Хедрентинг, 13 июл 2021, 10:30

Опыт не требуется: как нанимать молодежь на лето

Читать в полной версии
Фото: «Авито»
В начале лета 2021 года работодатели разместили на «Авито Работа» почти в три раза больше вакансий, чем в прошлом году. Разбираемся, как работает сезонный найм и что нужно сделать, чтобы заполучить нужных сотрудников
Время на чтение: 10–12 минут

Сколько нужно студентов

Летом у работодателей растет потребность в персонале: постоянные сотрудники массово уходят в отпуска. Поэтому многие компании делают ставку на молодую аудиторию — старших школьников и студентов, готовых к временной подработке.

В начале июня на «Авито Работа» было размещено 105 тыс. вакансий в категории «Без опыта / студенты». Это примерно в 2,8 раза больше, чем на ту же дату прошлого года. Летом предложение превышает спрос, и откликов на одну вакансию становится меньше, отмечают представители сервиса: «Складывается впечатление, что аудитория снизилась, но причина — в том, что усиливается конкуренция. Появляется больше позиций, на которые можно нанять студентов». Кроме того, рост количества вакансий здесь связывают и с увеличением количества работодателей, представленных на сервисе.

Больше всего возможностей для студенческой подработки — в Москве. На нее приходится 11% всех объявлений от работодателей. Следом идут Санкт-Петербург, Краснодар, Казань, Екатеринбург и Нижний Новгород. При этом мегаполисы испытывают даже больший кадровый город, чем города поменьше: студенты разъезжаются по регионам, возвращаясь на лето домой или отправляясь на юг, ближе к морю.

Кого нанимают

Список отраслей, в которых готовы нанимать сезонных работников, не ограничивается общепитом и туризмом. Компании из других сфер тоже охотно пользуются возможностью нанять освободившуюся от учебы молодежь.

Первое место в списке профессий, по которым работодатели чаще всего готовы взять на работу студентов, занимает банковский работник — специалист по продажам банковских продуктов. На втором и третьем местах по востребованности — курьеры и администраторы. Также компании активно ищут студентов на должности аниматоров и барменов.

Сколько платят

Хотя речь идет о сезонной работе, не требующей высокой квалификации, студентам предлагают достаточно интересные зарплаты. По уровню дохода лидируют хостес, курьеры и гиды. Средние зарплаты по России — от ₽36 тыс. до ₽50 тыс. в зависимости от позиции. Кроме того, лучше других зарабатывают банковские работники и сотрудники пиццерий.

Запросы соискателей зачастую даже ниже, чем предлагаемые зарплаты. Почти четверть потенциальных работников (23%) устроила бы зарплата от ₽16 тыс. до ₽20 тыс., показывают опросы «Авито Работы». Еще 21% готовы подрабатывать за ₽11–15 тыс. в месяц. На зарплаты более ₽30 тыс. студенты и старшие школьники рассчитывают реже. То есть миф о завышенных ожиданиях молодежи на практике себя, как правило, не оправдывает.

Как нанимать молодежь: рекомендации «Авито Работа»

  1. Убедитесь, что размещаете вакансию в нужной категории. На площадке есть специальный раздел для студентов без опыта — он подсвечивается на главной странице в течение всего лета, пока молодежь активно ищет подработку.

  2. Укажите в тексте вакансии, что готовы рассматривать студентов. Это повышает шансы попасть в выдачу, если соискатель не использует фильтры, а просто вбивает нужный запрос в поисковой строке.

  3. Позвольте соискателям откликаться на вакансию без резюме: часто студенты просто не знают, что в нем написать. На «Авито» такая опция доступна по умолчанию.

  4. Подумайте над системой оплаты труда. Привлекательнее всего для молодежи — ежедневные или еженедельные выплаты.

  5. Максимально упростите процесс общения и трудоустройства. Молодые соискатели не любят бюрократию и лишние коммуникации, особенно общение по телефону, и предпочитают текстовый формат. Поэтому будьте готовы общаться с кандидатом в мессенджере. В вакансии лучше сразу указать всю важную информацию: уровень зарплаты, график, основные обязанности, локацию рабочего места.

  6. Оцените конкуренцию в вашем городе. Уровень спроса на соискателей хорошо виден по количеству вакансий на первой странице, размещенных с услугами продвижения. Если для большинства вакансий используется продвижение, без него будет сложно получить просмотры.

Как провести успешную стажировку с «зумером» и получить от него максимум
Экономика образования 

Кейсы работодателей

«Бургер Кинг»

Потребность в персонале у ресторанов присутствует в течение всего года, но летом на рынке появляется больше кандидатов старшего школьного возраста, рассказывают представители «Бургер Кинга». «Мы с радостью принимаем их на время каникул, так как в ресторане не бывает лишних рук», — объясняют в компании.

В летний период 20% персонала сети — это старшие школьники в возрасте от 16 до 18 лет. Студенты категории 18+ составляют около 10%.

  • На какие позиции берут

Временных сотрудников принимают на позицию «помощник члена бригады ресторана». В их обязанности входит приготовление заготовок и некоторых блюд по стандартам ресторана, а также поддержание порядка в ресторане. При этом у сезонного сотрудника есть возможность влиять на уровень своего дохода: чем больше функционала освоит и чем дольше проработает в рамках сезона, тем выше его зарплата.

Со старшими школьниками заключают срочный трудовой договор на период каникул — от одного до трех месяцев. Студентов стараются привлекать на постоянной основе, так как их функционал может быть шире, чем у школьников (например, работа с кассой), а график в ресторане можно совмещать с учебой.

Специальных привилегий для молодежи компания не предусматривает. Старшие школьники и студенты пользуются теми же возможностями, что и основной взрослый персонал — например, оплачиваемыми обедами на работе, а также возможность пройти медкомиссию за счет работодателя.

  • Где ищут сотрудников

Основные каналы поиска — job-сайты с возможностью сделать в вакансиях отметку, что позиция доступна для подростков. Например, «Авито Работа». Компания сотрудничает с сервисом с момента его появления и получает отсюда около 60% кандидатов, среди тех, кто приходит с рекрутинговых сервисов.

Фастфуд — одна из самых популярных сфер для подработки среди молодежи, поэтому для набора сотрудников не требуется специальных лайфхаков, отмечают в «Бургер Кинге».

  • Как обучают

Временный персонал проходит обучение прямо во время работы. В ресторане рабочие зоны поделены на станции. Новый член команды может освоить базовые навыки одной станции в среднем за одну неделю, при этом получая заработную плату с 1 дня трудоустройства. «Для старта карьеры в нашей компании опыт не требуется. В ресторанах разработаны интенсивные обучающие программы и система наставничества», — отмечают представители «Бургер Кинг». По их словам, молодежь без опыта быстро и легко осваивает новые навыки.

  • Как продолжают сотрудничество

Обучая нового работника, в «Бургер Кинг» рассчитывают на долгосрочное сотрудничество в перспективе: даже за один сезон команда успевает сработаться.

Школьники, получив позитивный опыт, часто возвращаются в компанию и в следующем сезоне. А студенты, которые пришли ради временной подработки, втягиваются настолько, что остаются строить карьеру — осваивают дополнительные навыки, проходят сертификацию, становятся наставниками, руководителями ресторана или переводятся в офис.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
  • Плюсы и минусы для работодателя

Главный плюс для компании — в том, что молодые сотрудники «полны энтузиазма и легко впитывают новую информацию». Но есть и минусы. Старшие школьники и студенты, работающие только один-два месяца, ограничены в функционале. Компания не успевает сделать их обязанности более разноплановыми за такой короткий срок.

  • Выводы компании

По словам представителей «Бургер Кинг», миф о том, что молодым работникам ничего не нужно, они не знают цену деньгам и боятся трудностей на работе, на практике себя не оправдывает. «По нашему опыту это абсолютно не так. Ребята, которые приходят к нам подработать на каникулах, знают, чего хотят, с готовностью берутся за обучение и задачи, благодарны за возможность быстро и честно заработать деньги», — подчеркивают в компании.

Работодателям, которые планируют нанимать старших школьников и студентов, «Бургер Кинг» советует разбить существующий план обучения на короткие спринты для более быстрой адаптации сезонных работников. Это позволит молодежи быстрее адаптироваться в новых условиях и лучше понимать, что от них требуется. А опытным членам команды не придется тратить лишнее время на объяснения и исправление ошибок.

«Теремок»

В сети «Теремок» повышение сезонной потребности в персонале связано с открытием новых ресторанов. Кроме того, летом основные сотрудники уходят в отпуска, многие временно уезжают домой и возвращаются только осенью. Поэтому основной команде требуется помощь.

  • На какие позиции берут

Сезонный персонал привлекают на должности повара-кассира, кассира, работника ресторана. Срок сотрудничества — от двух месяцев. Задачи самые разные — от поддержки чистоты до приготовления блюд и обслуживания на кассе.

Для молодежи организован специальный график работы — от шести часов в день. Также есть возможность работать по выходным.

Кроме того, для сотрудников предусмотрены привилегии: ежемесячная компенсация проживания в общежитии (до ₽9 тыс.) или съемного жилья (₽3 тыс.); оплата проезда в первый месяц работы; доплата за стаж после трех месяцев работы в компании.

Фото: «Теремок»
  • Где ищут сотрудников

Для подбора персонала на молодежные позиции работодатель использует различные рекрутинговые сервисы. В частности, искать молодежь на «Авито» компания начала пять лет назад — сразу после того, как ввела гибкий график для сотрудников. «Мы давно используем сервис «Авито», так как для этого сайтом созданы все условия», — отмечают в «Теремке». С этого ресурса в компанию приходят порядка 12% кандидатов.

  • Как обучают

Обучение для поваров-кассиров рассчитано на шесть дней, кассиров готовят за два дня. На это время для сотрудников предусмотрена стипендия. Работникам ресторана предварительная подготовка не требуется — их обучают в процессе.

  • Как продолжают сотрудничество

«Если сотрудник хочет остаться на гибком графике, мы не видим в этом никаких трудностей», — подчеркивают в «Теремке». В перспективе работники могут вырасти до администраторов и управляющих.

Фото: «Теремок»
  • Плюсы и минусы для работодателя

По словам представителей компании, когда сотрудник заинтересован в работе, он прикладывает максимум усилий, чтобы не подвести команду. Поэтому в «Теремке» не видят минусов в сотрудничестве с молодежью без опыта. Среди главных плюсов здесь называют мобильность работников и быструю адаптацию.

  • Выводы компании

По мнению компании, для успешной работы с молодежью важно заинтересовать сотрудников, предоставить социальные гарантии и возможность выбора. Тем более, молодые работники легче отказываются от того, что у них не получается, и пробуют новое.

Альтернативный вариант: подработка от GigAnt

Молодежь можно привлекать на подработку не только в течение летнего сезона, но и во время учебного года. Однако здесь нужны нестандартные подходы.

Дневная форма обучения позволяет подрабатывать вечерами, но при стабильной рабочей нагрузке сложно уделять достаточно внимания учебе, говорит основатель и управляющий директор GigAnt Денис Решанов. «К примеру, на этой неделе студент свободен и может работать хоть все будние дни, а на следующей — задали сложное задание или надо подготовиться к зачету, так что на подработку времени уже не остается», — отмечает он.

GigAnt называется себя «убером синих воротников». Сервис стыкует исполнителей, готовых подрабатывать по гибкому графику, с компаниями, которым нужны дополнительные руки на время пиковой нагрузки.

Исполнители могут выстраивать собственное расписание и выходить на смены по пять часов, когда есть возможность. «Летом студенты могут подрабатывать хоть каждый день — нет необходимости искать временную работу или подработку на два-три месяца», — объясняет Решанов.

На сервисе фиксированная стоимость часа подработки, которая не зависит от опыта и возраста. То есть студенты могут зарабатывать так же, как более взрослые и опытные сотрудники.

Хедрентинг Поколения Уберизация Кейсы компаний HR и рынок труда Как это устроено Ретейл
Главное