Леонид Парфенов — о том, как на нас влияет советское прошлое
Леонид Парфенов — журналист, писатель и общественный деятель. Автор телепроектов «Намедни» и «Российская империя». Пятикратный лауреат ТЭФИ. Ведущий цикла передач «Намедни. Наша эра» и интернет-шоу «Парфенон». Мы поговорим с Леонидом о том, как советское прошлое продолжает влиять на нас в современной России — на работе и в обществе.
Беседа прошла в Clubhouse-комнате РБК при поддержке сообщества «Дача». На встрече обсудили:
- как советское прошлое влияет на нас в контексте потребления контента, продуктов и услуг;
- как работает современный российский бизнес;
- что изменилось в гендерных праздниках, которые пришли к нам из Советского Союза;
- какой контент нужен людям сегодня;
- как формировался рынок рекламы в России;
- как делать контент, который останется актуальным.
Хайлайты разговора
Постсоветский потребительский бум закончился в 2014 году. После «обнуления» страны в 1990-е годы общество 2000-х с жадностью набросилось на продукты и услуги западного образца. Это связано с желанием насытиться за голодное на впечатления и комфорт прошлое. Бум заметно стих, когда стал слишком дорог импорт. Современные всплески потребления из-за страхов перед возможным дефицитом в кризисные времена — не советское наследие, а нормальная реакция любого общества, которую мы наблюдаем и в абсолютно либеральных странах.
Частный бизнес в России стремительно развивается, а все, что осталось государственным, напоминает советскость. Госмонополии и квазигосмонополии неэффективны, потому что в них до сих пор сохраняются советские стандарты и на ведение дел, и на человеческую этику. Очевидно, что все это будет уходить в прошлое в силу возраста «красных директоров» и сменяемости поколений.
23 февраля и 8 марта — советские анахронизмы. Как и все праздники в СССР, они имели идеологический характер и выглядели казенно. 8 марта постулировался образ советской женщины, объединившей в себе мать и труженицу. Она не реализовывала себя, а выполняла социальную функцию — растить детей, одновременно выполняя пятилетний план. Это далеко от современного феминизма. Праздник 23 февраля вообще не был «красным днем календаря», но хотя бы был актуален, ведь практически все мужское население проходило воинскую службу. В нынешней России, где 364 дня в году патриархат и мало кто стремится в армию, оба праздника оторваны от реальности.
Российский рынок контента искажен присутствием государства. Бум YouTube, TikTok и других площадок в России намного ярче, чем в других странах. У нас почти столько же блогеров, сколько в США, при вдвое меньшем населении. Это происходит из-за дефицита контента на ТВ, где мы не видим ничего ни правдивого, ни проблемного. Многие вещи, выходящие в интернете, могли бы пойти в телеэфир, но это совершенно немыслимо в нынешней парадигме. Тот же феномен Clubhouse говорит, что аудитория соскучилась по искренности в высказываниях. Запрос на нее стал трендом, и эта ситуация в будущем только усугубится.
Реклама в 1990-е годы воспринималась как «сокровенное знание о новой жизни». Для не избалованной визуальным зрелищем публики «вылизанные» картинки вестернизированной рекламы были огромным впечатлением. Она воспринималась на ура, ведь рассказывала о новом мире западных продуктов, товаров, услуг и слов. Факт, что реклама выходит в телеэфире, уже означал, что она не может быть лживой.
В современной отечественной рекламе ценится провокативность и креативность. Когда научились переводить российские реалии в американские подходы, общество постепенно перестало верить в рекламу как в миф. В ней ценят едко и метко сказанное словцо. Чтобы ее подхватили, важно, какой «вау-эффект» она дает. В этом заключается российская специфика создания и восприятия рекламы и вообще сетевого контента, который во много исполняется в стилистике слоганов.
В создании контента важен блогерский подход и феноменология. Нужно уметь объяснять инфоповоды и их феномен, показывая новизну и влияние. Если говорить о рекламе, ее культура и этика в России только начинает формироваться — она в состоянии подростка пубертатного периода. Поэтому важно интересно преподносить ее и внедрять в контент, чтобы ее не хотелось пропустить. Этот подход существует со времен телепередач 1990-х, в которых рекламу разрабатывали сами авторы.
Разговор с Леонидом Парфеновым проходил в Clubhouse при поддержке сообщества «Дача» и РБК Трендов. Ведущие проекта: Альберт Усманов и Ирина Храпченкова.