Четвертая промышленная революция, 24 ноя 2020, 11:48

Как «Роснефть» создает верфь нового поколения

Читать в полной версии
Фото: РБК Тренды
Судостроительный комплекс «Звезда» учрежден в декабре 2015 года. Проект реализуется консорциумом крупнейших компаний во главе с «Роснефтью»

Задача

Создать верфь для строительства всех типов морских судов и добычных платформ для работы на Арктическом шельфе.

Предпосылки и мотивация

Основной предпосылкой для создания ССК «Звезда» было развитие Северного морского пути, который должен стать одним из ключевых транспортных коридоров между Европой и Азией. Однако для бесперебойной работы Севморпути необходим собственный арктический флот. Кроме того, он требуется для освоения месторождений на шельфе российской Арктики.

Решение

Судостроительный комплекс решили построить в Приморском крае силами консорциума инвесторов во главе с «Роснефтью». В продуктовую линейку новой верфи включили суда водоизмещением до 350 тыс. т, элементы морских платформ, суда ледового класса, транспортные и специальные суда, а также другие виды морской техники. Часть техники ранее не выпускалась в России — для нее не хватало сложных спусковых и гидротехнических сооружений.

Реализация

Строительство верфи началось в 2015 году и было разделено на две очереди. В состав первой вошел блок корпусных производств, стапель с уникальными кранами, продвинутая судо-транспортная система и транспортно-передаточный док «Вымпел». При этом на верфи внедрили высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, а также 3D-моделирование агрегатов и процессов.

Основной объект второй очереди — сухой док, который станет одним из крупнейших в мире гидротехнических сооружений. Его размеры (485 х 114 х 15 м) позволяют одновременно строить несколько крупнотоннажных судов. Осенью 2020-го строительство дока вступило в завершающую стадию. В доке установлен самый мощный в мире кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. т и не имеющее аналогов в России насосное оборудование.

Благодаря уникальным гидротехническим сооружениям и оборудованию тоннаж и спусковой вес корпусов практически не ограничен, подчеркивают в «Роснефти». На верфи можно строить большинство типов существующих и перспективных судов, включая супертанкеры и суперледоколы.

У «Звезды» уже есть несколько крупных проектов в работе. В частности, здесь строят самый мощный в мире ледокол «Россия» проекта «Лидер», который способен взламывать четырехметровые арктические льды. Он спроектирован для обеспечения круглогодичной проводки коммерческого флота по Севморпути.

Результаты

Портфель заказов ССК «Звезда» превышает 50 судов, вместе с опционами — 59 судов. Пилотную загрузку верфи обеспечила «Роснефть», которая разместила заказ на 28 судов.

Планы и перспективы

Весь комплекс производств «Звезды» планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году. Как ожидают в компании, верфь может стать драйвером для смежных отраслей и всей экономики Дальнего Востока.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Четвертая промышленная революция Внедрение инноваций Кейсы компаний
Главное