Как онлайн-игры помогают «прокачивать» лидерские качества
Об авторе: Андрей Шапенко, Ассоциированный профессор, Академический директор программы MBA бизнес-школы СКОЛКОВО.
Лидеры и управленцы
Для начала надо определиться с понятиями, и здесь нам потребуется набившее оскомину разделение между «лидерством» и «управлением».
- Управление — это организация других людей для выполнения задач, за которые вы несете ответственность (то есть, люди вполне могут работать на вас только по внешнему принуждению).
- Лидерство же — процесс влияния на группу людей для достижения общей цели (то есть, они действительно хотят делать свою работу).
Управление нужно в ситуациях, где приоритетами являются порядок, последовательность и процесс, а лидерство — там, где нужно изменение и развитие. Эти два множества пересекаются, но не взаимозаменяют друг друга. Соответственно, мир предъявляет различные требования к лидерам и к управленцам.
Мы уже видим, как сокращается количество необходимых бизнесу управленцев, и функции менеджера (постановка задачи и контроль) вполне успешно берет на себя машина и искусственный интеллект. И здесь большинство исследователей единодушны — благодаря цифровизации процессов и удаленной коммуникации прослойка менеджеров будет редеть. А вот с лидерами все не так просто.
Чтобы понять, кто такие завтрашние лидеры, стоит посмотреть на сферу, в которой будущее уже наступило — многопользовательские онлайн-игры. Кажется, что это детская и подростковая забава, но нет — согласно исследованиям, большая часть игроков относится к поколению старше 25 лет. А сама среда, в которой взаимодействуют игроки, очень похожа на реальный бизнес: есть общие задачи, ограниченные ресурсы, неопределенность, необходимость организации, различные форматы коммуникации и важность лидера.
Академические исследования единодушны — лидеры игровых гильдий в онлайне обладают таким же лидерским потенциалом, как и лидеры, которые работают в корпорациях. Группа ученых из Канады и Турции выяснила, что существует прямая зависимость между рангом игрока в многопользовательской игре и его оценкой по опроснику Multifactor Leadership Quotient, одному из наиболее валидных способов измерения потенциала к трансформационному лидерству. Похожее исследование утверждает, что роли, которые люди предпочитают использовать в онлайн-мире, идентичных их лидерским стилям в реальности.
Без внешней оболочки офиса
Получается, что наше поведение в онлайне не отличается от нашего поведения в офлайне, и предубеждение о том, что в онлайн-играх главенствуют интроверты — не более, чем миф. Поскольку лидерство — это социальный процесс, то для того, чтобы быть эффективным лидером в виртуальных условиях, надо делать все то же самое, что и в реальных через другие каналы коммуникации. С переходом на удаленку суть лидерства не меняется — это все та же способность вдохновить на достижение общей цели.
Что же меняется? По всей видимости, все, что связано со статусом и внешними атрибутами: большой кабинет, длинный стол из красного дерева и дорогая одежда больше не помогают, так как все мы общаемся на встречах в Zoom кто в чем — некоторые в домашней одежде или даже в пижамных штанах. Остается ядро — человеческие отношения, построение связей, создание психологической безопасности, мотивация к риску и достижениям, ощущение «надежной базы».
Мы учимся новым социальным навыкам и новому поведению исключительно через опыт. А где можно получить этот опыт без риска поражения и провала? Онлайн-игры могут стать прекрасным полигоном для развития soft skills, включая лидерство. На мой взгляд, это следующая big thing в образовании. Мы уже видим первые сигналы дивного нового мира — многопользовательские игры используются для проведения уроков и рабочих совещаний, а Вятский государственный университет в эпоху пандемии выдавал дипломы в Minecraft.
Онлайн-пространство уже приближается к реальному миру по своей насыщенности, реалистичности и уровню коммуникаций между людьми. Единственное, чего ему пока не хватает — это рефлексии, осмысления, и концептуализации, без которых полученный игровой опыт не имеет никакого смысла. Если достроить онлайн-игры подобным осмыслением, то они могут превратиться в идеальную площадку для удаленного развития лидерских навыков.
Помните фильм «Первому игроку приготовиться»? Он не только о том, как наш мир может превратиться в онлайн-утопию, но и о том, как человек может изменить свою идентичность, «примерив» на себя новые роли в вымышленной вселенной. Изменяя своего героя и пробуя новые форматы взаимодействия, можно стать кем-то другим и приобрести новую, ранее типичную для себя роль. Например, роль лидера.
Бизнес-школы вовсю используют разные онлайн-симуляции: например, Everest, где команда студентов оказывается в сложнейших условиях восхождения на высочайшую вершину мира и вынуждена принимать массу неоднозначных решений. В процессе игры студенты активно взаимодействуют друг с другом, а потом осмысляют это взаимодействие под руководством профессора. Симуляция крайне успешна — в нее играют сотни школ по всему миру. Но что будет, если достроить ее виртуальным миром с полным погружением в необычную для себя ситуацию?
Не удивлюсь, если через несколько лет бизнес-образование будет происходить не в классе, а в условиях других планет, Дикого Запада или Средневековья. Вместо менеджеров в костюмах и галстуках вокруг будут джедаи, зомби и гоблины. Через преодоление препятствий, выход из эмоциональной зоны комфорта, опробование новых шаблонов поведения, поражения и рефлексию участники подобных программ будут менять себя и становиться более эмпатичными, эффективными, уверенными и успешными. Это будущее уже здесь, просто оно еще не полностью наступило.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!