Высшее образование, 02 дек 2020, 16:00

Как цифровые аватары помогут студентам управлять временем

Читать в полной версии
Фото: РБК Тренды

Университет ИТМО — национальный исследовательский университет в Санкт-Петербурге, ведущий вуз России в области информационных и фотонных технологий. Приоритетные направления: ИТ, фотоника, робототехника, квантовые коммуникации, трансляционная медицина, урбанистика, Art&Science, Science Communication. С 2016 года университет входит в ТОП-100 лучших вузов мира в области компьютерных наук по версии предметного рейтинга Times Higher Education.

Задача

Создать для студентов экосистему персональных цифровых ассистентов, упрощающую навигацию в потоках событий и задач с учетом персональных целей. Помочь учащемуся в управлении временем, поиске и определении приоритетов среди активностей в вузе, чтобы он мог эффективно вкладывать время не только в учебу, но и в другие сферы самореализации.

Предпосылки и мотивация

Современный университет — это поле возможностей, где студент может заняться не только учебой, но и наукой, спортом, искусством или попробовать себя в инновациях и предпринимательстве. Чтобы лучше усвоить дисциплины и прокачать soft skills, студенту нужно гибко реагировать на возникающие возможности и выбирать оптимальные события и задачи. Собрать команду для хакатона или сделать экспонат для выставки Art&Science, потратить 10 тыс. часов на изучение технологий программирования или пойти на курсы Product Owner — предложений вокруг очень много. Для их фильтрации нужны время и силы, которые пригодились бы в учебе и саморазвитии.

Решение

В 2020 году Университет ИТМО начал работу по созданию «Аватара». Он сочетает в себе элементы рекомендательного движка, диалоговой системы, тайм-менеджера и коммуникационной площадки. «Аватар» — это «брокер времени» своего владельца, который предоставляет цифровую площадку различным рекомендательным и информирующим сервисам. Он делает это на основе текущих целей и интересов владельца и наглядно показывает прогресс в движении к целям.

Приложение имеет несколько разделов: профиль, лента, события, чат. В процессе взаимодействия «Аватар» уточняет предпочтения пользователя и подстраивается под них. В отличие от чат-ботов и рекомендательных алгоритмов, «Аватар» эволюционирует вместе со своим владельцем, чтобы приблизить его к достижению текущих целей. Персональные ассистенты работают в логике открытой экосистемы и не навязывают своему владельцу какие-то конкретные инструменты. Главный критерий подбора — эффективность и удобство для конкретного человека.

Реализация

Три месяца ушло на разработку основной концепции. Сначала специалисты ИТМО создали веб-демонстратор, в котором было несколько рекомендательных сервисов. При создании прототипа была выбрана стратегия Mobile First: она позволяет просматривать информацию от своего аватара буквально «на бегу». Первый релиз «Аватара» был готов к 1 сентября, после чего продукт прошел тестирование в лаборатории UX и смешанной реальности: специалисты интервьюировали студентов в момент их знакомства с мобильным ассистентом.

Результаты

По итогам тестов студенты ИТМО оценили удобство интерфейса и функциональность и настроили своих аватаров для будущего использования. Первая версия продукта умеет рекомендовать новости ИТМО в соответствии с интересами студента, подбирать потенциальных научных руководителей и зарубежные университеты для академической мобильности. А еще с помощью сервиса «Корчеватель» «Аватар» может создавать мини-дайджесты о научных работах сотрудников ИТМО, используя выдержки из их публикаций. Благодаря поэтапной реализации проекта на основе обратной связи формируется вторая версия «Аватара», с более плотной интеграцией с корпоративной информационной системой и расширенными возможностями.

Планы и перспективы

После доработки «Аватар» будет доступен студентам Университета ИТМО. Сейчас специально для проекта разработчики создают игровой движок — элементы геймификации добавят для того, чтобы дополнительно мотивировать студентов на достижение своих целей. Также проект поможет в реализации «перевернутых» классов и микрообучения, чтобы материалы можно было поставлять just-in-time прямо в мобильный телефон. В будущем «Аватар» может стать помощником не только для студента, но и для преподавателя или сотрудника вуза.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Высшее образование IT Soft skills Педагогика Внедрение инноваций Agile Дополненная реальность Геймификация Кейсы компаний
Главное