Заклятые друзья: как устроено сотрудничество и конкуренция Big Tech
По мнению многих, Big Tech-корпорации заполучили слишком большую власть над пользователями. Сами компании в ответ утверждают, что они сталкиваются с огромной конкуренцией, и им необходимо продолжать внедрять инновации, чтобы оставаться на плаву.
В реальности Facebook, Apple, Amazon, Microsoft и Google придерживаются смешанной модели сотрудничества и конкуренции. И это взаимодействие развивается, поскольку они все больше вторгаются в сферу интересов друг друга.
При этом ИТ-гиганты продолжают работать вместе по разным направлениям, начиная с разработки программного обеспечения и до защиты интересов отрасли.
☁️ Облачные вычисления
Amazon Web Services остается крупнейшим игроком в области облачных вычислений, однако Microsoft и Google пытаются заполучить долю рынка конкурента. При этом Facebook и Apple не предоставляют подобные услуги. Последняя даже размещает некоторые данные из iCloud на AWS и Google Cloud.
🛍️ Цифровая реклама
- Google и Facebook играют доминирующую роль на рынке онлайн-рекламы, но Amazon, Microsoft и Apple пытаются отыграть свои доли;
- Amazon закупает рекламу у поисковика Google, что делает конкурента источником веб-трафика для продавцов площадки;
- у Facebook и Google есть неофициальные соглашения об онлайн-рекламе;
- негласный договор между Google и Apple стал предметом расследования в США: выяснилось, что поисковик Google по умолчанию использовали в iPhone и других устройствах.
Генпрокуроры 48 американских штатов считают, что Google использовала свое влияние на рынке, чтобы контролировать цены на онлайн-рекламу, а также заключила сделку с Facebook в 2015 году, чтобы получить доступ к сообщениям и файлам WhatsApp. И Google, и Facebook в ответ заявляли, что такие отраслевые партнерства — обычное явление. Apple вообще никак не высказывалась о своем рекламном партнерстве с Google.
📰 Агрегирование новостей
Интернет-платформы видят в новостях способ привлечь пользователей. И Big Tech пользуется этим, чтобы заработать на издателях, либо продвинуть себя на рынке. В настоящее время расстановка сил по этому вопросу такая:
- Google и Facebook хотят обязать издателей новостей платить за распространение контента;
- Microsoft вступила в противостояние с Google: первая утверждает, что в ее поисковике Bing новости останутся бесплатными, и издателям не придется платить за трафик;
- Facebook и Google, чтобы урегулировать конфликты с правительствами разных стран, запустили кампании по поощрению издателей, но не всех;
- Apple уже предоставляет в рамках своей службы Apple News + платную подписку на новости.
🎮 Видеоигровые сервисы
Все пять компаний вложили миллиарды долларов в индустрию видеоигр, от релизов и до разработки оборудования и аксессуаров. У каждой из них есть собственный бесплатный сервис, либо платформа с системой подписок. Apple, которой принадлежит игровой сервис Arcade, ввела ограничения на другие облачные игровые сервисы в App Store. Так компания пытается конкурировать с Facebook, Microsoft и Google.
ИТ-гиганты также используют каналы конкурентов для большего охвата потребителей: в игры Google Stadia можно играть на телевизоре Amazon Fire, а цифровой контроллер для Amazon Luna можно загрузить из Google Play.
🕹️ Социальные сети и стриминг
- Facebook владеет крупнейшими соцсетями в мире, но рост влияния электронной коммерции и стриминга несколько изменил расстановку сил;
- Принадлежащий Google сервис YouTube запустил сервис Gaming, чтобы отвоевать у амазоновского Twitch часть рынка стриминга. Однако обе компании выигрывают от того, что обоюдно рекламируют приложения конкурента;
- LinkedIn от Microsoft пытается конкурировать с другими соцсетями. Очередной виток этой борьбы можно наблюдать в попытках разработать свой аналог Clubhouse. Последнюю, кстати, выпустила Apple.
🛒 Магазины приложений
Apple и Google управляют крупнейшими магазинами мобильных приложений и при этом распространяют собственные приложения на площадке конкурента. Facebook и Microsoft, которые управляет магазинами приложений для устройств с Windows и консолей Xbox, неоднократно вступали в спор с Apple по поводу правил App Store.
📧 Пакеты корпоративного программного обеспечения
Наиболее жесткая конкуренция здесь наблюдается между Google и Microsoft, у которых много соперничающих продуктов, включая электронную почту, календари и текстовые документы. Однако все представленные компании предлагают свои корпоративные сервисы и приложения.
📬 Мессенджеры
Компании предлагают конкурирующие сервисы обмена сообщениями как для обычных потребителей, так и для предприятий, хотя и распространяют их на платформах конкурентов. Глава Facebook Марк Цукерберг открыто называл Apple конкурентом WhatsApp и Messenger в области обмена сообщениями и растущей угрозой в других сферах.
💻 Ноутбуки и планшеты
Microsoft и Google входят в число компаний, которые начали стирать границы между планшетами и ноутбуками. Amazon не производит ноутбуки, хотя и продает их на своей платформе, а ее планшет Fire конкурирует с продуктами Apple, Microsoft и Google, полагаясь при этом на версию операционной системы Android от Google.
💬 «Умные» колонки
«Умные» колонки помогли внедрить технологию цифрового помощника на миллионы устройств по всему миру. Apple («умная» колонка HomePod), Amazon (Alexa) и Google (Google Home) ведут жесткую конкуренцию на этом рынке. Portal от Facebook также конкурирует с устройствами в этой категории, однако оснащена голосовым помощником Amazon Alexa и продается на платформе Amazon.
🕑 «Умные» часы и фитнес-трекеры
- Поглощение Google крупного производителя фитнес-трекеров Fitbit привело корпорацию к конкуренции в этой сфере с Apple. Последняя занимает значительную долю рынка со своим продуктом Halo;
- Одновременно Google сотрудничает с Amazon, которая продает продукты Fitbit на своей платформе. Приложение для трекеров доступно в магазине приложений Amazon, а Alexa интегрирована в некоторые устройства Fitbit.
- Facebook пока только заявила, что работает над разработкой носимого устройства, которое в конечном итоге могло бы синхронизироваться с разрабатываемыми компанией умными очками.
📱 Смартфоны
Все пять компаний производят программное обеспечение для смартфонов, но только три из них выпускают сами устройства. Apple со своим iPhone считается долгожителем рынка. Google выпускает Google Pixel. Amazon больше не работает над смартфонами после провала Fire, но продает на своей площадке Google Pixel и iPhone. Microsoft вышла из этого бизнеса несколько лет назад, но в 2020 году вернулась со своим смартфоном-планшетом Surface Duo.