Экономист Сергей Степанов — о ценности свободы в академической карьере
Об эксперте: Сергей Степанов — доцент МИЭФа. В октябре 2020 года его статья о том, почему руководителям полезно получать предвзятую оценку работы подчиненных, была принята к публикации в Journal of Economic Behavior and Organization.
Интервью предоставлено Международным институтом экономики и финансов.
Из инженеров в экономисты
В конце 1990-х годов я окончил МАИ и не знал, что делать дальше, поскольку техническое образование в то время не давало хороших карьерных перспектив. Как-то случайно я узнал про РЭШ, это была совершенно новая история для отечественного образования и науки. Понял я это только потом, а тогда просто услышал, что учиться там интересно, по окончании же можно найти увлекательную и высокооплачиваемую работу. Что такое экономика как наука, я тогда совершенно себе не представлял. Но потихоньку она меня заинтересовала, и после некоторых колебаний я решил уехать на PhD.
Поскольку я не был топовым студентом, раскрученные американские университеты были для меня недоступны. Поэтому я решил подаваться в Европу. В результате я попал в Свободный университет Брюсселя (Université Libre de Bruxelles) на PhD программу ECARES (European Center for Advanced Research in Economics and Statistics, Европейский центр передовых исследований в экономике и статистике).
Учеба в Брюсселе
EСARES — относительно небольшой, но сильный исследовательский центр. Его основали в 1991 году выпускники MIT и Гарварда Матиас Деватрипон и Филип Вайл. Матиас был моим научным руководителем, а его научным руководителем был нобелевский лауреат 2007 года Эрик Маскин.
Годы в Брюсселе — один из любимых периодов моей жизни. Я погрузился в европейскую культуру на пять лет, нашел новых друзей и, кстати, жену, которая опрометчиво согласилась впоследствии переехать со мной в Москву. Брюссель — это такой мини-Лондон, очень космополитичный город, в котором смешивается много культур. Я окунулся во все это и, как мне кажется, стал другим, более свободным, человеком. Возможно, это поважнее получения PhD.
За свободой на рынок труда
Привлекательность академической карьеры для меня заключена в свободе. Ты можешь заниматься тем, что тебе нравится и в чем видишь смысл. Я сам ставлю вопросы и сам отвечаю на них. Конечно, это определенный челлендж, быть самому себе хозяином трудно — нужно уметь себя мотивировать даже тогда, когда кажется, что ты в тупике, и ничего не получится.
Осенью 2004 года я вышел на международный рынок труда для «академиков» — начал подавать документы в разные университеты. Тогда еще все бумаги нужно было посылать по почте в аналоговом виде, и я ходил туда и отправлял большие конверты со своей job market paper и CV. После этого, как заведено, в начале января я поехал в США на большую конференцию, где меня собеседовали разные университеты. У меня было порядка десяти интервью, которые вылились примерно в 5 flyouts (приглашений выступить с семинаром. — РБК Тренды). Предложений работы в итоге оказалось два: в университете города Орхус в Дании и в Москве, в РЭШ. Я выбрал последнее. Проработав там семь лет, я перебрался в Вышку.
Экономика как вечный научный квест
В математике перед ученым, как правило, есть спектр нерешенных, но уже поставленных задач. К примеру, доказать теорему Ферма. В экономике такого «шорт листа» нет, там вопрос исследования надо придумать самому — это одновременно самое интересное и самое сложное. Ты смотришь вокруг и задаешь вопросы: Почему так? Как можно объяснить то или иное поведение людей? Почему, например, люди в Москве не носят маски в метро (а в Нью-Йорке носят), или принимают неоптимальные решения на финансовых рынках? Почему люди слушают популистов, а правительства принимают заведомо неэффективные решения? Ты стремишься понять причину таких феноменов, придумать объяснение. Это и есть исследовательское мышление. Правда, этого мало, поскольку надо еще уметь формализовать свои мысли (по крайней мере, экономисту-теоретику) с помощью математических моделей.
Новая статья
Моя статья, осенью 2020 года принятая к публикации в JEBO (Journal of Economic Behavior and Organization), посвящена тому, как оптимально оценивать работу и принимать решения относительно будущего экономического агента, озабоченного карьерными стимулами. Она называется Biased Performance Evaluation in A Model of Career Concerns: Incentives versus Ex-Post Optimality, препринт вышел еще в 2015 году, а саму тему я начал разрабатывать около семи лет назад.
Работники фирм, менеджеры, госслужащие, исследователи в университете периодически подвергаются оценке своей деятельности, от которой зависит их дальнейшая судьба. Оказывается, что в общем случае начальнику оптимально создать предвзятую схему оценки, причем оптимальная «предвзятость» может быть как против, так и в пользу агента.
Дело в том, что такая предвзятость, будучи неоптимальной, впоследствии может стимулировать агента работать на достижение результата. Например, людей, которые кажутся нам априори талантливыми, нужно оценивать жестко, а тех, кто изначально не производит впечатления, нужно оценивать мягко, и эта «предвзятость» должна расти с силой карьерных стимулов агента. Людей же, относительно таланта которых есть большая изначальная неопределенность, не следует оценивать предвзято.
Кроме науки
Я увлекаюсь бегом. Бегаю все дистанции от 5 до 42,2 км, но хочу в скором времени попробовать ультрамарафон (все, что больше 42,2 км) или какой-нибудь горный трейл. Еще люблю почитать исторические книги на ночь. Кстати, часто идеи для исследований черпаются именно из них.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.