Как магазины подталкивают покупателей к здоровому питанию и образу жизни
Все больше потребителей задумываются о своем здоровье, и ретейлеры двигаются им навстречу. Как магазины помогают покупателям перейти на ЗОЖ, разбираемся на примере торговой сети «Магнит»
Тренд на здоровый образ жизни отмечался и раньше, но на фоне пандемии он приобрел новые масштабы. Угроза коронавируса изменила предпочтения покупателей, они стали больше заботиться о себе, отмечали в PwC по итогам глобального исследования.
Эту оценку подтверждают в торговой сети «Магнит». «Обратная связь от потребителей показывает, насколько важна для них сегодня тема здоровья. Для 80% наших покупателей здоровье является важнейшим жизненным приоритетом. Этот вопрос ставится выше, чем финансовое благосостояние», — рассказывал президент и генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг в рамках онлайн-конференции «Тренд на ответственность. Роль бизнеса в формировании ЗОЖ».
По его словам, компания всегда старается отвечать на запросы потребителей. «Бизнес — неотъемлемая часть общества, поэтому должен прикладывать усилия к тому, чтобы создавать более устойчивую, экологичную и здоровую среду вокруг себя», — подчеркивает Дюннинг.
Основная составляющая ЗОЖ — это правильное питание, объяснял на упомянутой онлайн-конференции научный руководитель Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии Виктор Тутельян. Кроме того, важна регулярная физическая активность и другие факторы, включая отказ от вредных привычек. Все вместе это позволяет избежать многих заболеваний и чувствовать себя лучше.
Однако компании, которые ставят перед собой цели по устойчивому развитию, рассматривают понятие ЗОЖ намного шире. Так, весной 2021 года «Магнит» и восемь крупнейших международных производителей товаров повседневного потребления запустили совместную инициативу «Вместе за здоровое будущее». Ее основная цель — помочь людям вести здоровый образ жизни, сформировать ответственный подход к заботе о себе, близких и окружающей среде.
Участники инициативы подчеркивают, что для них ЗОЖ — это не только сбалансированное питание, но еще и правильный уход за собой и теми, кто рядом, включая домашних питомцев, а также создание здоровой среды вокруг нас.
Жесткие запреты каких-либо продуктов не имеют никакого отношения к здоровому питанию. Главное здесь — соблюдать два основных принципа:
- калорийность рациона должна соответствовать фактическим энергозатратам организма,
- состав меню должен отвечать потребностям человека в пищевых и биологически активных веществах.
По данным Роспотребнадзора, оптимальная калорийность для женщин составляет 1800–2200 ккал в сутки, для мужчин — 2100–2400 ккал. При этом 50–55% правильного рациона должно приходиться на углеводы, 10–15% — на белки, менее 30% — на жиры.
Потребление соли стоит ограничить 5 гр в день (чайная ложка без верха). И лучше не злоупотреблять так называемыми свободными сахарами. Они искусственно добавляются в продукты и напитки или естественным образом присутствуют в меде, сиропах, фруктовых соках и их концентратах. На такие сахара должно приходиться менее 10% от дневной калорийности рациона.
Точный состав здорового питания зависит от индивидуальных особенностей человека. Имеет значение пол, возраст, образ жизни, уровень физической активности. «Но кто бы что ни подразумевал под здоровым питанием, в одном все сходятся: без овощей и фруктов не обойтись», — подчеркивают в Роспотребнадзоре.
Овощи и фрукты служат источником витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон, которые нужны для пищеварения и нормальной деятельности полезных микроорганизмов, живущих в кишечнике. Нехватка таких волокон зачастую приводит к проблемам с ЖКТ и нарушению обмена веществ.
Желательно каждый день включать в рацион не меньше 400 гр фруктов и овощей — такую рекомендацию дают и в Роспотребнадзоре, и во Всемирной организации здравоохранения. Причем употреблять эти продукты лучше в свежем виде: при термической обработке часть полезных компонентов разрушается.
Россияне, похоже, уже начали следовать этому совету. По словам гендиректора «Магнита», в последние годы торговая сеть наблюдает серьезный рост продаж овощей и фруктов, поэтому расширяет ассортимент в этой категории и увеличивает отведенные под нее площади в магазинах, создает специальные «здоровые полки» для покупателей.
Экзотические импортные продукты, конечно, обойдутся дорого. Но большинство специалистов рекомендуют отдавать предпочтение сезонным овощам и фруктам от местных производителей. Такие продукты не подвергаются дополнительной обработке, помогающей сохранить их во время длительной транспортировки и хранения. Причем это касается не только овощей и фруктов, но и других категорий товаров — например, молочной продукции.
Поэтому торговые сети стараются расширять пул местных поставщиков. Так, «Магнит» в 2020 году увеличил объем закупок у локальных производителей на 5,4%, а число таких поставщиков выросло с 2 371 до 2 422. Торговая сеть также запустила проект «Фермерский дворик», в рамках которого начала выделять для продукции локальных производителей специальные места в своих магазинах.
Продукцию для здорового питания выпускают сотни брендов — как российских, так и зарубежных. Такие продукты можно найти не только у отдельных компаний, но и у целых объединений поставщиков. Например, итальянский кооператив Coop Italy включает 6,8 млн участников, и значительную часть их ассортимента можно отнести к здоровому питанию. «Магнит» закупает у Coop Italy около десяти ЗОЖ-наименований, в том числе макаронные изделия и печенье без глютена, продукты для диабетиков.
Одновременно торговая сеть развивает собственные бренды, ориентированные на приверженцев ЗОЖ. На полках уже появилась линейка «Магнит Свежесть», которая включает более 80 позиций в категории овощей и фруктов, молочной продукции. Основная часть этой продукции производится в тепличных комплексах «Магнита» в Краснодарском крае.
Когда речь идет не о собственной продукции, проконтролировать качество и свежесть действительно бывает непросто. Для этого торговые сети развивают новые схемы сотрудничества с поставщиками.
«Магнит» запускает кобрендинговые проекты с сельхозпроизводителями на условиях совместного контроля качества. В 2020 году заключено более 20 контрактов по десяткам позиций. Договоренности предусматривают, что агроспециалисты торговой сети сопровождают высадку семян и сбор урожая.
Чтобы поставляемые продукты не успели потерять свежесть, в прошлом году также введен упрощенный прием товара. Качество контролируют прямо при отгрузке на площадке поставщика: так можно сразу заметить и заменить некачественные овощи и фрукты.
Кроме того, компания запустила в нескольких городах пилотные проекты по сокращению времени доставки товаров. Обычно большегрузные машины возят свежие товары вместе с остальными. Но теперь схема поставок изменится для двух категорий торговых точек — это магазины «у дома», которые находятся недалеко от распределительных центров или расположены близко между собой. Для них товары категории «фреш» (овощи и фрукты) и «ультрафреш» (молочная и мясная продукция) будут доставляться отдельно по ускоренной схеме.
Детальная информация о том, как сделать свой рацион более здоровым, есть на сайте федерального проекта «Здоровое питание». Здесь можно найти подробные рекомендации Роспотребнадзора, тесты и калькуляторы, статьи и новости по теме ЗОЖ.
Покупатели торговой сети «Магнит» также могут почерпнуть дополнительную информацию из журнала «Мой Магнит», который выпускает ретейлер. В нем публикуются материалы о ЗОЖ, питании и продуктах из ассортимента сети, лайфхаки и советы от экспертов — шеф-поваров, нутрициологов и диетологов, специалистов по красоте и здоровью, врачей, тренеров и спортсменов.
Владельцы карт лояльности могут получить журнал бесплатно в магазинах сети при покупке на сумму от ₽1,5 тыс. Во второй половине 2021 года ожидается запуск онлайн-версии журнала.