Как мы выбираем образование и профессию: подкаст «Списать не получится»
Это завершающий эпизод первого сезона подкаста. Ведущий Максим Буланов немного вернется назад, чтобы широко посмотреть на российский контекст образовательной траектории. Для этого он пригласил в студию Екатерину Павленко — аналитика и младшего научного сотрудника Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования в Институте образования НИУ ВШЭ.
В 2012 году Лаборатория начала лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии». Уже более восьми лет исследователи изучают, как живут, учатся и работают почти 5 тыс. человек из 42 регионов России. Екатерина рассказала, что узнали исследователи, как меняются образовательные траектории и есть ли среди участников lifelong learner’ы.
Таймлайн беседы
1:45 — Зачем исследуют траектории образования в профессии
7:00 — Что такое лонгитюдное исследование
9:30 — О чем спрашивают информантов исследования
11:15 — Что узнали исследователи
16:00 — Почему люди не замечают образовательные возможности
21:20 — Как подростку выбрать вуз
24:49 — «Я хочу что-то уметь»: образовательные концепции
32:50 — Есть ли среди героев исследования lifelong learner’ы
Несколько хайлайтов разговора
«Траектории образования в профессии» — уникальное для России исследование, но в США и Великобритании такие разработки начали проводить еще в 1950-70-х годах. Ученые выбирают определенную группу людей — когорту, которую опрашивают в течение нескольких лет, чтобы понять, как разворачиваются их траектории, как и из-за чего меняются обстоятельства.
Такие исследования помогают установить связь текущего момента с тем, что было в прошлом. Лонгитюдные исследования очень трудоемкие и дорогие, поэтому их в мире немного, но полученные данные очень ценны.
Данные исследования открыты — любой исследователь может использовать их для своей работы.
Одна из ключевых тем, которую исследователи пытаются раскрыть с помощью данных — неравенство. Она имеет прямое отношение к тому, как люди принимают решения. Социологическая перспектива помогает видеть то, что люди не замечают.
У неравенства есть два пути. Первый — прямой. Более обеспеченные родители могут дать больше образовательных возможностей ребенку: кружки, репетиторов, оборудование. Дети из таких семей получают более высокие оценки и благополучную траекторию, поступают в университеты. Второй путь — неравенство в выборе и том, как школьники смотрят на свое будущее при одинаковых оценках. Например, дети из семей с более высоким ресурсом принимают другие решения и по-другому.
У человека, который получает не очень высокие оценки в школе, может сформироваться ограниченное представление о своих возможностях в образовании — он не рассматривает все варианты, которые у него есть.
Один из самых распространенных мотивов уйти после 9 класса — поскорее начать работать. За ним стоят совершенно разные вещи. Например, желание скорее стать самостоятельным и обеспечить себе жизнь, которой не было. Стать самостоятельным, чтобы перестать быть обузой или помогать семье. Есть мотив: «Я не хочу больше учиться в школе, я вырос и хочу идти дальше». Ребята начинают чувствовать себя на своем месте в школе.
Родители часто начинают настаивать, чтобы ребенок окончил университет по специальности, на которую поступил, даже если он уже разочаровался. Это такой «черный ящик» — никто не обсуждает конкретное содержание образования. Есть лишь эмоциональная реакция: «Просто доучись, потому что мы не знаем, что с тобой может потом случится». У нас не принимают идею Gap Year — взять год на подумать, потому что страшно думать, где ты будешь целый год.
Чтобы быть lifelong learner’ом, нужны специфические компетенции и представление о себе и мире, которые сложно сформировать в современной школе, если ты не учишься на все пятерки и «не молодец» по критериям системы. Lifelong learner’у нужно чувствовать себя уверенно. Знать, что ты можешь принимать решения и справиться с последствиями этих решений — это не врожденные психологические черты, но современные обстоятельства не включают такой работы.
Возвращайтесь к прошлым эпизодам подкаста в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox и подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить второй сезон. Оставляйте свои отзывы и задавайте вопросы о том, что еще вам хочется узнать в теме образования.
Ссылки эпизода
- Свежая статья руководителя проекта «Траектории в образовании и профессии» Дмитрия Куракина о новых перспективах исследований социального неравенства.
- Подробное описание исследования «Траектории в образовании и профессии» в журнале лонгитюдных исследований на английском языке и на русском языке.
- Спецвыпуск «Журнала социологии и социальной антропологии». В нем содержатся переводы статей, созданных в рамках проекта международных сравнительных исследований образования eduLife. Они дают разносторонний взгляд на проблемы образования и неравенства.
- Книга Джеффри Александера «Смыслы социальной жизни: культурсоциология». Автор дает нестандартный взгляд на место и значение культуры в современном мире и формулирует новую программу ее исследования, которой он дает название «культурсоциология».
- Образование и социальная дифференциация: коллективная монография. Сборник материалов по исследованию социальной дифференциации в российском образовании с разных перспектив и на разных уровнях.
- Все материалы проекта «Траектории образования в профессии».
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!