Взломать систему: чем хакатоны полезны разработчикам и городским властям
Об эксперте: Максим Власов — руководитель проекта Moscow City Hack, Агентство инноваций Москвы.
Хакатон — мероприятие продолжительностью от одного до трех дней, в течение которых команды разрабатывают новые сервисы для решения задачи компании, индустрии, города или даже страны.
Массово хакатоны начали проводить 2000-х годах и постепенно крупные ИТ-компании и венчурные инвесторы стали рассматривать их как способ быстрой разработки новых программ и поиска инноваций. По мере того как хакатоны становились все более распространенными, в них стали участвовать больше нетехнических специалистов, например, маркетологов, продакт-менеджеров, дизайнеров.
Как хакатоны влияют на появление инноваций?
Автор блога Better Programming Ален Хельтон считает, что хакатоны — это драйвер инноваций, и на это есть несколько причин.
Отсутствие рамок. Хакатон дает возможность, которую трудно увидеть, работая изо дня в день по заданным алгоритмам и правилам. В течение мероприятия можно услышать от участников: «Я никогда не думал о том, чтобы сделать это таким образом» и «Что, если вместо этого мы сделаем вот так…?». А поскольку время хакатона сильно ограничено, программисты не могут следовать стандартным процедурам и практикам. Поэтому вместо того, чтобы сделать «правильно», они ищут нестандартные подходы. Хельтон считает, что так и появляются инновационные решения.
Устранение бюрократии и цепочек утверждений, которые сопровождают стандартную повседневную разработку. Разработчик не может внести изменение в продукт или начать новый проект без одобрения руководства и коллег. Хакатоны дают возможность быстро пробовать новый шаблон или другой язык программирования или вообще поменять весь процесс разработки.
Ограниченное время. Люди склонны активизироваться во время кризиса. Кроме того, дедлайны помогают более эффективно структурировать свои задачи, что, в свою очередь, приводит к повышению производительности. Поэтому, когда у участников есть всего один-три дня, чтобы разработать прототип сервиса, у них могут возникать по-настоящему необычные продукты.
Соревновательность. Хакатон — это соревнование, в котором выбирают победителя или нескольких победителей. Поэтому для тех, кого мотивирует конкуренция — это идеальная среда для работы и генерации нестандартных, отличных от конкурентов идей.
Зачем разработчикам участвовать в хакатонах?
Ученые из Англии опросили 150 участников хакатонов и выяснили, зачем они участвуют в таких соревнованиях. Главной причиной оказалось обучение (с этим согласилось 86% респондентов). Это показалось для исследователей очевидным: технологии постоянно обновляются, появляются новые инструменты, поэтому обучение в течение всей жизни — это обязательная часть жизни любого разработчика.
Вторая по распространенности причина участия — нетворкинг (82% участников). На мероприятии можно познакомиться с представителями крупных компаний, экспертами из жюри, венчурными инвесторами и просто заинтересованными в технологиях участниками из других команд. В опросе на сайте quora.com о том, зачем участвовать в хакатонах, также часто упоминался нетворкинг. Пользователи отмечали, что хакатон — это лучшее место для встречи с единомышленниками.
Следующая по значимости причина — социальные изменения (38%). Изначально одна из целей хакатона — сделать мир лучше с помощью разработки программного обеспечения. Это особенно актуально, если задача, которую решают участники, затрагивает миллионы людей.
Получение призов оказалось не самой важной причиной участия — за нее проголосовало 28% опрошенных.
Бесплатная пицца была следующей по частоте упоминания (27%). На офлайн-хакатонах у участников часто нет времени на еду, поэтому организаторы покупают пиццу и другие закуски.
26% опрошенных хотели бы создать продукт в течение соревнования. В привычном темпе жизни трудно выделить время и найти мотивацию для разработки собственного проекта. Поэтому хакатон — это шанс для многих реализовать свою идею.
Для 21% опрошенных важным фактором оказалась слава. Некоторые проекты действительно получали большое внимание от медиа и инвесторов. Например, тестовую версию приложения MSQRD разработчики собрали в 2015 году на хакатоне Garage48 за 48 часов. Оно быстро заняло первые строчки в рейтингах App Store многих стран, и в 2016 году его купил Facebook.
Для 20% поиск команды был мотивацией участвовать в соревновании. Чаще всего у организаторов есть ресурсы для поиска недостающих участников (например, чаты, группы в социальных сетях, рассылки), поэтому хакатон — это еще и способ найти единомышленников.
Две оставшиеся причины — поиск работы и инвестиций. На мероприятиях присутствуют представители компаний-заказчиков и инвесторы, которые ищут перспективные решения. Например, создатели маркетплейса Carousell разработали его на Startup Weekend в Сингапуре. Они заняла первое место на хакатоне и получили финансирование в раунде С, которое оценивают в $70-80 млн.
Как подготовиться к хакатону
Понять, зачем в нем участвовать. Мотивация может быть разной — от нетворкинга до получения приза, — и важно понять, что лучше всего подходит вам и команде.
Заранее подумать над решением. Обычно задачи хакатона известны заранее, поэтому можно изучить доступную информацию, подумать о концепции проекта, его уникальных функциях, установить нужное ПО.
Распределить роли. В любой команде должен быть менеджер, который будет организовывать участников и следить за прогрессом. Так как время хакатона сильно ограничено, то каждый должен знать, какими именно задачами он будет заниматься, чтобы не тратить время зря.
Хакатоны для городов
На хакатонах решают задачи не только компаний, но и городов и даже стран. В этом случае заказчиком становится государственный департамент, а за основу решений берутся открытые данные. Задачи таких хакатонов часто связаны с внедрением умных технологий, решениями в области урбанистики и устойчивого развития и затрагивают жизни миллионов людей.
Таким образом государственные структуры показывают, что они открыты к изменениям. Кроме того, это ускоряет выбор лучшего проекта и его разработку.
Такие мероприятия проводятся по всему миру.
Хакатоны National Day of Civic Hacking уже стали традиционными и устраиваются в разных городах США. Каждый год в них участвуют тысячи разработчиков, дизайнеров, государственных служащих, аналитиков данных, журналистов. На них решаются такие острые социальные проблемы как координация работы приютов для бездомных или доступ к свежим недорогим продуктам питания. В 2021 году National Day of Civic Hacking состоится 12 сентября.
В 2020 году в Швеции прошел Nordic Smart City Hack, на котором участники решали пять задач, связанных с рынком труда в стране, улучшением уровня здоровья жителей, транспортом, культурной жизнью и соседством (созданием общественных пространств, безопасности на улицах и так далее).
В прошлом году в Джакарте состоялся Future City Hackathon, посвященный решению городских задач в постковидную эпоху. Участники работали, например, над сервисами для телемедицины, бесконтактной доставки, альтернативного туризма.
В июне 2021 года пройдет онлайн-хакатон Moscow City Hack, на котором участники в том числе должны будут решить задачи от городских структур.