Как банки, производства и сервисы переживают цифровую трансформацию
В ходе дискуссии «Скорость имеет значение. Как ускорение цифровой трансформации развивает бизнес» эксперты крупнейших онлайн- и офлайн-компаний поделились опытом внедрения digital-процессов, рассказали, с какими трудностями сталкиваются и в чем видят главные задачи для своего бизнеса.
Хайлайты разговора
Владимир Ситнов, старший вице-президент «Сбера»:
- По данным отчета Deloitte за 2020 год, среди 12 отраслей банки оказались самыми цифровизированными: 3,6 балла по 5-балльной шкале. Одна из причин в том, что выручка от традиционных услуг неуклонно падает, и банкам приходится искать новые пути и инструменты.
- Главными инструментами трансформации "Сбера" выступили ИИ и Big Data: такие решения разрабатываются внутри экосистемы банка и используются всеми подразделениями. Более того, "Сбер" активно распространяет их через своих клиентов по различным направлениям услуг.
- Ситнов считает, что настоящая трансформация возможна только в том случае, если ее необходимость осознают на каждом уровне, а не только СЕО. Для этого нужно формировать единую образовательную среду: обучать сотрудников новым технологиям и мотивировать их строить свою работу по-новому.
- Второй важный вектор — фокус на конкретные задачи. Для чего мы идем по пути трансформации: чтобы повысить продажи и улучшить клиентский опыт или просто потому, что так делают все?
Станислав Варич, вице-президент по стратегическому финансированию ГК «Дамате»:
- Пищевая и сельскохозяйственная отрасли достаточно консервативные, они не поставляют цифровых продуктов, но и здесь есть огромные возможности для цифровой трансформации: в плане управления и контроля производственных процессов, логистики.
- Например, переход «Дамате» на «цифровое земледелие», когда 45 тыс. гектаров полей возделываются при помощи цифровой карты. В систему регулярно поступают фото со спутников и камер с компьютерным зрением, по которым можно судить о состоянии земли и погодных условиях. На основании этих данных алгоритмы ИИ составляют график сельскохозяйственных работ и определяют нормы внесения удобрений на каждом конкретном поле.
- Следующий шаг — это прогнозирование на основе математических моделей с использованием Big Data и ИИ всего с/х-цикла: начиная от прогноза урожайности и заканчивая предсказанием спроса на готовую продукцию.
Екатерина Харитонова, CFO «Авито»:
- «Авито» изначально развивался как онлайн-сервис, но главной задачей в рамках трансформации стало сделать все этапы взаимодействия с клиентом цифровыми. Теперь здесь можно находить товары, общаться с продавцом, оформлять доставку и безопасно оплачивать товары и услуги. То есть весь клиентский опыт стал бесшовным.
- Постоянно появляются новые «умные» сервисы для клиентов: например, оценка автомобиля перед продажей.
- Сервис предлагает не только c2c-, но и b2b-услуги. Поэтому на платформе доступна аналитика продаж, включая прогнозирование объемов сделок и лидогенерации.
- Цифровая трансформация затронула и саму компанию: например, электронный документооборот или алгоритм для распознавания мошенников по голосу и ключевым фразам.
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng:
- В плане цифровой трансформации образование отстает от других сфер на десятки лет. Поэтому главная задача образовательных проектов — преодолеть этот многолетний разрыв, проводя цифровую трансформацию максимально быстрыми темпами.
- Одна из главных проблем — отсутствие открытых дата-сетов, на которых можно было бы обучать нейросети: результаты тестов часто засекречены, как и другие данные об успеваемости.
- Чтобы преодолеть этот барьер, в компании собрали и оцифровали 60 тыс. тетрадей с домашними заданиями. В итоге внутренний алгоритм Skyeng научился хорошо распознавать взрослый и детский почерк, а также выявлять типичные ошибки, оценивать уровень знаний. Это позволило многократно ускорить проверку домашних заданий и тестов.
- Сбор данных об ошибках и обучение алгоритмов моментально на них реагировать — прорывной шаг: чем быстрее дети узнают о том, что ошиблись, тем быстрее усваивают правильную информацию и делают успехи в образовании.
- В процессе выяснилось, что учителя смогли найти все ошибки лишь в 1% от всех домашних работ, — это еще раз доказывает необходимость цифровизации.
Артем Бортневский, вице-президент ГК «Инград»:
В девелопменте цифровая трансформация нацелена на три основных блока:
- Ускорение сроков сдачи проекта с пяти-шести до трех-четырех лет. С помощью ИИ-решений и других технологий можно унифицировать все этапы застройки и отделочных работ. Это позволяет быстрее получить прибыль и увеличить среднегодовой доход на этапе разработки и сдачи проекта в полтора-два раза.
- Оптимизация привлечения и удержания клиентов с помощью Big Data. Сейчас отношения девелоперов с клиентом не заканчиваются на этапе покупки. Застройщик предлагает множество дополнительных сервисов: уборка квартиры и территории, охрана с видеонаблюдением, система «умного» дома. Если отслеживать и хранить данные обо всех взаимодействиях с клиентом, можно предлагать ему релевантные услуги на протяжении многих лет.
- Автоматизация и сокращение затрат. Решения на базе ИИ позволяют отказаться от множества рутинных операций, переквалифицировав персонал для более сложных задач. Если вы расширяетесь, вам не придется увеличивать штат в два раза, как это было раньше: все процессы можно масштабировать онлайн.
Дмитрий Яковлев, руководитель интернет-проектов ГК «A.V.E»:
- Аптеки — один из самых недооцененных рынков в плане цифровой трансформации. Однако и здесь активно внедряются digital-инструменты: например, онлайн-заказы, платежи и доставка через сервисы "Сбера", учет складских операций и т.д.
- На внедрение цифровых сервисов экосистемы "Сбера" ушло всего 3,5 месяца. Это позволило запустить интернет-магазин с нуля и доставлять товары по всей стране.
- В 2020 году доля онлайн-продаж в аптеках составляла всего 8,5% при общем объеме продаж в 125 млрд руб. Цифровизация — новая точка роста, которая позволит конкурировать на рынке в условиях постоянных изменений. При этом путь «A.V.E.» в рамках трансформации гибридный, с большой долей аутсорсинга по части цифровых сервисов.
- Если вы еще не успели осуществить цифровую трансформацию, нужно заняться этим прямо сейчас, но сосредоточиться на тех направлениях и сервисах, которые окупятся быстрее всего. Например, оптимизация операционных процессов, увеличение продаж за счет доставки на дом и интеграции с сервисами по предоставлению услуг.
Выводы: как проходит цифровая трансформация в России
В России, по итогам 2020 года, по уровню цифровизации лидируют банки и финансовые организации, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль. В крупнейших компаниях за 2020 год число пилотных digital-проектов выросло на 38%; 85% применяют решения на базе ИИ.
На данном этапе у тех, кто только начинает процесс трансформации, очень мало шансов успеть за лидерами рынка. Это стало необходимым условием для выживания и поддержания конкурентоспособности корпораций.
Важно внедрять не отдельные цифровые инструменты и сервисы, а полностью перестраивать мышление и бизнес-процессы внутри компаний, трансформировать логистические цепочки и унифицировать клиентский опыт. В этом случае завоевание новых позиций и выход на новые рынки для корпораций станут ближе.