«Трансформация бизнеса — это триатлон»: эксперты BCG об уроках 2020 года
Об экспертах
Авторы «руководства по выживанию в эпоху неопределенности» — книги «Больше чем просто великие» — представляют BCG, одну из крупнейших консалтинговых компаний мира.
- Ариндам Бхаттачарья, старший партнер офиса BCG в Нью-Дели. Специализируется на стратегиях роста компаний, а также на вопросах конкурентоспособности промышленных предприятий. В фокусе многих его научных работ — темы глобализации и глобальных бизнес-моделей. Соавтор книги «Глобальность: как конкурировать со всеми отовсюду и за все».
- Николаус Ланг, старший партнер в мюнхенском офисе компании. Мировой эксперт в области связи, автономных транспортных средств и машиностроения. Является основателем и директором Центра инноваций в области мобильности BCG, лидер команды экспертов по городской мобильности и разработчиков цифрового бизнеса. Ланг также автор ряда публикаций на тему глобализации, глобальной цифровой трансформации, геополитики и влияния глобальных изменений на торговлю.
— Подзаголовок вашей книги — «Девять стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху социальной напряженности, экономического национализма и технологической революции». Прошлый год неожиданно дал многим компаниям возможность проверить действенность ваших советов. Какую стратегию в эпоху пандемии выбрали вы сами и весь консалтинговый сектор?
А.Б. Консалтинговый сектор повернулся в сторону трех вещей: построения более устойчивой операционной модели, цифровизации своих процессов и усиления клиентоориентированности. Сфера консалтинга заточена на то, чтобы решать вопросы лицом к лицу с клиентами, а с приходом в нашу жизнь коронавируса мы стали оказывать услуги уже в новом формате хоум-офиса. Мы много говорим об этом в книге, о том, как стать более открытыми для клиентов в новой среде.
Н.Л. Я бы отметил тот факт, что спрос на консалтинговые услуги вырос у тех секторов экономики и компаний, которые ранее в этом не слишком нуждались. Это, к примеру, туристические агентства, медицинские компании и страховые фирмы. В целом, BCG неплохо преодолел этот шторм.
«Стабильный мир — уже в прошлом»
— 2020 год заставил поменять не просто наши привычки, а рабочую парадигму. В книге вы утверждаете, что настоящая корпоративная трансформация — это не марафон, а триатлон. Что под этим подразумевается?
Н.Л. Когда мы используем такие сравнения, мы имеем в виду, что бизнесу нужно не просто преодолеть какие-то краткосрочные испытания. Ему нужно адаптироваться к новой среде. Если компания начинает трансформироваться, то этот процесс становится непрерывным. И ваша марафонская, спринтерская или какая угодно дистанция проходит не на стадионе с удобным покрытием и скамейками для зрителей, а по пересеченной местности, чей ландшафт постоянно меняется! Времени на передышку в этих условиях нет, и после такой «кризисной пробежки» будет ошибкой возврат к старым методам работы.
А.Б. Добавлю, что в постоянных гонках компании нужно успеть поменять свою модель восприятия мира. Как бы это сложно ни было, нужно признать: стабильный мир — уже в прошлом.
— Откуда должен происходить запрос на трансформацию? Это воля руководства или желание сотрудников?
А.Б. Мы сходимся в том, что сердце, голова и руки — это три единства для развития. Многие компании строят отличные планы и хорошо делают свое дело, однако забывают про «сердце» — своих сотрудников. А они должны быть в центре всего. Если вы зажжете людей своей идеей и энергией изменений, то трансформация не вызовет негатива. Далее вашей целью будет сделать так, чтобы восприимчивость к изменениям стала частью культуры ваших подчиненных.
— Какие уроки должен извлечь бизнес из последнего кризиса? Можете назвать три важнейших?
А.Б. Первый урок: понимание потребностей клиента важнее, чем создание лучшего по качеству или функциональности товара. Теперь уже неважно, где живут ваши покупатели. Важно лишь доскональное знание их привычек и предпочтений. Тот, кто осознает, в чем действительно нуждаются его клиенты, будет успешен.
Второй: собирайте и используйте данные. Это теперь наивысшая ценность и ключ к выполнению первого урока.
Третий: создавайте выгодные условия для обучения сотрудников. Сегодня у людей, особенно молодых, фокус не на карьере, а на опыте, который они могут получить на работе. Та компания, которая даст больше опыта и возможностей для обучения, получит лучших работников.
Н.Л. Мои три урока такие. Первый: не стремитесь сразу к глобализации. Попробуйте сначала увидеть, как ваш бизнес меняет мир и жизнь локальных сообществ. Например, бразильская компания Natura Cosméticos, которая не так давно совершила слияние с компанией Avon, начинала свой путь продаж органической косметики, фокусируясь на местных товарах в производстве и рынке в пределах страны.
Второй: шоковые условия для работы могут продолжиться. Держите в голове мысль о том, что правила игры могут резко измениться.
Третий: нельзя что-то придумать и спокойно отдыхать, глядя на то, как идет дело. Ваш бизнес теперь не островок спокойствия, а место для инноваций и изменений.
«Мир образования превратится в большой маркетплейс»
— Раз уж мы заговорили об уроках: какова роль образования в современном мире и какую ценность оно сегодня представляет для людей?
А.Б. Сейчас вся ситуация вокруг образовательного рынка перевернулась. Раньше университет играл главную роль, но теперь на арену выходят компании с собственными лабораториями, воркшопами и программами. Возможно, в будущем мир образования превратится в большой маркетплейс, где людям будет гораздо легче выбирать, где им учиться, чтобы потом выйти на работу.
Н.Л. Я соглашусь и скажу, что сегодняшнее образование уже живет в синтезе с реальными компаниями и бизнесом. Кроме того, роль фундаментального образования по-прежнему будет большой, однако ему будет уделяться все меньше и меньше внимания по сравнению с реальными прикладными навыками и цифровыми компетенциями.
— Допустим, я отказался от схемы вуз — работа и захотел запустить свой стартап. В какую сторону мне двигаться? Есть ли вообще сегодня понимание, на что делать ставку, чтобы проект получил больше внимания и, как следствие, — успеха и инвестиций?
Н.Л. К сожалению, нет такого сектора, который был бы более успешен для старта. Я разве что могу посоветовать обратить внимание на такие сегменты, как развлечения, органическая еда и велнес-сектор. Скорее всего, там будет работаться чуть легче, чем при запуске своей ресторанной сети. Но подчеркну, что успех зависит во многом от вашего таланта как менеджера, а не от выбора сферы, в которой вы хотите развития.
А.Б. Главное — почувствовать не то, куда идти, а как вы будете работать с клиентами. Начинающим предпринимателям я бы сказал следующее: думайте о конкурентном преимуществе. Решение или проект, которые совпадают с нуждами клиентов, самостоятельно займут нужную нишу, в какой бы сфере они ни были запущены.
«Это будет дивный новый и более сложный мир»
— Многие называют кризис временем возможностей. Какие, по-вашему, новые горизонты он дал бизнесу?
Н.Л. Отличительная особенность кризиса прошлого года, последствия которого мы чувствуем до сих пор, в том, что он затронул всех. И даже те, кто занимался онлайн-торговлей и доставкой товаров, работают на износ из-за повышенного спроса. Кризис потряс бизнес, и никто не был к нему готов, по крайней мере я таких компаний не знаю.
Если что-то и можно назвать возможностью в этой ситуации, то я бы отметил возникшие новые формы и способы работы, включая удаленную. Это будет в будущем иметь положительный эффект, например, на климатическую обстановку. Ну и в целом то, как мы научились работать теперь уже в любых условиях, впечатляет.
А.Б. На мой взгляд, компании нашли в кризисе возможность сократить расходы так, чтобы не потерять в качестве. Особенно четко это видно на примере туризма. Те отели, которые стали меньше брать за номер, получили новую, большую клиентскую базу. И ради такого роста они вряд ли будут возвращать цены на прежний, докризисный уровень.
Другой возможностью для бизнеса станет развитие своего риск-менеджмента. Это направление позволит рассматривать сразу несколько стратегий, просчитывать разные варианты и, как следствие, лучше готовиться к будущим переменам, которые нас явно еще поджидают.
— А как быть сотрудникам в эпоху перемен? Какие навыки нужно развивать?
А.Б. Уверен, что им поможет тренировка навыка работы в маленьких коллективах на краткосрочных задачах, а также умения общаться в глобальных командах из разных стран с необходимостью подстраиваться под менталитет и часовой пояс.
Н.Л. Преуспеет в карьере сегодня тот, кто сможет работать в agile-структурах и средах. Тот, кто сумеет совместить в себе навыки работы над программным обеспечением и сервисными решениями, займет лидирующие позиции в организации. Цифровые навыки тоже важно оттачивать: от программирования до UX/UI-дизайна.
— Как будет выглядеть мир, в котором каждая компания возьмет вашу книгу «Больше чем просто великие» за основу и станет такой?
А.Б. Это будет дивный новый и более сложный мир. Сейчас он проходит через большие перемены. Геополитическое мироустройство, роль государств, финансовые рынки — все либо поменялось, либо меняется прямо сейчас. С одной стороны, мир будет более разделенным, диверсифицированным, чем в 1990-е годы. С другой, благодаря интернету и технологиям он будет более интегрированным и близким. Понятное дело, что все это только прогноз. Но одно мы точно знаем: формирование этого мира и ответственность за него во многом ляжет не только на плечи государства, но и компаний.
Девять стратегий для тех, кто хочет стать больше чем великими
- Переосмыслите профильные направления бизнеса так, чтобы вносить вклад в благосостояние общества и, соответственно, обеспечивать долгосрочный, стабильный совокупный акционерный доход, вместо того чтобы рассматривать социальную ответственность как непрофильный вид деятельности.
- Предлагайте востребованные цифровые решения и персонализированные формы взаимодействия, а не только материальные продукты или услуги.
- Растите не везде и сразу, а избирательно, то есть в тех направлениях, где можно рассчитывать на рентабельную долю рынка, используя при этом не отягощенные активами стратегии, которые отвечали бы требованиям локальной специфики, вместо того чтобы претендовать на универсальность.
- Дополните традиционные цепочки создания ценности «цифровыми экосистемами» — динамичными «сетями источников ценности», способными создавать и реализовывать на практике решения, результаты и формы взаимодействия, которые хотят видеть потребители.
- Инвестируйте в высокие технологии, мультилокальные заводы и модульные центры доставки, которые, в сочетании с возможностями снижения издержек, позволят представлять индивидуализированные предложения, действуя гибко и быстро.
- Формируйте глобальную архитектуру данных и аналитический потенциал, позволяющий преобразовать данные из локального «выхлопа» хозяйственной деятельности в глобальное «топливо», позволяющее добиться преимущества в бизнесе.
- Откажитесь от традиционной матричной организационной модели в пользу гибких и адаптивных, ориентированных на потребителя команд, деятельность которых обеспечивается возможностями платформы.
- Привлекайте, повышайте квалификацию, вдохновляйте и развивайте технологически подкованных и заинтересованных сотрудников.
- Стройте культуру непрерывной трансформации взамен традиционных обособленных инициатив проведения изменений.