Облачный маркет: как магазинам пережить «черные пятницы»
Почему облако популярно в ретейле
Облака играли в розничной торговле заметную роль еще до пандемии коронавируса. В 2019 году исследование Accenture показывало, что более двух третей (76%) руководителей в индустрии считают мобильные решения, социальные сети и облака ключевыми компонентами своих ИТ-стратегий.
Актуальный интерес ретейла к облачным сервисам имеет как минимум две причины.
1. Внедрение в индустрии новых технологий — прежде всего, Big Data-аналитики, машинного обучения, искусственного интеллекта и интернета вещей. Они позволяют выявлять тренды по каждому товару, категории или бренду, отслеживать производительность подразделений и находить точки для оптимизации, предсказывать поведение покупателей.
Но решения в области машинного обучения, ИИ и IoT требуют больших вычислительных мощностей: запускать их на собственной физической ИТ-инфраструктуре слишком сложно и дорого. Поэтому даже крупные игроки используют для этого облачные решения.
Так, например, во время февральского брифинга CTO Walmart Cуреш Кумар, рассказал о цифровой трансформации крупнейшей мировой розничной сети ($559 млрд выручки за 2020 финансовый год). Компания уже перенесла в облако 1,7 петабайт (1 700 терабайт) данных. Для эффективной аналитики и работы с таким количеством информации Walmart использует облачные технологии Data Lake, Machine Learning и уже тестирует решения в области дополненной реальности. По мнению Кумара, 2020 год показал, что своевременная и быстрая миграция в облако оказалась «самым дальновидным» технологическим решением Walmart за последнее время.
2. Резкое изменение спроса и необходимость быстро перенести процессы в онлайн на фоне антиковидных ограничений показали, что облачные технологии – это самый эффективный способ решения таких задач.
Но к началу пандемии в онлайне были представлены далеко не все игроки. По подсчетам Microsoft, 36% компаний малого бизнеса по-прежнему не имеют веб-сайта.
Для запуска онлайн-площадок и их масштабирования компании, опять же, использовали облачные сервисы. Подбор, закупка и запуск собственных серверов заняли бы месяцы, а действовать требовалось здесь и сейчас.
Карантинные меры приучили к онлайну не только потребителей, но и ретейлеров, констатируют в Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ). По данным организации, 71% онлайн-покупателей готовы заказывать товары с доставкой не только во время карантина. А в более отдаленной перспективе многие сегменты онлайн-торговли «получат в онлайне дополнительные возможности для бизнеса и уже не будут так сильно зависеть от физических магазинов», прогнозируют в НАФИ.
Данные компании Fujitsu также подтверждают усиление фокуса на облака в ретейл-индустрии. Согласно недавнему исследованию компании, 39,8% организаций в отрасли намерены увеличить ИТ-бюджеты. Среди основных направлений, в которые они собираются инвестировать, — цифровая трансформация, коммуникации и нетворкинг, и, конечно, облачные сервисы.
Что облака дают торговле
Использование облаков в ретейле имеет свою специфику. Помимо стандартных преимуществ для бизнеса — более высокой скорости вывода новых продуктов и услуг на рынок, снижения капитальных и операционных расходов — эти решения улучшают важные именно для розничной торговли показатели.
- Отказоустойчивость и гибкость
У каждой десятой компании сайт «падал» во время последних крупных распродаж — «Черной Пятницы» или «Киберпонедельника», отмечают исследователи Google. В ходе проведенного опроса 72% руководителей заявили, что хотя бы раз сталкивались с отключением сайта за последнюю пятилетку.
И это при том, что ретейлеры тщательно готовятся к пиковым нагрузкам. Более 80% из них принимают специальные меры — прежде всего, по усилению технической инфраструктуры.
Такие меры вполне оправданы: 91% покупателей покинут сайт, если он работает слишком медленно. И тем более, если он не работает вообще.
Хостинг платформ для электронной коммерции на облачной инфраструктуре помогает избежать таких проблем. Для размещения магазинов операторы предоставляют гибкие и масштабируемые ресурсы, позволяющие исключить сбои в работе и снижение скорости.
Так, на облачной платформе SberСloud.Advanced российской компании SberCloud ретейлеры могут сочетать сервис Elastic Cloud Server (легко конфигурируемые и масштабируемые виртуальные серверы) и услугу Auto Scaling (динамическое масштабирование количества виртуальных машин). С помощью облачных решений можно практически в режиме реального времени отслеживать нагрузку на сайт или интернет-магазин и автоматически увеличивать, и уменьшать пул ИТ-ресурсов, необходимых для их корректной работы.
«Это дает ИТ-инфраструктуре практически любого ретейлера — а сейчас почти не осталось офлайн-ретейла в его классическом виде — критически важную отказоустойчивость, способную выдержать любые пиковые нагрузки — как сезонные, так и во время различных акций и распродаж», — объясняют в SberСloud.
Услуги, как правило, оплачиваются по мере потребления мощностей. Поэтому в период снижения спроса, когда объем необходимых ИТ-ресурсов уменьшается, ретейлеры экономят деньги.
- Управление запасами и цепочкой поставок
Главный актив ретейлера — запасы продукции, которые в нужный момент должны быть в наличии на полках магазина или складе. Без этого покупатели не смогут сделать покупки и уйдут разочарованными.
Облачные технологии помогают более эффективно управлять запасами, избегая дефицита товаров. Некоторые операторы предлагают клиентам специальные платформенные решения RaaS (Retail-as-a-Service), позволяющие отслеживать запасы в тысячах магазинов по всему миру и управлять ими из одной точки.
За счет использования облачных сервисов также обеспечивается лучшая видимость и управляемость цепочки поставок. В итоге компании могут оптимизировать запасы и логистику в режиме реального времени и предоставлять покупателям весь необходимый ассортимент.
- Аналитика и персонализация
Использование Big Data и облачная аналитика дают массу информации о покупательских предпочтениях и привычках. Речь идет не только выборе товаров, но также о вариантах доставки, любимых местах для покупок и множестве других параметров.
По словам Правина Пиллаи, который отвечает в Google за решения для розничной торговли, сегодня 80% покупателей ожидают персонализированного сервиса и data-driven подхода от компаний, с которыми они взаимодействуют. Ретейлерам нужны инструменты аналитики и прогнозирования, чтобы предложить покупателям именно то, что хотят, подчеркивает Пиллаи.
Глобальный рынок аналитики для ретейла предварительно оценивался в $4,3 млрд по итогам 2020 года. Ожидается, что в ближайшую пятилетку он вырастет почти в три раза — до $11,1 млрд. Среди основных драйверов — постоянное увеличение объемов данных и внедрение облачных технологий.
«Ретейл — один из самых высококонкурентных сегментов рынка, и там очень велика роль аналитики данных, работы с Big Data», — объясняют в SberCloud. Для этих целей компания предлагает торговым организациям различные облачные PaaS-сервисы, в том числе распределенную поисковую систему Cloud Search Service, автономную распределенную систему графов Graph Engine Service и мощную бессерверную инфраструктуру Data Lake Insight. Последняя предназначена специально для работы с Big Data, поддерживает потоковую передачу информации, управляемые базы данных и интеграцию с сервисами визуализации.
Кто из ретейлеров внедряет облака
Решения на базе облачной инфраструктуры применяют многие лидеры отрасли. Вот лишь несколько свежих примеров из пандемийного 2020 года.
- IKEA
«Представьте, что через канал электронной коммерции вы каждый день получаете столько же заказов, сколько в «Черную пятницу», — говорила директор по цифровым технологиям IKEA Retail Барбара Мартин, рассказывая о внедрении облаков на фоне пандемии. По ее словам, благодаря облачным технологиям компания ускорила цифровую трансформацию и смогла вовремя отреагировать на изменение потребительского поведения.
Используя облачные сервисы, IKEA расширила омниканальные функции, превратила закрытые магазины в центры обработки и сбора заказов, подключила бесконтактные услуги Click&Collect. И одновременно — нарастила ресурсы для управления большими объемам веб-трафика и онлайн-заказов.
- Aldo
Сеть обувных магазинов Aldo использует в торговых точках мобильное приложение. Через него консультанты отправляют запросы на склад, когда покупатель просит тот или иной размер. Если размера нет в наличии, приложение рекомендует альтернативу.
Однако программный интерфейс приложения (API) и базы данных опирались на разные технологии, и это приводило к сбоям и задержкам. Поэтому компания решила перейти со своей платформы мобильной разработки на облачную. Теперь Aldo использует облачные сервисы, чтобы создавать гибкие API для безопасного доступа и объединения данных из разных источников. А мобильное приложение для продавцов работает в режиме реального времени и показывает более высокую производительность.
- Walmart
В 2020 году старейшая американская торговая сеть Walmart представила инвесторам свою облачную стратегию.
Долгое время компании приходилось работать на базе устаревшего технологического стека, который расширялся по мере приобретения других игроков. ИТ-инфраструктура и ПО нуждались в упрощении и модернизации.
В результате Walmart решила переехать в облако, попутно оптимизировав технологии. «Мы перестраиваем приложения, чтобы они могли использовать все те преимущества, которые облако способно предложить», — подчеркивал директор по технологиям и развитию Суреш Кумар на встрече с инвесторами.
Ранее компания построила собственную облачную сеть для обработки данных клиентов. Но, несмотря на наличие своих мощностей, Walmart также пользуется общедоступными облаками от внешних операторов, отмечал Кумар.
Как не отстать от рынка
Предприятия ретейла уже сейчас лидируют среди различных отраслей экономики по объему использования облачных услуг, и в дальнейшем эта ситуация вряд ли изменится. Эксперты Telefonica cчитают, что к 2022 году глобальный объем продаж на рынке только электронной коммерции вырастет до $6,54 трлн. При этом в 2019 году этот показатель составил «всего» $3,53 трлн. Для обеспечения такого быстрого роста ретейлерам придется очень быстро наращивать мощность своих ИТ-систем, и альтернативы облакам у них просто нет.
Сложившаяся на фоне пандемии обстановка — вызов для ретейла, но «со временем она улучшится», уверены аналитики Accenture. И когда это случится, игроки, которые не использовали кризисное время для преобразований, могут оказаться в проигрышном положении.
Это не означает, что нужно просто переместить еще больше существующие систем и приложений в облако, подчеркивают в компании. Но эксперты уверены, что благодаря облачным решениям ретейлеры могут переосмыслить свой бизнес. И в конечном счете — превратиться в компании, способные постоянно внедрять инновации и быстро адаптироваться к любым изменениям.