В 1911 году основоположник менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор сформулировал концепцию в книге «Принципы научного менеджмента»:
«Среди всех различных методов и орудий, употребляемых для каждого отдельного элемента любой отрасли производства, всегда существует один метод и один вид орудий, который лучше и быстрее всех остальных».
При этом не существует официального фильтра, какие практики можно считать лучшими, а какие нет. Бизнесмены ориентируются на исследования крупных консалтинговых агентств вроде Gartner, лидеров рынка и успешные кейсы из разных сфер, а затем стараются внедрить эти идеи в бизнес-процессы собственной компании.
Где можно применять передовой опыт
Best practices используют в разных областях — от менеджмента и преподавания до государственной политики. Предприниматели также перенимают опыт коллег из самых разных сфер, чтобы адаптировать его под задачи своей компании.
Консалтинговое агентство Markswebb изучило передовой опыт в e-commerce (онлайн-торговле) и выделило более 100 эффективных решений. Например, лучшая практика от американской сети строительных магазинов The Home Depot — создать на сайте с товарами корпоративный блог для покупателей. Контент-отдел публикует советы, как сделать вещи для дома своими руками, а также включает в статьи подборку нужных товаров из магазина.
Доцент кафедры экономической информатики МГУ Кирилл Скрипкин в научной публикации «О пользе и вреде лучших практик» указал, что их можно использовать только там, где они успешно сопрягаются с другими бизнес-решениями. Например, если вы используете бумажный документооборот, а потом решили перейти на электронный, нельзя применять обе организационные практики одновременно, иначе они будут дублировать друг друга.
При этом важно учитывать особенности аудитории своего продукта. Использование некоторых популярных за рубежом практик может иметь негативный ответ на родине.
Кирилл Скрипкин, доцент кафедры экономической информатики МГУ:
«Главный недостаток идеи best practices — их бездумное внедрение может разрушить сложившееся соответствие между управленческими практиками. Если конфликт старых и новых практик осознан и решается, он может быть конструктивен, в противном случае фирма может понести серьезные потери.
В то же время, если компания заведомо отстает от конкурентов в каких-либо областях, лучшие практики могут стать важным подспорьем. Если они и не будут внедрены в виде, более-менее похожем на исходный, они могут стать источником идей, полезных для развития бизнеса.
Удобно начинать с обеспечивающих функций, таких как бухгалтерский учет, управление финансами, управление кадрами. Эти области, как правило, в большой степени стандартизированы, что усиливает достоинства лучших практик и ограничивает их недостатки.
Особый случай — взаимодействие с крупными международными компаниями, где лучшие практики могут быть «входным билетом» для начала разговора о сотрудничестве. Если ценность такого взаимодействия для вас высока, вам придется подстроить вашу компанию под эти лучшие практики, нравится вам это или нет».
Лучшие практики: опыт российских предпринимателей
Бизнесмены по-разному относятся к внедрению best practices в свои компании. Одни убеждены, что это прорывной инструмент, другие не пользуются лучшими практиками вовсе. РБК Тренды спросили у предпринимателей, что они думают об идее передового опыта. Многие сошлись во мнении, что best practices — хороший инструмент, если использовать его как гипотезу, а затем тестировать в своей компании.
Денис Решанов, основатель сервиса part-time-исполнителей GigAnt:
«Я выступаю за аутентичность. Невозможно создать инновацию, просто используя лучшие практики и повторяя чужой опыт. Нужно находить собственные решения и инструменты, креативить и экспериментировать.
Мы используем лучшие практики как готовые решения в некоторых областях: технологии запуска стартапа, Lean Startup, HADI-циклы, тестирование гипотез, различные фреймворки. Но во всем, что касается инноваций, движения в рынке, ищем свои решения».
Иван Шкварун, основатель технологической компании Oprosso:
«Best practices — это хороший ориентир, как вторичное исследование, которое ты можешь посмотреть, чтобы сэкономить свое время и деньги. Явный минус в том, что best practices — это своего рода ментальная ловушка, которая позволяет переложить ответственность на другого и не думать своей головой. Кроме того, вы не найдете инсайтов методом перебора лучших практик. Так что не стоит ждать уникальных результатов: когда оно уже best — значит, все так делают. Именно поэтому я и сравниваю это со вторичным исследованием: кто-то заморочился и описал это, помог нам, а мы берем и креативим, опираясь на эти знания. Тогда ответственность за результат на нас, а лучшая практика — как фундамент, не более».
Павел Гужиков, основатель и СЕО финтех-компании «Деньги Вперед»:
«Раньше я полагал, что best practices — универсальное средство. Когда ты нашел работающий инструмент, важно использовать его максимальное количество раз, чтобы получить более-менее ожидаемый результат. Однако использовал best practices я очень недолго. Мир меняется слишком быстро, и вся окружающая нас среда тоже очень изменчива. А поскольку все явления состоят из большого числа составляющих, предугадать их реакцию и найти по-настоящему универсальный инструмент крайне сложно.
На мой взгляд, best practices часто мешают людям нестандартно мыслить и видеть новое в похожих ситуациях, решения которых, однако, невозможны с помощью уже привычных лучших практик. Использовать передовой опыт следует для идентификации ситуаций, а не для их решения».
Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы для детей Skysmart:
«Самое важное в применении best practices в бизнесе — это не копировать карго-культ, а осмысленно подходить к выбору той или иной практики, понимая, почему она была использована и почему сработала.
Например, одно время в сфере образования все повторяли за Coursera — записывали видеоуроки. Потом поняли, что важно взаимодействие с преподавателем, и перешли на формат интерактивного онлайн-обучения. Мы в свою очередь начали делать уроки «один на один» и стали своего рода передовым опытом для многих других появлявшихся онлайн-школ. Но мы-то делали «один на один» для изучения языков, поскольку это методически обусловлено. А те, кто решил повторить нашу практику, применяли это в обучении другим предметам, что нецелесообразно экономически».