Школьное образование, 01 сен 2021, 17:20

Опасная атмосфера: что делать, если ребенок учится в токсичной школе

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
«Школа — второй дом»: эта фраза может разделить людей на два типа. Одни согласятся, ведь им было комфортно общаться, развиваться там. У вторых фраза вызовет скорее отторжение: вероятно, они учились в токсичной школе

Более того, люди с негативным отношением к школе могли сами не осознавать, что находились в так называемой токсичной атмосфере. Что это значит и как защитить ребенка от подобного опыта, рассказываем в материале РБК Трендов.

Что такое токсичная школа

Этим термином в переносном смысле описывается школьный климат, влияющий на состояние учащихся и преподавателей. Важно подчеркнуть: некоторые учителя тоже страдают от нездоровой окружающей среды, но не могут в одиночку ей противостоять. Эксперты отмечают, что такой климат может формироваться из-за поведения руководства учреждения — директоров и завучей. Нередко внести свой вклад в создание токсичной атмосферы могут и другие работники школы, например, уборщицы и охранники.

Как формируется токсичный климат

Часто на плохие установки или действия со стороны некоторых членов школьного коллектива не обращают должного внимания. В итоге такое поведение становится нормой, распространяясь на всех участников учебного процесса. Например, завуч начал называть провинившихся учителей оскорбительными словами. Через некоторое время так на переменах могут начать обзывать друг друга школьники. Срабатывает установка »раз авторитету можно, почему мне нельзя?» Это лишь самый упрощенный пример, каждое распространение и усиление токсичности в школе может происходить по-разному. Именно поэтому важно фиксировать общие признаки, подтверждающие это.

Что такое резильентные школы и как они устроены
Экономика образования 

Неэффективные методы обучения

Если вашего ребенка обвиняют в том, что он создает проблемы или бунтует против учебы, присмотритесь. Вполне возможно, что некомпетентные учителя не могут увлечь всех своим предметом и прикрывают это ярлыками. Стигматизация, в свою очередь, приводит к плохим оценкам и нежеланию исправлять свое положение.

Американские ученые обнаружили, что негативная атмосфера в классе влияет на четыре компонента в жизни ученика:

  1. обучение (он перестает уделять внимание учебе);
  2. внешние проблемы (драки, ссоры);
  3. поведение с другими школьниками (распад дружеских связей);
  4. внутренние проблемы (тревожность и страх).

Травля

Школьники часто издеваются друг над другом. При этом они могут подсознательно копировать своих учителей или руководителей школы. Кроме того, ученик, ставший мишенью насмешек, может по разным причинам замалчивать ситуацию. По данным американского минздрава, дети рассказывают только о 20% от всех инцидентов. Но есть некоторые признаки, которые помогают на ранней стадии понять, что ваш ребенок подвергается травле:

  • необъяснимые травмы, потерянные вещи: книги, электроника, одежда;
  • частая боль в животе или мигрень;
  • притворство больным, чтобы не идти в школу;
  • изменения в потреблении пищи, например, полный отказ от обеда или, напротив, поглощение трех порций;
  • трудности со сном, частые ночные кошмары;
  • избегание любого взаимодействия с другими людьми;
  • саморазрушительное поведение: побеги из дома, разговоры о суициде, порезы.

Как защитить детей от кибербуллинга и незнакомцев в интернете
Индустрия 4.0 

Нездоровое давление со стороны окружающих

Часто общественное мнение может быть полезно. Например, отличники могут подбадривать отстающих и помогать им, объясняя непонятное. Однако оно может и негативно влиять на детей, способствуя формированию токсичного климата. Следующие признаки в поведении ребенка помогут заметить вредное давление со стороны сверстников:

  • маниакальное внимание к своему внешнему виду: частая смена образа, сравнение себя с другими, одержимость диетами и физическими упражнениями;
  • резкое падение успеваемости (хорошие оценки могут в токсичном климате стать признаком «ботаников» и подвергаться насмешкам);
  • внезапное прекращение старых увлечений без должного объяснения.

Типы образовательной среды

Кандидат психологических наук, доцент МПГУ Елена Башкирова подчеркивает: трудно переоценить влияние психологически комфортной и безопасной образовательной среды на школьника. Она позволяет раскрыть индивидуальность каждого и воспитать личность. Педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» описывает четыре типа воспитывающей среды:

  1. Догматическая. В ней главенствует традиция, авторитет, обряд, дисциплина, порядок, добросовестность. Она развивает пассивность и зависимость ребенка. Яркий пример — монастырь, армия.
  2. Безмятежное потребление. Внешнее благополучие приводит к формированию пассивной личности, для которой работа — исключительно средство для обеспечения удобств.
  3. Внешний лоск и карьера. Здесь на первый план выступают упорство, холодный расчет, тщеславие, хищность, недовольство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают. Основные черты сформированной в такой среде личности — фальшь и лицемерие.
  4. Идейная. Она развивает активного, открытого, творческого, свободного ребенка с высокой самооценкой. Пример — любые творческие группы без авторитарного лидера, авторские школы.

Итак, согласно типологии Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного; безмятежного потребления — свободного, но пассивного, карьерная среда — активного, но зависимого. Токсичные школы относятся, в первую очередь, к догматической, однако их элементы могут присутствовать и в других средах.

Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя
Экономика образования 

Как бороться с токсичностью в школе

Защитную функцию образовательной среды повышает:

  • доброжелательная атмосфера;
  • высокие ожидания от работы учащихся;
  • вера учителя в каждого ученика;
  • оптимистичные педагоги;
  • одинаковые способы оценивания учащихся;
  • вовлеченность родителей;
  • обучение детей навыкам взаимодействия.

Токсичность школы же усиливается из-за:

  • отсутствия толерантности;
  • напряженности в межличностных отношениях;
  • переполненных классов;
  • авторитарных учителей;
  • отчуждения и предвзятого отношения к учащемуся со стороны сверстников и/или педагогов.

Советы профессионалов

Шведско-норвежский профессор Дэн Олвеус разработал меры по предотвращению токсичности образовательной среды.

  1. Сердечность, позитивный интерес и вовлеченность со стороны взрослых.
  2. Строгие границы для неприемлемого поведения любого рода.
  3. Последовательное применение в случае нарушения этих границ и правил не враждебных, не связанных с физическими наказанием санкций (дисциплина в противовес наказанию).
  4. Поведение взрослых, которое создает авторитетную модель взаимодействия и воспитания (опора, а не преграда).

Чтобы еще глубже разобраться в теме, посмотрите это видео с лекцией американского учителя Джошуа Каца. Он рассказывает о глобальном вреде токсичной образовательной среды.

Школьное образование Педагогика Инклюзивность
Главное