Как создать «умную» систему оптимизации поставок на маркетплейсы
Задача
Помочь поставщикам товаров на маркетплейсы выдерживать конкуренцию на платформах, оптимизировать процессы и повышать свою выручку.
Предпосылки и мотивация
В последние пару лет активность поставщиков на российских маркетплейсах растет, а пандемия коронавируса в 2020 году лишь катализировала этот процесс. В результате массового перехода продаж из офлайна в онлайн конкуренция резко выросла, застав многих предпринимателей врасплох — часто они не обладают необходимыми для ведения продаж в онлайне знаниями и навыками. В новой реальности поставщикам товаров стало сложно развиваться без специализированных инструментов, позволяющих тонко настраивать поставки и продажи на маркетплейсах. Тем временем российские платформы (в отличие от западных аналогов) такие инструменты своим клиентам не предоставляют.
Идея создать систему управления поставками и аналитикой маркетплейсов появилась у основателей компании еще во время работы над предыдущим проектом — сервисом персональных подарков Artskills. Производством в этой компании полностью управлял робот, который запускал создание персонального подарка сразу после регистрации заказа на сайте компании. В какой-то момент основатели начали консультировать другие компании по производственным вопросам, и один из таких клиентов занимался поставками на Wildberries. Изучая его кейс, они заметили недостатки в организации процесса поставок на маркетплейс. Чтобы устранить эти недостатки, они и создали EGGHEADS.
Решение
EGGHEADS помогает своим клиентам — поставщикам товаров на Wildberries — принимать управленческие решения, опираясь на анализ больших данных, который доступен всего в один клик, в одном рабочем инструменте. Команда стартапа разработала гибридную модель сбора данных, которая включает в себя парсинг страниц маркетплейса (автоматизированный сбор открытых данных с сайта), использование информации из его отчетов, API, а также учетных систем с остатками клиента.
Реализация
После сбора данных EGGHEADS проводит финансовый анализ бизнеса клиента и выявляет слабые стороны, а также дает советы по тому, как и на сколько возможно увеличить чистую прибыль в его случае, какие конкретные действия с карточкой товара на маркетплейсе следует проводить (вычисляется влияние скидок на заработок с товара и так далее). Также компания запрашивает у клиента данные по остаткам товаров, исследует ритм его работы, изучает его учетные системы и способы доставки товара на склад маркетплейса.
Аналитическая система показывает, какие действия влияют на повышение и понижение выдачи товара. Она отслеживает перспективный товар у конкурентов поставщика и помогает последнему вывести свой товар в топ выдачи. Компания также считает выручку и недополученную выручку по всем брендам на Wildberries, за счет чего поставщик может понять, стоит ли заходить в определенную категорию или нет, удовлетворяет ли предложение конкурента спрос на конкретную группу товаров.
EGGHEADS не предоставляет свой сервис автономно, а работает над внедрением всех инструментов в бизнес-процессы клиента. Собственник или один из топ-менеджеров компании (например, коммерческий директор) в процессе обучения обязан пройти полный цикл внедрения, состоящий из семи онлайн-встреч, каждая из которых занимает от полутора до двух часов. Люди, ответственные за процессы, связанные с работой компании на маркетплейсах, после каждого этапа выполняют объемные домашние задания. Процесс внедрения занимает от одного до двух месяцев, и в нем обязательно участвуют не только те, кто занимается аналитикой и поставками, но и производственный отдел, и отдел закупок. После процесса внедрения к клиенту подключается отдел аккаунтинга, проводя одну-две встречи ежемесячно.
Без инструмента EGGHEADS поставщик может планировать поставки сам, изучая отчеты WIldberries по продажам, остаткам, оборачиваемости товаров. Однако такая аналитика не позволяет более точно, по дням, оценить спрос на товар.
Результаты
После закрытия Artskills и переформатирования проекта в продавца на Wildberries, компания всего за полгода с нуля вышла на оборот ₽13 млн в месяц и попала в топ-1000 поставщиков маркетплейса.
Планы и перспективы
В планах EGGHEADS — в третьем квартале 2021 года начать работать с маркетплейсом Ozon, и далее выйти на «СберМегаМаркет», Lamoda, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. Также компания планирует в ближайшем будущем запустить продукт для малого бизнеса за небольшой чек и с ограниченным функционалом. Одна из главных целей — сделать процесс работы поставщиков эффективным и при этом с возможностью в несколько кликов подключаться к новым маркетплейсам.