Как цифровые модели спасут бизнес: подкаст «Что изменилось? Бизнес»
Гость выпуска: Илья Летунов — руководитель облачной платформы Mail.ru Cloud Solutions и платформы in-memory вычислений Tarantool.
Ведущий выпуска — Кирилл Токарев, шеф-редактор РБК-ТВ.
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы
1:40 — Что такое цифровая бизнес-модель и из каких компонентов она состоит?
5:30 — Чем отличается цифровая бизнес-модель от обычных моделей?
10:17 — Какие российские компании преуспели в этой области?
17:10 — Как понять малому и среднему бизнесу, что нужно цифровизироваться?
22:42 — Нужна ли цифровая модель каждому виду бизнеса?
26:07 — Какие есть подводные камни у цифровой модели?
35:40 — Чему стоит научиться?
Чем цифровая бизнес-модель отличается от цифровых решений для бизнеса?
Сам канал дистрибуции услуг — это еще не бизнес-модель, а всего лишь digital-дополнение к существующей модели. О цифровой бизнес-модели можно говорить тогда, когда масштабирование бизнеса, маркетинг и эффективность компании меняются из-за цифровизации.
Летунов приводит пример цифровой бизнес-модели в Германии: одна немецкая компания занималась поставкой запчастей на автомобильные заводы. После 25 лет существования на рынке они начали собирать информацию о том, что происходит с их продуктом после того, как они его продали. Какие версии пользуются спросом, какие есть ошибки, когда склад запчастей заполнен и какие боли есть у их клиентов. С помощью онлайн-инструментов компания могла предугадывать желания клиентов и предоставлять им конечный продукт. После цифровизации организация превратилась в маркетплейс, что можно считать достаточно успешным результатом. Стоит помнить, что цифровую бизнес-модель легче построить на корневой компетенции компании: с нуля это сделать невероятно сложно.
Как обстоят дела с цифровыми моделями в России?
Основной успех в нашей стране связан с крупным бизнесом: именно они уже стоят на пути создания цифровых бизнес-моделей. Что касается госкорпораций, им нужно много инвестиций, стратегическое планирование с расчетом на несколько лет вперед, а также оптимизация существующих услуг и продуктов. Крупный бизнес, в отличие от малого и среднего, может позволить себе построение цифровых моделей, так как у них риск быть смещенным с рынка не так велик.
Малому и среднему бизнесу, у которых нет инвестиций или возможности инвестировать без сиюминутного дохода, необходимо опираться на уже готовые предложения на рынке. Например, использовать конструктор сайтов, через который интегрировать свои товары и услуги с крупными онлайн-ретейлерами. Таким компаниям нужен доступ к технологиям, которые могут дать им новую прибыль без рисков. Также нужно понимать, что без цифровой трансформации у малого и среднего бизнеса есть шансы оказаться «за бортом» в ближайшие пять-десять лет.
Что можно поменять малому бизнесу?
Как было сказано ранее, в первую очередь нужно смотреть на готовые предложения на рынке: можно использовать конструкторы сайтов, которые используют CRM-системы, чат-боты, которые дают рекомендации клиентам. Также можно интегрировать систему логистики, чтобы не думать дополнительно над тем, как отправить заказ клиенту.
Выживут ли классические бизнес-модели?
По мнению Летунова, в будущем офлайн станет привилегией: ходить в рестораны, путешествовать, гулять будет достаточно дорого. Вполне вероятно, что реальная жизнь станет тем, чем был интернет 20 лет назад — развлечением для самых обеспеченных.
Станет ли Россия лидером цифровых бизнес-моделей?
Как считает эксперт выпуска, доля цифровых моделей должна составлять как минимум 20%, чтобы российский бизнес был конкурентоспособным на международном рынке. Для этого нужно добиться достаточной концентрации примеров на рынке, чтобы компании применяли цифровые модели как можно чаще.