Правильная тара: как ретейл переходит на экологичную упаковку
Задача
Вместе с экспертами, поставщиками и партнерами изучить, какая упаковка является более экологичной по 13 категориям продукции, чтобы учитывать это при производстве упаковочных материалов, а также создать единое понимание экологичной упаковки для отрасли
Предпосылки и мотивация
По мнению представителей Х5, уменьшение количества использованной упаковки — один из ключевых вызовов в области заботы об экологии.
Компания давно нацелена на снижение объемов отходов, в том числе пластиковых. Эта цель включена стратегию устойчивого развития компании, принятую в 2019 году. Предполагается, что сети Х5 будут сокращать количество отходов, отправляемых на полигон, а также подталкивать к этому покупателей и поставщиков.
Подготовка и первые шаги
В рамках своей стратегии устойчивого развития компания уже обеспечивает снижение объема отходов и уменьшение экологического следа по нескольким направлениям.
Переработка
Максимум отходов, которые образуются в процессе работы магазинов и распределительных центров, Х5 старается отправлять на переработку. Только в 2020 году компания отправила на переработку таким образом около 620 тыс. т отходов от своих операций.
Одновременно сети Х5 развивают партнерские проекты, помогающие покупателям экологично избавляться от мусора. В «Пятерочках» автоматы для приема ПЭТ-бутылок и алюминиевых банок разместили в сотрудничестве с Coca-Cola, а в «Перекрестках» и «Каруселях» фандоматы устанавливали вместе с Unilever. С компанией Splat «Перекресток» запустил проект по сбору и переработке использованных зубных щеток. Из них производят полимерпесчаную тротуарную плитку, которая идет на ремонт дорог в малых городах.
На вторичную переработку также отправляют пакеты, которые покупатели возвращают при получении заказов из онлайн-гипермаркета Vprok.ru «Перекресток». В прошлом году на переработку отправили почти 250 тыс. таких пакетов.
Повторное использование
С января 2021 года в «Перекрестках» начали размещать рефил-станции от производителя средств для экологичного ухода за домом BioMio. Здесь бытовую химию разливают в многоразовую тару. При желании покупатели могут использовать собственные емкости.
Отказ от одноразового пластика
Фирменные пакеты в «Перекрестках» на 35% состоят из переработанного пластика. «Пятерочка» сейчас пилотирует аналогичный проект. Обе сети ранее отказались от выдачи бесплатных пластиковых пакетов при каждой покупке.
Но чтобы увеличить масштаб снижения отходов, необходимо было не только задействовать собственные возможности и ответственных покупателей, но и производителей продукции. От них во многом зависит, насколько целесообразной и экологичной будет упаковка поступающих в магазины товаров.
Решение
Разработать для поставщиков детальные рекомендации по устойчивой упаковке.
Реализация
Для разработки рекомендаций Х5 проанализировала лучшие практики в области устойчивого развития, которые применяются в секторе продуктового ретейла. Также компания провела опрос поставщиков, в котором приняли участие 30 крупнейших партнеров Х5. Полученную информацию дополнили выводами международных научных исследований в области экологии и заключениями экспертов.
По итогам этой работы в 2020 году компания представила общие рекомендации для поставщиков в области устойчивого развития. В документе отражены основные принципы, соблюдения которых ретейлер ожидает от своих партнеров. Среди таких принципов — наличие добровольных сертификаций, совершенствование системы экологического менеджмента, оценка потенциального воздействия продукции на окружающую среду, инициативы по повышению энергоэффективности и снижению выбросов в атмосферу. Здесь же приведены списки наиболее и наименее предпочтительных материалов для упаковки.
Затем Х5 решила детализировать свои рекомендации в части упаковки, документ готовили вместе с производителями, поставщиками, профильными ассоциациями и экспертным сообществом. В процессе разработке компания получила обратную связь от более чем 35 экспертов, экологов, переработчиков, производителей упаковки. Затем провела открытое обсуждение проекта с участием более чем 100 представителей заинтересованных сторон.
Итоговые рекомендации охватили 13 категорий продукции — от овощей и фруктов, бакалеи и молочной продукции до бытовой химии, средств ухода, табачных изделий и аксессуаров. В материалах отражены три основные аспекта упаковки — дизайн, используемое сырье и коммуникация (маркировка, обучение покупателей и сотрудников). Речь идет о возобновляемости материала для упаковки, его пригодности к переработке, оптимизации дизайна, применении многоразовой тары.
В частности, ретейлер советует поставщикам отказаться от упаковки овощей, фруктов и ряда других товаров в одноразовый пластик и постепенно перейти на перерабатываемую тару. По словам представителей Х5, эти рекомендации учитывают действующее законодательство, а также доступные на территории РФ технологии и инфраструктуру.
После подготовки рекомендаций компания продолжила работу с поставщиками, помогая им внедрять принципы устойчивого развития в бизнес-процессы.
В частности, был опубликован информационный обучающий материал для поставщиков.
Результаты
Х5 разместила детализированные рекомендации в открытом доступе и проинформировала о них своих партнеров и поставщиков. Как уточняют в компании, она не рассматривает соблюдение рекомендаций как обязательный критерий при выборе поставщиков, но компания приветствует поставщиков, использующих практики устойчивого развития.
Планы и перспективы
В компании надеются, что подготовленные рекомендации и дальнейшая работа с поставщиками дадут ощутимый эффект по снижению количества отходов в ретейле и что к работе над расширением документа будут присоединяться другие игроки отрасли и представители власти. Документ поддержало Минприроды России.
Сама компания к 2023 году рассчитывает увеличить до 95% долю перерабатываемых твердых отходов в операционных процессах. При этом не менее половины продукции собственных торговых марок (СТМ) будет выпускаться в более экологичной упаковке. Одновременно компания планирует снизить коэффициент образования отходов в магазинах сети.
Х5 Group (ранее Х5 Retail Group) — российская продуктовая розничная компания. Управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», а также цифровыми бизнесами «Vprok.ru Перекресток», 5Post и «Около». Имеет собственные службы логистики, прямого импорта и цифровые сервисы для партнеров. Торговые сети и распределительные центры Х5 расположены в 66 регионах России.