Осознанное потребление, 16 июн 2021, 10:30

Запретный плод: 6 неочевидных продуктов, негативно влияющих на природу

Читать в полной версии
Фото: Pexels
Не только мясо влияет на окружающую среду — у растительных культур тоже есть «темные» стороны. РБК Тренды рассказывают о шести продуктах, промышленное производство которых негативно сказывается на природе и людях
Время на чтение: 12–15 минут

По данным статистического портала Our World in Data, примерно половина пригодных для жизни земель (свободных от льда и пустынь) используется под сельскохозяйственные нужды. На производство продуктов питания приходится более четверти (26%) мировых выбросов парниковых газов и тратится 70% пресного водозабора. То, что мы едим, серьезно влияет на природу и климат, причем на всех этапах жизненного цикла. Мировые ресурсы расходуются не только на выращивание пищи, но и на ее обработку, транспортировку, продажу, хранение. Даже после утилизации еда продолжает взаимодействовать с окружающей средой, выделяя при разложении свалочный газ.

Мясо, в особенности красное, — рекордсмен по выбросам парниковых газов. Однако растительные культуры тоже «грешат» отрицательным воздействием на природу и жизнь человека. Чаще всего говорят о пагубном влиянии на тропические леса таких масличных растений как пальма, рапс, соя и подсолнечник. Но есть и другие продукты, оставляющие на планете негативный след.

Авокадо

Центральная и Южная Америка — основные регионы производства авокадо, а самый крупный экспортер — Мексика. Помимо высокого углеродного следа при транспортировке из южных широт в северные, ресурсозатрат на хранение и упаковку, у авокадо есть еще несколько «темных» сторон. Высокий спрос превратил авокадо в монокультуру — фермерские хозяйства годами выращивают один и тот же сорт на одной и той же земле. С экономической и производственной точки зрения такой подход выгоден, но в долгосрочной перспективе — неустойчив. Монокультурные плантации истощают почву — в ней остается меньше питательных веществ. Сами растения при этом становятся восприимчивы к болезням, что вынуждает использовать пестициды и удобрения, которые, в свою очередь, загрязняют землю, воду, а также негативно сказываются на биоразнообразии регионов и здоровье населения.

Плоды авокадо, висящие на дереве (Фото: Pexels)

Другая проблема — обезлесение. Под плантации нужно много земель — фермеры «отбирают» их у леса, причем делают это обходными путями. В Мексике и других странах авокадо часто сажают под пологом леса. Затем фермеры начинают постепенно вырубать близлежащие деревья, чтобы фрукту доставалось больше солнечного света. В итоге: утрата «зеленых легких», биоразнообразия и очередная ложка в бочку глобального изменения климата, ведь леса выполняют на планете роль углеродного «сачка».

Для выращивания этих плодов также требуется много влаги. В 2018 году на мировое производство авокадо было потрачено 6,96 куб. км воды, что эквивалентно примерно 2,82 млн олимпийских бассейнов. Согласно некоторым исследованиям, фрукт входит в топ-5 сельскохозяйственных культур, вызывающих в регионах произрастания «водный стресс». А еще есть версия, согласно которой масштабная добыча ресурса из водоносных горизонтов вызывает землетрясения в Мичоакане — ведущем мексиканском штате по выращиванию авокадо.

Страны-экспортеры фрукта — не самые богатые на планете, их экономика зависит от урожая и развития сельского хозяйства, к тому же в этой отрасли работает значительная часть населения. Однако практически весь собираемый объем уходит на экспорт. При этом в Мексике, Чили и Перу уже наблюдается «водный стресс» — нехватка качественной воды для питьевых и хозяйственных нужд. Поскольку на авокадо плохо сказывается дефицит влаги, для сбора хорошего урожая особо засушливым регионам приходится тратить на выращивание в несколько раз больше пресных ресурсов. Получается, что вода, «вшитая» в производство авокадо (виртуальная вода), «утекает» вместе с фруктами из обделенных стран в более богатые водой регионы — США, Канаду, Европу и Японию. Таким образом вместо ожидаемой сверхприбыли страны-производители могут получить «разбитое корыто», так как в долгосрочной перспективе «водный стресс» приведет к деградации окружающей среды и ухудшению социальных условий. Нехватка воды серьезно влияет на здоровье населения — это может вынудить местных жителей мигрировать в другие места.

Великое переселение будущего: кто такие климатические мигранты
Зеленая экономика 

Сахар

Сахарный тростник и свеклу тоже выращивают как монокультуру. В современном сельском хозяйстве эта практика широко распространена, а это значит, что проблемы в разных уголках планеты на подобных плантациях примерно одинаковы. Природное биоразнообразие сменяется истощенными сельхозугодьями. В Папуа-Новой Гвинее с 1979 по 1996 год почвы районов выращивания сахарного тростника потеряли около 40% органического углерода, что повлияло на их плодородие. Также земли, возделываемые под посадку разных культур, подвержены быстрому развитию эрозии — разрушению поверхностного слоя.

Чтобы сохранить урожай и уничтожить вредителей, плантации опрыскивают пестицидами. Распыляемые вещества убивают в том числе и нецелевые группы насекомых, растений и диких животных. А токсичные стоки с полей загрязняют реки, моря, океаны и грунтовые воды. Более того — пестициды влияют на здоровье сельскохозяйственных работников и людей, живущих рядом с плантациями. Однако у многих вредителей быстро развивается устойчивость к ядам, поэтому люди вынуждены постоянно разрабатывать более мощные химикаты. Показательный пример: на сахарных плантациях Гайаны борьба с Aeneolamia flavilatera из семейства цикадовых с помощью инсектицидов была безуспешной. Но после прекращения применения ядов снова появились «хищники», поедающие этих насекомых.

Поскольку почвы на полях обделены микроорганизмами и питательными веществами, растения приходится еще и удобрять — в основном азотно-фосфорными удобрениями. Попадая в водоемы, эти вещества вызывают дефицит кислорода и цветение вредоносных водорослей. Чрезмерное применение таких удобрений уже негативно отразилось на экосистемах многих озер и морей по всему миру. Яркий тому пример — водно-болотное угодье Эверглейдс во Флориде, где обитают сотни видов уникальной флоры и фауны, в том числе вымирающие представители. Насыщенные фосфором стоки с полей сахарного тростника нарушают баланс в экосистеме Эверглейдс, вызывая бурный рост камыша, который вытесняет коренных обитателей.

Тростниковая ферма в Колумбии (Фото: Pexels)

Еще одна проблема — нарушение естественных водных потоков. Переброс рек на орошение сахарных культур ставит под угрозу водоснабжение жилых районов, расположенных ниже по течению. Более того — изменения в гидрологии существенно влияют на экосистемы. В испанской Андалусии выращивание сахарной свеклы привело к понижению уровня воды в реке Гвадалквивир, из-за чего пострадал национальный парк Доньяна и его редкие обитатели.

Сточные воды, твердые отходы, выбросы дымовых газов, сажи, золы аммиака и других веществ — все это образуется на заводах, обрабатывающих тростник и свеклу до конечного продукта. В Дании загрязнение воды токсичными стоками вызвало появление бактериальных патогенов и язвенный синдром у местной трески. А на другом конце света, в Горакхпуре (Непал), неправильно очищенный слив с двух «сахарных» предприятий сделал местную водную артерию непригодной для питья, купания и даже орошения.

При этом производство сахара с каждым годом растет, ведь теперь тростник и свеклу используют не только в пищевых целях, но и для изготовления биотоплива и биопластиков.

Биотопливо из сахарной свеклы: как заработать на циклической экономике
Зеленая экономика 

Миндаль

О благоприятном воздействии тех или иных продуктов на организм говорят все чаще. Поэтому спрос на полезные авокадо, миндаль и другие культуры растет высокими темпами, что приводит к созданию уже упомянутой монокультуры и появлению всех вытекающих последствий. Миндальные деревья влаголюбивы. И все бы ничего, да только 80% миндаля выращивается в Калифорнии, которая уже серьезно страдает от засух.

Недавнее исследование показало, что на выращивание 1 кг миндаля требуется 10 240 л воды — это значит, что в один орешек весом в 1,2 гр вливается около 12 л. Площадь калифорнийских миндальных садов в 2020 году составляла около 647 тыс. га, что на 5,3% больше, чем годом ранее, — и с каждым годом посадок становится больше. Миндаль — основная экспортная культура для ферм штата, но высокие затраты ресурсов на полив лишь способствуют развитию засухи в из без того «горячем» регионе. В мае 2021 года в большинстве округов Калифорнии было объявлено чрезвычайное положение из-за крайне сухой погоды и нехватки воды. Изменение климата лишь усиливает эту проблему: последние два десятилетия были исключительно теплыми, один из самых жарких периодов в истории штата пришелся на 2012-16 годы.

Фото: Pexels

Во время засухи сельское хозяйство в значительной степени зависит от грунтовых вод, особенно в Центральной долине Калифорнии. Однако расход на орошение настолько велик, что запасы, которые копились тысячелетиями, не успевают восполняться и находятся на грани истощения. Кроме того активная откачка подземных вод способствует проседанию земли — в «миндальной» долине Сан-Хоакин в некоторых местах почва опустилась примерно на 9 м в течение XX века. Проседание угрожает инфраструктуре: мостам, дорогам и оросительным каналам.

Забор воды из поверхностных источников влияет на биоразнообразие. В 2014 году от засухи пострадал королевский лосось. Рыба начала болеть и умирать — вода была слишком теплой, уровень в реке Кламат невысоким — все уходило «сахарным» фермерам в Сан-Хоакин. Также большой удар приходится по пчелам. Для опыления всех калифорнийских миндальных деревьев требуется более 2 млн ульев — их предоставляют коммерческие пчеловоды. Но отпустить пчел на опыление миндаля все равно что отправить их на войну с пестицидами. Согласно исследованию Университета Мэриленда, в 2019 году коммерческие пчеловоды в США потеряли 44% своих колоний.

Маленькие, но важные: как пчелы спасают человечество от голода
Зеленая экономика 

Кешью

Орех, который тоже любит «выпить» — на производство 1 кг кешью необходимо потратить около 14 тыс. л воды. Но основная проблема кроется в его «обжигающей» кожуре. Дело в том, что необработанный орех содержит маслянистый токсин урушиол и анакардовую кислоту. Эти ядовитые вещества приводят к появлению на коже зудящих бугорков, пятен, язв и ожогов. Поэтому кешью никогда не продают в скорлупе в сыром виде.

Более половины мирового производства кешью сосредоточено в Индии, Вьетнаме и Кот-д'Ивуаре. Здесь люди часто работают в неблагоприятных условиях. В Индии на фермах по обработке кешью число работников достигает 500 тыс. Как правило, это женщины. Зарплата — около €3 в день, но платят лишь за «сделанные килограммы», поэтому многие работницы намеренно отказываются от перчаток, которые хоть как-то защищают кожу, но тормозят процесс шелушения орехов. На стабильный заработок рассчитывать не приходится, также как и на пенсию, оплачиваемый отпуск и нормированный рабочий день.

Кофе

Изначально кофе рос внутри тропических лесов — вместе с другими деревьями и кустарниками. Такой метод производства называют «теневым» — в этом случае не нужно вырубать леса под плантации и рушить естественные экосистемы. Опавшая листва служит удобрением, а птицы поедают насекомых-вредителей, поэтому «теневому» кофе не требуются пестициды и специальная «подкормка». Однако с увеличением спроса фермеры стали выращивать кофейные деревья «открытым» способом — под прямыми солнечными лучами. Это позволяет получить больше урожая за меньшее время и не конкурировать с другими растениями за свет. Такой метод особенно распространен в Бразилии, Коста-Рике и Кении. «Открытая» кофейная монокультура уничтожает уникальные тропические леса и разрушает почвы, поэтому фермеры вынуждены пользоваться пестицидами и удобрениями.

«Теневой» кофе хоть и считается более вкусным, но не приносит работникам достаточной прибыли. Ягод при таком способе выращивания образуется не так много, как при «открытом», а собирать их приходится вручную. При этом 80% кофе выращивается мелкими фермерами. Нестабильные цены мирового рынка сильно усложняют жизнь 125 млн человек, полагающихся на эту индустрию как на источник доходов. В среднем фермеры получают около 10% от конечной розничной цены на кофе, но бывали периоды, когда заработок не превышал 1-6% от итоговой стоимости продукта. Сельхозработники — лишь часть большой цепочки. И чем дальше от «дерева», тем выгоднее — станции обработки, импортеры и обжарщики получают куда большую выгоду.

Может ли глобальное потепление оставить нас без любимого утреннего кофе
Зеленая экономика 

Еще одна проблема — производственные отходы. Вода после обработки кофейных ягод зачастую без всякой очистки сбрасывается в реки. Во время ферментации ягоды понижают pH воды и делают ее кислой. Кроме того в стоках присутствуют разные органические загрязнители (дубильные вещества, фенольные соединения и алкалоиды), которые лишают флору и фауну необходимого кислорода и солнечного света, вызывая эвтрофикацию водных систем.

Рис

Основной продукт питания половины человечества. От него зависят доходы 150 млн домашних хозяйств. Но в то же время рис действует на климат сильнее всех растительных культур. Постоянно затопляемые поля функционируют как водно-болотные угодья и производят около 12% от общего объема антропогенных выбросов метана. И именно «рисовый» метан составляет половину всех эмиссий парниковых газов, выделяемых при растениеводстве.

Еще один способ выращивания — периодическое затопление — был предложен в качестве «антиметановой» меры, но у него есть свои недостатки. А именно — увеличение выбросов закиси азота — парникового газа, который держится в атмосфере намного дольше, чем метан и СО2, и влияет на потепление климата куда сильнее. Одно из исследований показало, что выбросы закиси азота при периодическом затоплении рисовых полей эквивалентны ежегодной эмиссии от 200 угольных электростанций.

В некоторых странах фермеры, выращивающие рис, получают лишь 4% от конечной цены на зерно. Это только укореняет бедность — например, в Непале заработок «рисовых» работников настолько мал, что составляет всего 13% от суммы прожиточного минимума. Выращиванием риса в Азии занимаются преимущественно мелкие фермы — их доход составляет $2-6 в день и зависит от колебаний цен на мировом рынке. Особенно тяжело приходится женщинам, работающим в азиатском рисовом секторе: они получают более низкую зарплату (в Пакистане в два раза меньше, чем мужчины) и часто страдают от дискриминации.

Производство еды оказывает огромное воздействие на климат планеты, негативно влияет на биоразнообразие и ощутимо загрязняет окружающую среду. Однако отказаться от этих продуктов сложно — да и не нужно, ведь они полезны для здоровья. Зная нюансы производства и понимая, сколько ресурсов было затрачено на изготовление, нужно подходить к потреблению более ответственно. Например, выбирать товары с экомаркировками, такими как Rainforest Alliance и FairTrade, которые гарантируют сохранение лесных экосистем и достойную оплату труда сельскохозяйственным работникам. А еще — не допускать образования пищевых отходов, чтобы приехавшие издалека авокадо не отправлялись доживать свой век на российских свалках.

Осознанное потребление Органические товары Ретейл Сохранение лесов Устойчивое развитие Органическое земледелие Загрязнение Климатические изменения Биоразнообразие
Главное