Reuse, Renew, Recycle: как 2020 год стал переломным для «зеленой» моды
Об эксперте: Таня Нудельман, сооснователь проекта «Ничего нового» — издание про вторичное потребление, агрегатор предложений на российских и международных fashion ресейл-платформах.
Циклическая экономика
Цифровизация формирует новые отношения между поставщиками, брендами, ретейлерами, покупателями, а еще способствует трансформации индустрии моды в модель, основанную не просто на продаже одежды, а еще и на долгосрочном использовании. Все это очень похоже на Uber в автомобильной индустрии, Spotify в музыкальной и Airbnb в индустрии гостеприимства. На наших глазах происходит переход от модели потребления к модели владения. В итоге возникает гораздо более устойчивая система, которая позитивно влияет и на бизнес, и на планету.
Что касается цикличности, здесь еще интереснее. В циклической экономике каждому участнику отведена своя роль: поставщики и производители отвечают за производство возобновляемых материалов, которые потом можно будет перерабатывать еще не один раз, тем самым сохраняя природные ресурсы (Circular in Materials). Дизайнеры и бренды создают продукты и упаковку, которая будет иметь длинный цикл жизни. Они же поддерживают и стимулируют локальные сообщества и искусство ручного труда (Circular in Design). И, наконец, ретейлеры и покупатели задействуют все возможные инструменты для вторичного использования продукта: ресейл, аренда, обмен, уход за вещами, переработка, апсайкл (Circular in Re-Use).
Почему именно индустрия моды?
Традиционно индустрия моды всегда была основана на линейном подходе, предполагающем модель потребления: произвести — продать — отправить в отходы. В результате эта незамысловатая цепочка привела к глобальному загрязнению окружающей среды и истощению ресурсов. Каждую секунду в мире закапываются или сжигаются текстильные отходы, которые вместились бы в один грузовик. По статистике, средний американец избавляется от 37 кг одежды каждый год. А по миру ежегодно собирается приблизительно 92 млн т текстильных отходов. Уже к 2030 году ожидается, что этот объем достигнет 134 млн т.
Вместе с тем мы стали намного больше покупать — в среднем, сегодня потребитель приобретает на 60% больше текстиля, чем 15 лет назад. В одной только Британии ежеминутно покупается более 2 т одежды, что превышает показатели любой другой страны Европы. А если смотреть глобально, в мире каждый год покупается 56 млн т. Если все будет продолжаться с той же динамикой, то к 2030 это число вырастет до 93 млн т.
Можете себе представить, под каким давлением с такими цифрами находится фэшн-индустрия. Тонны использованных и выброшенных вещей, обуви и аксессуаров оказываются на свалках, хотя с помощью инновационных технологий можно переработать и заново использовать до 95% этих отходов. К сожалению, на сегодняшний день лишь 1% материалов, используемых для производства одежды — это переработанное сырье.
Что нужно знать об экологичной моде
В 2020 году в индустрии моды, пожалуй, самым часто упоминаемым словосочетанием стало устойчивое развитие (sustainability), при котором на первый план выходят экологические и этические вопросы. Результат такого подхода — уменьшение урона, наносимого природе от неправильного производства и утилизации вещей. Какого-то одного решения не существует, необходим комплекс мер, которые изменят бизнес-модели и поведенческие паттерны потребителя.
Именно понятие «устойчивое развитие» стало причиной феноменального взлета компаний по аренде одежды и ресейл-платформ. Лидер в индустрии аренды одежды Rent the Runway уже оценивается в $1 млрд, а общая стоимость рынка вторичной одежды достигнет $41 млрд к 2022 году.
Еще одна важнейшая составляющая sustainability — переработка или ресайклинг, что означает «повторный цикл». Ресайклинг подразумевает полную переработку материалов с целью создания новых вещей. В последние годы переработанный текстиль занял особую нишу в фешн-индустрии: ресайклингом интересуется потребитель, его поддерживают правительства и фонды, в переработку инвестируют глобальные корпорации, а значит этот тренд будет только расти.
Быть ответственным или умереть
Возрастающий рост потребительского интереса к ресайклингу диктует брендам определенное поведение. У бренда просто не остается выбора, кроме как быть ответственным и стимулировать инновации в переработке, проводить исследования с целью создания новых материалов, модифицировать процессы производства с целью уменьшения вредных выбросов в атмосферу. И, конечно, вести просветительскую работу с потребителем. Последние несколько лет бренды активно призывают покупателей к сдаче в переработку ненужной одежды. Предлагают для этого бесплатную доставку или еженедельные вывозы из дома, организуют пункты сдачи одежды, предоставляют скидочные купоны и прочие бонусы.
Конечная цель всех этих активностей — создать замкнутую систему с цикличной моделью производства, где исходный материал используется заново и перерабатывается снова и снова.
Лидеры на рынке ресайклинга
Pangaia —молодой, но уже очень известный бренд, который видит своей миссией защиту планеты через инновационные материалы. Недавно бренд aнонсировал партнерство со стартапом Kintra, который изобрел ткань, в точности воспроизводящую эластичность, долговечие и влагостойкость синтетики. Ткань при этом может разлагаться. Это значит, что курткой, которую вы больше не носите, можно «удобрять» свой сад или огород.
Prada, известная в том числе своими вещами из нейлона, к 2021 году решила полностью перейти на переработанный нейлон: этот полимер можно неоднократно перерабатывать без потери качества.
IKEA выпустила коллекцию домашнего текстиля из переработанного океанического пластика. Выловленный пластик очищают, сортируют, механически перерабатывают, смешивают с переработанными ПЭТ-бутылками и превращают в пряжу и ткань.
Еще один ретейл-гигант — Uniqlo — выпустил куртки из переработанного пуха. Его взяли из 620 тыс. пуховиков из коллекции Uniqlo U, которые собирали в Японии весь прошлый год.
Пионер этичного производства дизайнер Стелла Маккартни в сотрудничестве с Adidas выпустила в 2019 году ограниченную серию толстовок — одну из первых полностью перерабатываемых моделей бренда. Помимо этого, сам Adidas уже несколько лет сотрудничает с организацией Parley for the Oceans, создавая кроссовки с верхом из переработанного океанического пластика.
Vans запустил пилотную версию программы по утилизации старой или ненужной обуви в Южной Калифорнии. Обувной бренд заключил партнерство с компанией TerraCycle, занимающейся переработкой вторсырья, чтобы делать из старых кед новые предметы — от чехлов для телефонов до парковых скамеек.
Этот список не был бы полным без Patagonia — бренда верхней одежды, который начал использовать переработанный пластик еще 1993 году. У компании также есть собственная схема ресайклинга — любую вещь бренда, которую уже нельзя починить, клиент может вернуть в магазины Patagonia для дальнейшей переработки.
Пионеры ресайклинга
reGAIN — первое приложение в Великобритании, разработанное для утилизации ненужной одежды и текстиля, запущено в апреле 2018 года. С тех пор reGAIN сотрудничает с Superdry, Asics, New Balance, Boohoo и Missguided, а также с компаниями Expedia, Hotels.com, EVE Sleep и BodyBuilding.com. Спустя год после запуска reGain заключили сотрудничество с брендом PrettyLittleThing — покупатели PTL могут сдать через приложение ненужную одежду, обувь и аксессуары в обмен на коды скидок для их следующей покупки в PrettyLittleThing.
Немецкая компания I: Collect осуществляет сортировку вещей, сотрудничает с глобальными брендами, беря под свой контроль все дальнейшие этапы — хорошую одежду отправляет благотворительным организациям, а на переработку отдает ту, которую уже нельзя носить.
Фонд Эллен Макартур совместно с правительством Нью-Йорка запустил проект по созданию более 1 тыс. пунктов приема использованной одежды. Благотворительная организация уже консультируется с китайскими властями и планирует запуск подобного проекта в крупнейших городах Азии.
Экологичные ткани и апсайклинг
Тренд последних лет — создание экологичных альтернатив привычным нам тканям, например, хлопку, синтетике, коже и пластику. В обычном технологическом процессе на их производство затрачивается огромное количество ресурсов. Почему бы не научиться производить ткани из натуральных материалов? Главный плюс таких материалов — они легче перерабатываются.
Например, Orange fiber — материал на основе волокон крапивы, похожий на вискозу - делают из жмыха от производства апельсинового сока.
Есть возможность превращения в одежду и других видов отходов, например, молока. Когда молоко скисает, оно разделяется на сыворотку и белковые хлопья. «Когда вы снимаете сыворотку, у вас остается что-то вроде творога. Этот творог помещается в машину, которая работает как машина для лапши», — говорит дизайнер Анке Домаске (Anke Domaske), основательница QMilk, компании, которая разрабатывает новые типы биоразлагаемых волокон в Хеммингене, Германия. «Вместе с водой вы создаете тесто. Тесто пропускается через тончайшие отверстия и в итоге получается не лапша, а волокна, которые тоньше волос. Затем эти волокна прядутся в нити, которые имеют шелковую текстуру. Полученный материал может быть использован для изготовления трикотажа. Очень важно, что одежде, сделанной полностью из волокон QMilk, больше не нужна переработка, ее можно просто компостировать дома»- говорит Домаске.
QMilk — не единственная компания, создающая текстиль из необычных источников. Например, из ананасовых листьев производят экологичные кожзаменители — материал под названием Piñatex уже используют многие бренды, в том числе H&M. Не поверите, но ткани научились производить даже из водорослей, грибов, кофейной гущи и панцирей креветок.
Небольшие бренды не всегда могут позволить себе дорогостоящие технологичные решения, поэтому идут другим путем — используют технику апсайклинга (upcycling) — создание новых вещей из старых. Берется старая, поношенная вещь или материал и трансформируется в совершенно новые предметы гардероба. Одежда, сделанная с использованием техники апсайклинг присутствует не только у дизайнеров-энтузиастов, но и у известных брендов. Это позволяет дать вторую жизнь одежде и тканям и стимулирует творческий подход.
Главное отличие апсайклинга от ресайклинга в том, что в апсайклинге дизайнеры используют целые материалы для создания новых вещей, в то время, как в ресайклинге материалы должны сначала быть переработаны.
Что происходит в России
В марте 2020 года в России разразился скандал с участием крупнейшей в Европе розничной сети по продаже одежды H&M. Ношеные вещи, которые покупатели сдавали на переработку в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, отправлялись на склад, откуда их выставляли на продажу в интернете.
Об этом стало известно после выхода репортажа журналистки Елены Володиной на YouTube. В H&M провели собственное расследование. Выяснилось, что вся одежда, поступающая к ретейлеру в рамках инициативы H&M Garment Collecting, проходила стадию сортировки на предприятиях партнеров немецкой сети I: Collect. В России таким партнером выступало предприятие ООО «Астекс», расположенное в Лыткаринском районе Московской области. В результате этого расследования I: Collect приняли решение незамедлительно перейти к более серьезному контролю и прекратить отношения с компанией «Астекс».
Если на западе ресайклинг уже не просто тренд, а скорее норма, то в России все только зарождается. «Второе дыхание» — единственный фонд, который занимается сбором и переработкой одежды. С 2015 года «Второе дыхание» развивает инфраструктуру приема ненужной одежды, которой ежегодно пользуются более 200 тыс. человек из 18 российских регионов. Одежда, которую уже нельзя использовать в качестве помощи благотворительным организациям, используется для переработки. Сотрудники склада сортируют одежду по составу, разделяя синтетику, шерсть и хлопок, затем делают сортировку по цвету и срезают всю фурнитуру. После этого текстильное сырье или уезжает на переработку к партнерам фонда, либо перерабатывается в собственном цехе «Второго дыхания».
Один из главных российских ньюсмейкеров в 2020 году — Valio. Финская компания по производству молочной продукции выпустила коллекцию одежды из ткани Mi Terro, получившейся из остатков молочного производства. Коллекция создана совместно с популяризатором переработки в России Ольгой Глаголевой и брендом 99recycle. Вся одежда пригодна к повторной переработке.
«За последние пять лет в мире и, конечно в России, тренд на переработку и органику перешел из маленьких хиппи-магазинов в крупнейшие конгломераты производителей одежды. Быть не экологичным и не иметь отдел «sustainability» не модно и не современно. И чем ты сам крупнее, тем больше денег ты должен вкладывать в экологизацию своих процессов. Российская экономика, конечно, все еще существует на добыче и торговле полезными ископаемыми, но мне кажется, что самый крупный мировой тренд в России тоже распространится довольно быстро, и в ближайшие несколько лет нас ждут серьезные экономические и производственные преобразования» — считает Ольга Глаголева, арт-директор проекта Go-circular
Тренд или жизненная необходимость?
Последние пару лет тема устойчивого развития стала одной из самых обсуждаемых в мировой индустрии моды. Решить проблему глобального перепроизводства и неправильной утилизации текстильных отходов возможно только лишь приложив совместные усилия государства, производителей, ретейлеров, потребителей, медиа и общественных организаций.
Устойчивая мода — «голубой океан» для брендов и ретейлеров. Монетизация отходов — это уже «голубой океан» для производителей материалов. Ориентировочно $500 млрд составляют ежегодные потери индустрии моды, вызванные тем, что одежда редко перерабатывается.
В августе 2019 на саммите G7, который прошел в Биарицце, 32 компании, представляющие около 150 брендов, присоединились к «Модному пакту», цель которого — снизить экологически негативное влияние индустрии моды на природу. Инициаторами создания пакта выступили президент Франции Эммануэль Макрон и Франсуа-Анри Пино, генеральный директор Kering (Gucci, Balenciaga, Saint Laurent, Alexander McQueen). Помимо Kering в списке — гиганты fast fashion H&M и Inditex, а также Chanel, Hermès International, Prada, Salvatore Ferragamo, Giorgio Armani, Burberry, Ralph Lauren и крупнейшие спортивные бренды — Adidas и Nike. Согласно пакту, компании-участники обязуются перейти на возобновляемые источники энергии, использовать больше переработанных материалов, отказаться от одноразовой пластиковой упаковки и поддерживать инициативы по сохранению биоразнообразия до 2030 года.
Есть и те, кто скептически относится к тому, насколько крупные бренды привержены принципам устойчивого развития, обвиняя их в гринвошинге.
«Давайте не будем делать вид, что люди делают покупки в Zara, чтобы получить ценности, которые потом можно будет передать следующему поколению, — говорит главный редактор австралийского Vogue по вопросам устойчивого развития Клэр Пресс. — За последние 20 лет система моды полностью изменилась, перейдя от сезонных всплесков к почти мгновенному удовольствию. Шесть месяцев ожидания новой коллекции новому поколению кажется безумием. Выросшие в эпоху «быстрой моды» и Instagram действуют по принципу «see now, buy now — увидел-купил».
Несомненно, переработка и экологичные ткани будут играть ключевую роль в устойчивом будущем, но потребителям также придется изменить свое поведение.
Осознанный выбор в пользу качественных и долговечных вещей ответственных производителей, бережное отношение и продление жизненного цикла личных вещей, перепродажа и аренда одежды, сдача на переработку — все это должно стать частью нашей повседневной жизни. Нам нужно сбавить обороты, потратить немного времени, чтобы снова надеть нашу одежду и заново оценить ее. Помните, что бы вы ни носили, для этого потребовались огромные физические и творческие ресурсы.
Быть ответственным и заботиться об окружающем мире — уже не просто тренд, это жизненная необходимость. И 2020 год однозначно показал всем нам, насколько хрупкая наша планета, насколько она нуждается в нашем внимании и защите.
Подпишитесь на наш «Зеленый» канал в Telegram. Публикуем свежие исследования, эко-новости и советы, которые помогут жить, не вредя природе.