Частное образование, 19 ноя 2020, 18:30

Онлайн за миллион: как COVID-19 повлиял на частное образование

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Как дефицит педагогов-экспатов сказался на учебных заведениях — в материале РБК Тренды

Дети — самые неочевидные жертвы пандемии. Сады и школы в числе первых закрывались для защиты молодого поколения от распространяющейся коронавирусной инфекции. Сфера образования пребывала в смятении, ведь нужно было организовать учебный процесс согласно условиям новой реальности. Но если с государственными учреждениями все было более-менее понятно, то частные пострадали и продолжают страдать сильнее — многие педагоги-носители языка уехали на родину в марте 2020 года и не могут вернуться в Россию до сих пор.

Почему двери все еще закрыты

Детсады и школы перешли на занятия в дистанционном формате, поэтому иностранным педагогам пришлось вести уроки онлайн из дома в России или из-за границы до конца 2019-20 учебного года. Практически все они трудились либо по рабочим визам, действительным до одного года, либо по визам для высококвалифицированных специалистов (ВКС), действительным до трех лет. Кто не побоялся попасть под локдаун в чужой стране и остался в России, либо продолжили работать по действующим документам, либо сумели продлить визы, либо попали под миграционную амнистию. Но значительное количество преподавателей-иностранцев (более 30% в некоторых образовательных учреждениях) оказались за пределами России.

К началу занятий в сентябре многие экспаты не смогли вернуться в Россию. Ограничения на въезд иностранных граждан, введенные распоряжением правительства 16 марта, до сих пор не сняты. Сейчас, чтобы миграционная служба приняла документы, нужно, чтобы человек был включен в специальный список, сформированный ФСБ и МВД при поддержке министерств и ведомств, к которым относятся работодатели.

Процесс включения в него иностранных сотрудников достаточно сложен и занимает много времени. Их въезд также сопряжен с рисками и плохо предсказуем: руководителям необходимо еще на этапе подачи документов указывать дату и место пересечения таким иностранцем государственной границы.

В связи с этим остается неясным, как будет проходить учебный процесс в частном образовательном сегменте, если части преподавателей-экспатов нет в стране, и перспективы их прибытия в РФ туманны.

Как дефицит педагогов-экспатов сказался на учебных заведениях

Несколько крупных международных образовательных организаций в России официально объявили о задержке начала нового учебного 2020-21 года. Некоторые из них также заявляли о запуске в сентябре 2020 года в режиме «гибридного» обучения (когда часть учеников занимается очно, остальные — заочно), аргументируя трудностями с соблюдением мер социального дистанцирования. Но в большей мере задержки с началом учебного года и возврат к дистанционному образованию в крупных международных учебных заведениях связаны с нехваткой педагогов-иностранцев.

В нескольких наиболее дорогостоящих учебных заведениях до сих пор нет ясности по возвращению или прибытию всех их сотрудников в Россию. Оставшимся в стране иностранным и российским педагогам пришлось на неопределенный срок заменить своих временно выбывших коллег в классной комнате. В связи с этим некоторые школы и сады могут столкнуться с дефицитом высококвалифицированных иностранных кадров, что может затруднить оказание образовательных услуг в очном формате.

Юридически во время режима повышенной готовности занятия были перенесены в онлайн из-за официально объявленного правительством Москвы «форс-мажора». В настоящий момент дистанционное обучение введено только для учеников определенных классов муниципальных школ в Москве. Для учебных заведений с иными собственниками существуют рекомендации о применении аналогичного перехода. Потенциально замена обучения вживую на онлайн-формат может создать юридическую и имиджевую проблемы. А это — больной вопрос для международных образовательных учреждений премиального сегмента.

Какие меры предпринимают частные сады и школы

Англо-американская школа в Москве (AAS), основанная посольствами США, Великобритании и Канады, задержала начало учебного года на несколько недель, хотя обычно занятия начинались в конце августа. Их ученики в сентябре были вынуждены начать обучение в гибридном режиме: 50% в школе, 50% — онлайн. В настоящий момент все три подразделения AAS полностью находятся на дистанционном обучении. Это заведение нацелено в первую очередь на детей дипломатов и иных иностранцев, доля российских школьников составляет всего 20%. Набор учеников осуществляется по национальным квотам. Если дефицит педагогов-иностранцев будет продолжаться, то школа, согласно своему уставу, будет отдавать свободные места прежде всего детям из вышестоящих категорий за счет наименее приоритетных. В связи с этим поступление в AAS станет еще менее вероятным для российских граждан и семей, в которых, кроме иностранного, один или оба родителя имеют в том числе и российское гражданство.

Некоторым организациям повезло больше, потому что проблему получилось решить «малой кровью». Например, в британском детском саду Britannia School в Москве квалифицированный специалист замещал нового педагога-экспата в классной комнате до тех пор, пока новая сотрудница не приехала в Россию.

«В настоящее время Великобритания внесена в список стран, с которыми у России открыто сообщение. То есть педагоги-граждане этого государства имеют право въехать в РФ. Это дает возможность работодателям подавать документы на приглашение для рабочей визы. К счастью, новый педагог детского сада находилась в Великобритании и прилетела в Москву прямым рейсом. Но когда начнут принимать документы на рабочие визы и впускать в Россию англоговорящих учителей из США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других стран, все еще непонятно», — отмечает руководитель Britannia School миссис Холли Робертс.

Чем сложившийся дефицит экспатов грозит частному образованию в будущем

Важной спецификой деятельности современного негосударственного сектора образования остается его клиентоориентированность. Российские частные сады и школы стараются учитывать запросы родителей к качеству, содержанию и условиям обучения их детей. По мнению руководителей частных школ России, отношения с родителями в негосударственных общеобразовательных организациях сильно отличаются от государственных. Педагоги частных школ должны:

  • чаще интересоваться мнением родителей (84%);
  • меньше конфликтовать с ними (63%);
  • периодически отчитываться (50%).

В связи с этим возникает вопрос: если родители планировали оплачивать своим детям дорогостоящее обучение офлайн с педагогами-иностранцами (иногда идет речь о сумме более 1 млн руб. в год), захотят ли они получать такую услугу в дистанционном формате за те же деньги?

Дефицит педагогов-экспатов еще больше расшатывает тяжелое положение частных детских садов, школ, образовательных центров и секций. Если с ними в массовом порядке будут разрывать договоры на обучение (а это уже происходило в период режима повышенной готовности весной), большинство просто не выживет. Один из самых пессимистичных прогнозов по дальнейшему развитию ситуации сделал представитель Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов России Амет Володарский:

«Частное образование, в отличие от бизнеса, не имеет никакой «жировой подушки», а удар от коронавирусных мер оно получило первым из-за запрета на обучение в очной форме. Сложившаяся за время изоляции ситуация приведет к тому, что в России исчезнет частное образование. А полное отсутствие конкуренции в результате ухудшит качество образования как такового».


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Частное образование Иностранные языки Образование как бизнес Дошкольное образование Школьное образование Онлайн-образование
Главное